«Птицы чувашского края» педагогический проект для дошкольников

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Познавательно - исследовательский,

imageинформационно – творческий проект

для детей 4-5 лет

 

 

«Птицы чувашского края»

 

                                              Разработала:

                                                                         Борзова Альбина Юрьевна,

                                                                                                 воспитатель МБДОУ "Детский сад №78"

                                              г. Чебоксары

 

 

 

Чебоксары 2022

 

 

Технологическая карта проекта.

 

Название проекта

«Птицы чувашского края»

Разработчик проекта

Борзова Альбина Юрьевна,воспитатель.

Тип проекта

Познавательный, исследовательский,  информационно  - творческий

Участники проекта

Воспитатель, дети 4-5лет, родители в (их законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (с 01.11.2021г. по 30.04.2022г.)

Цель

 Формирование системы осознанно – правильных экологических представлений (многообразие, образ жизни, строение и др.) у детей о птицах родного края, формирование условий для формирования у детей элементов экологической культуры. Воспитание любви и бережного отношения к птицам родного края. Повышение уровня вовлечённости родителей в деятельность группы, просвещение родителей в вопросах развития у детей познавательного интереса.

Задачи 

  • Продолжать знакомить с многообразием птиц родного края, их образом жизни и поведением, видеть зависимость внешнего вида от образа жизни и среды обитания;
  • Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу;
  • Формировать умение наблюдать и делать вывод из наблюдений;
  • Формировать понятия о перелётных и зимующих птицах;
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах;
  • Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников;
  • Формировать речевую активность, используя технологию «строителинг»;
  • Активизировать словарный запас, развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • Развивать внимание, память, и логическое мышление;
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение;
  • Формировать умения перерабатывать полученную информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
  • Познакомить детей с технологией создания мультфильма (использование современных технических и программных средств, с мульти. студией и оборудованием); познакомить с процессом фотосъёмки; дать представления о переносе отснятого материала на компьютер.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Ожидаемый результат

 

  • Дети знают основных птиц живущих в родном городе, окрестных лесах, на берегу, их образе жизни, поведении; могут частично объяснить зависимость строения, оперения, формы клюва от образа жизни и места обитания;
  • Дети знают зимующих и перелётных птиц Томской области;
  • Дети умеют наблюдать и делать элементарные выводы из своих наблюдений;
  • Дети с удовольствием отражают свои знания и наблюдения в творческих работах, с желанием представляют сверстника подготовленные презентации;
  • Дети умеют задавать элементарные вопросы по теме и отвечать на них; составляют элементарные рассказы по технологии «строителег»; слушают художественные произведения и заучивают стихотворения.

Этапы

 

  • стихи о птицах;
  • В стадии формирования находится бережное и заботливое отношение к птицам; знания о том, чем можно кормить птиц, чтобы не навредить им;
  • Родители с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях группы, повышая уровень своих экологических знаний и осознают необходимость экологического воспитания детей.

Подготовительный этап:

  • Подбор материала, методической литература,  интернет ресурсов;
  • Составление плана реализации основного этапа проекты (первичный анализ задачи,  создание педагогами мотивации принятия задачи детьми);
  • Информирование родителей об актуальности, целях и задачах проекта;
  • Подбор дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр.

Основной (практический) этап:

  • Проведение бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, презентаций;
  • Чтение художественной литературы и заучивание стихов и загадок по данной теме;
  • Просмотр мультфильмов по теме проекта;
  • Образовательная деятельность: познавательные занятия, работа детей в центрах группы по данной теме, составление рассказов с использованием технологии «строителинг», представление детьми презентаций подготовленных дома с родителями по теме проекта;
  • Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд по данной теме;
  • Опытническая деятельность;
  • Привлечение родителей к оказанию помощи в создании презентаций.

Заключительный этап:

  • Создание мультфильма детьми совместно с воспитателями по теме проекта;
  • Оформление книги «Птицы нашего края»;
  • Участие детей в экологической конференции на уровне ДОУ
  • Создание панно в природном уголке «Птицы нашего края»;
  • Оформление фото – отчёта для родителей о реализации проекта;

Проведение совместного мастер – класса с детьми и родителями по изготовлению кормушек «Как правильно сделать кормушку».

