Главные вкладки
Пять лучей воспитания #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022
Все мы прошли периоды взросления. Все взрослые сначала были детьми - звездочками. Все без исключения были новорожденными, слушали рассказы про свое раннее детство, вспоминали свой детский сад и то, как хотели побыстрее вырасти, попасть в отрочество. Никто не миновал подростковый период самоутверждения личности и молодость, наполненную перспективами мечтаний и планов. Но были и отличия, индивидуальны те условия, при которых эти процессы протекают и потенциал возможностей раскрытия даров и талантов, который заложен индивидууму при рождении.
Л. С. Выготский и Д. Б Эльконин говорили, что в «дошкольном возрасте» у детей формируется внутренняя позиция, произвольное мышление, а взрослые - это носители социальных и личностных отношений, подающий пример.
Д. Пиаже считал возраст «дооперационной стадии» периодом, когда дети мыслят символически, используют образы, рисунки, слова для представления объектов.
Итальянский педагог Мария Монтессори полагала, что в это время ребенок «строит самого себя, обладает впитывающим мышлением и возрастной сензитивностью».
Я представляю пять лучей развития и воспитания, которые раскрывают потенциал наших «Звезд»:
· Первый лучик . Отвечаю за реализацию лучика «социальной ситуации развития» и не допущу «отчуждения», коснувшегося системы образования, когда родители имеют поверхностные и формальные представления о деятельности своих детей в детском саду, а воспитатели мало интересуются жизнью своих воспитанников. Ребята разделены по возрастам, что затрудняет трансляцию детской субкультуры от старших к младшим и способствует развитию между сверстниками конкурентных, соревновательных отношений. Деятельность на занятиях жестко задается взрослыми и зачастую лишена для детей личностного смысла, так как не отвечает их собственным потребностям и интересам. В результате происходит снижение качества образования, ухудшается психическое и физическое развитие и даже здоровье детей.
«Нас много, мы все разные и как хорошо, что мы все вместе, мы едины».
· Второй лучик над которым я работаю. Это развитие Soft skills («мягкие навыки») – это надтематические, личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми и находить оптимальные решения по различным вопросам и задачам. Вы думаете, что это для взрослых, «как развивать у ребенка навык, например, деловой переписки или ведения переговоров? Дошкольникам далеко до этого, поэтому можно подумать об этом позже». Это не так. Все «взрослые» гибкие навыки имеют свои эквиваленты на уровне детского возраста. Деловая переписка – это оформление своих материалов, переговоры – это коммуникация со взрослыми с целью получить что-то, взаимодействие с коллегами – это общение с ребятами в рамках выполнения какого-то группового задания и т.д. Главная цель развития мягких навыков с раннего возраста – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования, обеспечения социальной ситуации развития дошкольника в деятельности, относительно которой у ребенка есть понимание того, что именно он делает, зачем он это делает, есть осознание собственных замыслов.
«Звезды лучше знают, как и для кого они светят».
· Третий лучик. Не забываю и про «эмоциональный интеллект» (EQ), который включён в перечень основных навыков будущего в России и большинстве стран мира! Наши дети учатся понимать себя, свои эмоции и потребности, называть и распознавать свои эмоции, правильно вести себя в различных ситуациях, понимать эмоции и потребности окружающих, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими, легче и эффективнее воспринимать новую информацию, осваивать ЛЮБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ материал.
«Здорово, когда на нашем космодроме царит гармония и взаимопонимание, даже с представителями внеземных цивилизаций».
· Четвертый лучик. Защищает лучик идей «свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики». В нашей вселенной - детском саду, есть такая галактика «Open Space» развивающей предметно-пространственной среды, где ребенку доступно все, здесь он может гибко планировать и реконструировать пространство по содержательным (а не режимным) основаниям. Мы не нарушаем принципы наше системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или на нашем космодроме – детском саду, должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.
· Пятый лучик. Самый главный лучик, без которого «Звездочка» не будет светить ярко, всегда и везде: ведущую деятельность в дошкольном возрасте – игру. Без этого связующего лучика не зажечь свет настоящей звезды.
«Игра – это целый космос!».
Как много звезд на небе, как ярко и самобытно они могут светить, дарить тепло и радость, а мы гордимся тем, что небо, которое окружает наших «звездочек» всегда открыто для них, дарит синюю глубину и свободу для самостоятельной деятельности детей, реализации их свободного замысла.