Консультация Проектная деятельность в ДОУ

Шуклина Екатерина Александровна

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО.

Что же такое проект?

Существует много определений проекта. Поскольку речь идёт о проектной деятельности в дошкольном учреждении, вот примеры высказываний педагогов:

  • По мнению Виноградовой Н.А и Панковой Е. П., проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
  • Ряд  ученых  (Т.  А.  Данилина,  М.  Б.  Зуйкова,  Л.  С.  Киселева и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Таким образом, в дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.

Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.

Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих – заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей. Например:

  • Изменить:

 - себя;

 - что-то в привычном окружении;

 - привычный порядок действий;

  •  Делать что-то в присутствии детей:

- не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек , увлеченно занятый делом (и взрослый особенно), привлекает детское внимание без дополнительных усилий);

- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы).

  • Внести:

- предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи – принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;

  • Попросить  о помощи (конкретной, реальной).
  • - Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при встрече…).
  • - Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).
  • Объявить тему.

Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым.

Типы проектов

В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:

Веракса Н.Е. в своей книге «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» выделяет три основных вида проектной деятельности:

  • По количеству участников в проекте:
  • индивидуальные
  • групповые
  • коллективные
  • По продолжительности выполнения проекта:
  • краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц)
  • средней продолжительности (до 3 мес.)
  • долгосрочные (полугодие, учебный год)
  • По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)
  1. Исследовательско -творческий
  2. Информационный (практико-ориентированный)
  3. Ролево-игровой
  4. Творческий
  • творческую
  • исследовательскую
  • нормативную.

При этом:

  • Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
  • В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.
  • Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Способ разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «Трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

  1. Что мы знаем?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Что узнали?
  • Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ  отдельных  занятий  позволяет  улучшить  будущие  проекты. Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Основные этапы проектирования

 

I этап. Поисковый.

Определение темы проекта.

В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер.

Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.

При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.

2 этап. Плановый.

Разработка плана деятельности по достижению цели:

-К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;

-В каких источниках можно найти информацию;

-Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование) ;

-С какими предметами научиться работать для достижения цели.

 

Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.

3этап. Практический.

Выполнение проекта .

Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно- развивающей среды.

Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой : «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Жан Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, делать и

чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»

Содержание организованной деятельности по реализации проекта также должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития (создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).

4 этап. Завершающий или контрольный.

Подведение итогов.

Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.

При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога , возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для    создания   портфолио       любой   проектной   деятельности,    нужно придерживаться структуры оформления, которая включает:

  • информационную карту (основные сведения о проекте, его характеристика);
  • содержание (план реализации проекта, этапы с описанием мероприятий по реализации проекта);
  • приложение (конспекты, анкеты, сценарии, фотографии, результаты продуктивной деятельности - рисунки и пр.)

 

Портфолио проекта

Подводя итог, всему сказанному выше, следует сказать, что основной целью включения проектного метода в практику работы ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.