Ресурсы

 

  • Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ;
  • Ноутбук, музыкальный центр, мультстудия;
  • Оборудование необходимое для творческой деятельности детей (пластилин, клей, цветная бумага, цветной картон, кисти, краски, карандаши, клеёнки, салфетки и др.),
  • Предметно – пространственная среда ДОУ: музыкальный зал, спортивный зал.

Трансляция проекта

-на педагогическом совете;

-на родительском собрании;

-на сайте школы

 

Актуальность:

Живя в городе мы: взрослые и дети, весьма ограничены в возможности общения с природой. А ведь дошкольный возраст – это именно период, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы, и именно в этот момент важно начинать формировать экологическую культуру личности. А одной из важных задач по экологическому воспитанию считается знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. А кто из представителей животного мире чаще всего встречается в городе? Конечно же птицы. Невозможно представить нашу жизнь без птиц, но мы так привыкли что они всё время рядом с нами, что забываем о том, что они нуждаются в нашей заботе и охране, а многие из них вообще занесены в красную книгу.

Птицы отличаются сложным и разнообразным оперением, они строят гнёзда, высиживают птенцов, заботятся о своём потомстве, могут совершать дальние перелёты. Свои эмоции они выражают звуками, которые очень часто бывают сказочно красивыми, у них есть способности к звукоподражанию, они даже могут воспроизводить нашу речь.  Всю эту информацию необходимо систематизировать и углублять у наших детей, именно поэтому уже в дошкольном возрасте дети должны иметь представления об удивительном мире птиц и прежде всего о птицах, живущих на нашей малой родине, в родном краю.

Так же важным в этом возрасте является формирование основ нравственности по средствам экологического воспитания – эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы.

 

Проблема:

  • Ребята знают о птицах очень мало и только о тех, которые постоянно живут в городе; и практически не знают о птицах,  живущих в лесах, на берегах реки  родного края и редко прилетающих в город.
  • Ребята не владеют информацией о том, чем можно подкармливать птиц, чтобы не навредить их здоровью; как можно помогать птицам в зимний период.
  • У детей нет знаний о том, как форма тела, клюва, оперения зависит от образа жизни птицы и среды её обитания.
  • Недостаточное внимание родителей к данной проблеме.
  •  

Цель проекта

 

        Цель проекта - формирование системы осознанно – правильных экологических представлений (многообразие, образ жизни, строение и др.) у детей о птицах родного края, формирование условий для формирования у детей элементов экологической культуры. Воспитание любви и бережного отношения к птицам родного края. Повышение уровня вовлечённости родителей в деятельность группы, просвещение родителей в вопросах развития у детей познавательного интереса.

 

Задачи проекта

 

  • Продолжать знакомить с многообразием птиц родного края, их образом жизни и поведением, видеть зависимость внешнего вида от образа жизни и среды обитания;
  • Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу;
  • Формировать умение наблюдать и делать вывод из наблюдений;
  • Формировать понятия о перелётных и зимующих птицах;
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах;
  • Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников;
  • Формировать речевую активность, используя технологию «строителинг»;
  • Активизировать словарный запас, развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • Развивать внимание, память, и логическое мышление;
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение;
  • Формировать умения перерабатывать полученную информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
  • Познакомить детей с технологией создания мультфильма (использование современных технических и программных средств, с мульти. студией и оборудованием); познакомить с процессом фотосъёмки; дать представления о переносе отснятого материала на компьютер.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты

  • Дети знают основных птиц живущих в родном городе, окрестных лесах, на берегу, их образе жизни, поведении; могут частично объяснить зависимость строения, оперения, формы клюва от образа жизни и места обитания;
  • Дети знают зимующих и перелётных птиц Томской области;
  • Дети умеют наблюдать и делать элементарные выводы из своих наблюдений;
  • Дети с удовольствием отражают свои знания и наблюдения в творческих работах, с желанием представляют сверстника подготовленные презентации;
  • Дети умеют задавать элементарные вопросы по теме и отвечать на них; составляют элементарные рассказы по технологии «строителег»; слушают художественные произведения и заучивают стихи о птицах;
  • В стадии формирования находится бережное и заботливое отношение к птицам; знания о том, чем можно кормить птиц, чтобы не навредить им;
  • Родители с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях группы, повышая уровень своих экологических знаний и осознают необходимость экологического воспитания детей.

 

Принципы реализации проекта

 

  • Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действ
  • Воспитательная ценность знаний и умений
  • Поиск согласия в ре­шении главных вопросов.
  • Осоз­нанная деятельность всех участников педагогического проекта.
  •  

Этапы проекта

 

I  : Подготовительный

Задачи: выявить уровень подготовленности детей и взрослых к реализации проекта.

Подготовить материал, материально-техническую и методическую базу для реализации проекта. ознакомить с проектной деятельностью педагогов ДОУ, детей, родителей.

Пути реализации:

- изучение программ, методической литературы по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста ПДД;

- анализ внешней среды по данной проблеме;

- анализ предметной среды детского сада, группы;

- анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей по выявлению отношения к данной проблеме.

- разработка модели взаимодействия  взрослых и детей по теме проекта.

II этап:  Основной (практический):

Задачи: выполнение работ по плану проекта.

Задачи этапа:

  •  Продолжать знакомить с многообразием птиц родного края, их образом жизни и поведением, видеть зависимость внешнего вида от образа жизни и среды обитания;
  • Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу;
  • Формировать умение наблюдать и делать вывод из наблюдений;
  • Формировать понятия о перелётных и зимующих птицах;
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах;
  • Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников;
  • Формировать речевую активность, используя технологию «строителинг»;
  • Активизировать словарный запас, развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • Развивать внимание, память, и логическое мышление;
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение;
  • Формировать умения перерабатывать полученную информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
  • Познакомить детей с технологией создания мультфильма (использование современных технических и программных средств, с мульти. студией и оборудованием); познакомить с процессом фотосъёмки; дать представления о переносе отснятого материала на компьютер.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

 

Пути реализации:

- обеспечение материальной части проекта: изготовление дидактических, настольно-печатных игр, приобретение художественной литературы, видео- и аудиокассет, приготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм и т.д.;

- привлечение родителей к изготовлению и приобретению наглядных пособий;

- оформление наглядной информации для родителей;

- организация игр, занятий, экскурсий, целевых прогулок;

- просмотр мультфильмов, художественных  фильмов, учебных фильмов;

- чтение сказок, рассказов, стихов;

- проведение развлечений, праздников, встреч с работниками ГИБДД .

Основные мероприятия проекта "Птицы чувашского края"

 

Мероприятие

Цель

Представление детьми мини – презентаций подготовленных совместно с родителями о птицах Чувашской Республики.

Расширять и уточнять представления детей об изменении образа жизни птиц в разное время года в Томской области, Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах. Закреплять понимание взаимосвязи живой и неживой природы через экологические цепочки, развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе, любовь к природе родного края.

Беседы с детьми на темы: : «Птицы нашего края», «Как живут пернатые зимой», «Зимующие и перелётные птицы», «Кто заботится о птицах», «Что можно, а что нельзя кушать птицам» ,

«Что такое мультфильм и как они делаются?», знакомство с профессиями: сценарист, художник,  монтажёр,  актёр, декоратор, оператор и др;

«Знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности  на нём, элементарные правила при работе с мультистудией.

Расширять и уточнять представления детей об изменении образа жизни птиц в разное время года в Томской области.  Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах. Закреплять понимание взаимосвязи живой и неживой природы через экологические цепочки, развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе, любовь к природе родного края.

Познакомить детей с технологией создания мультфильма (использование современных технических и программных средств, с мульти. студией и оборудованием); познакомить с процессом фотосъёмки; дать представления о переносе отснятого материала на компьютер. Формировать представление о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников.

Чтение художественной литературы:

 В. Бианки «Кто как зимует?»,  Н. Калинина «Про птиц», М. Горький «Воробьишко», З. Александрова «Новая столовая», В. Чаплина «Птицы над нашим окном»,  А. Прокофьева «Снегири», Г. Скребицкий «Крылатые соседи», «Берегите птиц»,В. Бианки «Синичкин календарь»

Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать чтение или рассказывание взрослого. Вызвать желание принимать участие в общей беседе по содержанию: отвечать на вопросы, высказывать своё впечатление, заучивать небольшие отрывки, соотносить содержание произведения с личным опытом. Обогащать словарь детей. Развивать эмоциональный отклик на события описываемые в произведении.

Творческая деятельность детей: рисование:  «Синичка на ветке», «Ворона»,  «Голубь»,  «Персонажи для мультфильма» (птицы,  рыбки,  и др. по сценарию);

аппликация: «Снегири», «Воробьи» (обрыванием), «Птичья столовая» (коллективная), «Персонажи для мультфильма» (птицы,  рыбки, деревья и др. по сценарию);

лепка: «Сорока» (налепом), «У кормушки» (коллективная), «Птички в гнёздах», «Декорации для мультфильма» (фоны: речка, берег и др. по сценарию).

Развитие творческих способностей и интереса к рисованию, упражнять в рисовании птицы передавая форму её тела(овальная), частей, оперенья; упражнять в рисовании красками, кистью (убирать лишнюю воду и краску с кисти, правильно держать кисть). Учить пользоваться палитрой для смешивания красок и получения нужного цвета. Развивать образное восприятие, воображение.  Упражнять в рисовании птицы нетрадиционным способом, дополняя рисунок разными деталями.

Закреплять правила техники безопасности при работе с ножницами. Упражнять в умении вырезать из прямоугольника округлые и овальные формы. Закреплять навыки работы с клеем и кистью: аккуратно намазывать, приклеивать, убирать излишки клея салфеткой. Упражнять в выполнении аппликации в технике «обрывание». Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Продолжать учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные особенности (вытянутый клюв, овальное туловище, хвостик). Закреплять приёмы лепки скатывание, прищипывание, оттягивание; умение соединять части плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов. Упражнять в технике лепки «налепом». Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Конструирование из природного материала: «Гнёзда», «Декорации деревьев».

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструирование из конструктора «ТИКО»: «Птички», «Кормушки».

Познакомить с конструкцией гнезда, технологией его строительства и его значения для птиц (должно быть удобным, тёплым, чтоб высиживать птенцов). Учить самостоятельно подбирать необходимый материал и строить гнездо. Развивать пространственное мышление, усидчивость, внимание, воображение, сообразительность. Познакомить с техникой создания плоскостных деревьев используя природный материал для создания декораций для мультфильма. Развивать творческую фантазию, умение дополнять свою работу  разным материалом. Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое до конца.

Закреплять знания детей о частях тела птиц. Формировать умение конструировать объёмные конструкции опираясь на образец и помощь воспитателя. Упражнять в умении соединять и разъединять детали конструктора, соотносить по форме, подбирать подходящие детали. Развивать пространственное мышление, усидчивость, внимание, воображение, сообразительность.

Просмотр мультфильмов по теме проекта.

Продолжать знакомить с многообразием птиц родного края, их образом жизни и поведением, видеть зависимость внешнего вида от образа жизни и среды обитания. Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу, умение наблюдать и делать вывод из наблюдений, понятия о перелётных и зимующих птицах;

Сюжетно – ролевые игры: : «Мы птицы», «Перелёт птиц на юг», Птичья столовая», «Поможем птицам» и другие по желанию детей.

Расширять и уточнять представления детей об изменении образа жизни птиц в разное время года. Закреплять понимание взаимосвязи живой и неживой природы через экологические цепочки, развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе, любовь к природе родного края.

Оформление книги «Зимующие и перелётные птицы нашего края».

Формировать умения перерабатывать полученную информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Итоговое мероприятие : создание  мультфильма «Снегири».

Познакомить детей с технологией создания мультфильма (использование современных технических и программных средств, с мульти. студией и оборудованием); познакомить с процессом фотосъёмки; дать представления о переносе отснятого материала на компьютер. Формировать представление о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников. Познакомить с профессиями: монтажёр, сценарист, актёр, декоратор; формировать умение брать на себя роль разных профессий. Развивать внимание, активность на всех этапах работы, доводить начатое дело до конца. Развивать навыки умения договариваться, взаимодействовать между собой, оказывая посильную помощь друг другу. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к оборудованию и продуктам творчества.

Мастер – классы с родителями и детьми по изготовлению кормушек «Как правильно сделать кормушку?».

Объединить воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников. Формировать понимание что кормушка должны быть удобна для птиц (могут легко влететь и вылететь, что удобно воробью- не удобно голубю), закреплять знания о том какие продукты можно давать птицам, какие нет: солёное сало нельзя, только не солёное; свежий хлеб нельзя и т. д.). Учить получать удовольствие от проделанной работы и видеть результаты своего труда.

Неделя защиты птиц

 

Объединить воспитателей, родителей и детей в общей  работе по проекту.

Совместное с родителями мероприятие "День птиц"

Сплотить детско-родительский и педагогоический коллектив в процессе проведения совместных мероприятий.

 

План сотрудничества с родителями

 

Мероприятия

Сроки

Общее родительское групповое собрание на тему

« Экологическое воспитание дошкольников с помощью родительско-детских проектов»с целью ознакомления родителей с планом работы по проекту.

 

октябрь

Анкетирование родителей «« Нужно ли детям знать о птицах своего края?»»

 

 

октябрь

 

Консультация для родителей « Нужно ли детям знать  птицах своего края?»

 

октябрь

 

День "Птичкин дом"

ноябрь

Круглый стол "Поможем нашим птицам".

 

декабрь

День открытых дверей: «Эколята»

 

январь

Творческая мастерская по созданию  панно «Птицы Чувашской Республики»

 

февраль

Творческая мастерская по созданию книги «Зимующие и перелётные птицы чувашского края»

март

Участие родителей в проведении « Недели безопасности птиц»:

 

апрель

 

Повторное анкетирование родителей «« Нужно ли детям знать  птицах своего края?».

апрель

 

Участие в подготовке и проведении праздника «День птиц»

апрель

 

План взаимодействия с социальными институтами города

 

Название социального института

 

Мероприятия

Сроки

1.

Библиотека семейного чтения     им. М. Сеспеля

 

 

1. КВН «Птицы нашего края».

2.Выставка книг «Птицы Чувашской Республики»;

3. Конкурс оригинальных детских рисунков « Братья мои меньшие».

 

февраль

2.

Чувашский национальный музей

Экскурсия в Чувашский национальный музей, зал «Чувашия в XX веке и Природа и человек».

 

март

 

III этап: заключительный

Направление деятельности: анализ задуманной идеи, полученных результатов.

Задача:

Оценить результаты труда по осуществлению проекта.

Содержание:

- итоговое диагностирование детей по выявлению знаний детей о птицах Чувашской Республики;

- повторное анкетирование родителей  «Нужно ли детям знать о птицах родного края?»

- день открытых дверей для родителей и педагогов «Эколята»;

- проведение «Неделя защиты птиц» в группе;

- создание совместно с детьми мультфильма «Снегири»;

- выставка совместных поделок родителей  с ребенком «Зимующие птицы » (природный или бросовый материал»).:

-  оформление выставки детских работ «"Братья наши меньшие";

- проведение совместного праздника с участием родителей  «День птиц»;

- обобщение положительного опыта по теме проекта  на Совете педагогов.

 

 

Заключение

 В процессе реализации проекта «Птицы нашего края» были получены положительные результаты: 92% детей называют названия птиц и их приспособленность к погодным условиям зимой, 100% детей умеют определять корм и кормление птиц в кормушках, 62% детей определяют и называют зимующих птиц нашего края.

Работа над проектом позволила:

  • повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;
  • дети научились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, составлять описательный рассказ о птицах по схеме, по иллюстрациям;
  • на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;
  • у детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
  •  У родителей  воспитанников повысился интерес к экологическому воспитанию детей, в частности, к изучению птиц нашего, чувашского края;
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • пополнилась картотека художественного слова (стихи, загадки, пословицы и поговорки о птицах), картотека подвижных игр, фильмотека мультфильмов про птиц.

   В результате реализации проекта также появились продуты проекта: панно «Птицы чувашской Республики», книга «Зимующие и перелётные птицы чувашского края», мультфильм «Снегири».

 

Использованная литература

 

1. «Детство» программа развития воспитания в детском саду . Под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной; СПб.: «Детство – пресс», 2006.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа экологического воспитания в детском саду ; М.: Мозаика – Синтез, 2010.

3. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Москва Издательство Гном, 2014.

4. Е. В. Баринова «Учимся любить природу» Росто – на Дону – Синтез 2014.

5. Е. А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» Творческий цент – Сфера, 2012