отчет

Спицына Ольга Владимировна

В   данном  материале  рассказано об интересном событии которое  проходило в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesnoe_sobytie.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ,  о самом интересном образовательном  событии, которое  произошло  у нас в ДОО. 

Развитие саморегуляции – как условие успешности

при переходе дошкольников на следующий образовательный уровень.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет четкие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы у дошкольника при переходе на следующий образовательный уровень. Но я хотела бы выделить одну, которая является фундаментом для закладывания всех остальных.

        Для начала предлагаю ответить на вопрос.

- Какие компетентности, на ваш взгляд, должны быть сформированы у дошкольника, чтобы обеспечить ему безболезненное, бесшовное погружение в школьную жизнь, чтобы обеспечить ребенку успешность?

        Каждый ответит по-своему. А я предлагаю диаграмму ответов родителей и педагогов. Обратите внимание. Несмотря на разницу в позициях и фокусах рассматривания, ответы аналогичны.

И педагоги, и родители хотят, чтобы ребенок был внимателен, умел слушать и слышать, был усидчивым, терпеливым, нашел себя в коллективе. Если объединить все эти выражения по смыслу, то получается, самое главное: чтобы у ребенка была развита саморегуляция.

 Что это такое? Каким образом она формируется у дошкольников?  Попробуем разобраться!.

         Одной из эффективных технологий, направленных на формирование саморегуляции,  является Диалог с препятствиями. С данной технологией мы познакомились, будучи на стажировке в Москве, обучаясь непосредственно у ее разработчика.

Цель Диалога с препятствиями - это развитие процессов саморегуляции посредством погружения в образовательные риски.

        Для работы с данной технологией мы организовали необходимое трехмерное пространство, установили специально разработанный Сергеем Реутским разноуровневый игровой спортивный комплекс. Работа в нем связана с рисками, но не просто с рисками, а рисками осмысленными, образовательными.

        Что это значит? А то, что прежде, чем начать что-то делать, ребенок учится планировать, оценивать ситуацию, учитывать свои возможности, соотнося их со своими желаниями, учится концентрироваться, не отвлекаться, договариваться, уступать, то есть при работе на данном модуле, ребенок учится регулировать свои хочу и могу, нужно и можно        

   Но… Всякая  новизна непредсказуема, рискованна. Соответственно, отказ от рисков, отказ от новизны. Отказ от нового – это отказ от развития. Отказ от развития – это застой. А застой – это деградация,  разрушение. Поэтому отказ от риска может оказаться не такой безопасной ситуацией, как может показаться на первый взгляд.  Ограничивая риск здесь и сейчас, мы не задумываемся, что будет происходить, когда ребенок неподготовленный, уйдет в другие  пространства.

  Технология «Диалог с препятствиями» имеет  свой алгоритм:  

На  1этапе  происходит развитие умения слышать и слушать, развивается выдержка, идет работа на доверие, происходит соединение педагога с детьми. Когда дети научаются сконцентрировать интерес   и внимание на педагоге, то и на упражнениях, и в других жизненных ситуациях дети будут внимательны и сосредоточены. На первом этапе они учатся действовать после речевого воздействия или определенного сигнала.

 2 этап  включает в себя работу на противоположности. Все задания направлены на развитие внимания, на развитие ритма и способность осуществлять физические действия парами, тройками или всей командой. Дети учатся договариваться, уступать. Это важный образовательный эффект, необходимый для эффективной социализации и успешной адаптации к школьной жизни.

  3 этап это, когда  ребенок проходит тест на готовность, где так же учится слышать, реагировать на сигналы, действовать в команде. Дается задание, состоящее из  нескольких разнообразных действий, которые ребенок должен понять со слов  с минимальным показом и выполнить по цепочке, по формуле: воспринял-понял-запомнил-сделал-соотнес. Важно, чтобы ребенок понимал речь педагога. Если ребенком данная формула усвоена, то она обеспечит ему успешность не только в школьный период, но и  в течение всей жизни. Именно этот этап направлен на формирование предпосылок таких метапредметных компетенций, как способность воспринимать и анализировать задачу.

  4 этап Заключительная часть – это работа в физкультурном   комплексе, направленная на преодоление препятствий, на погружение в образовательные риски.

   Работа в комплексе основывается на правилах, которые вначале воспроизводятся педагогом, а впоследствии устанавливаются и фиксируются детьми. Следование правилам – важнейший этап развития регуляторной компетентности.  Работа в комплексе предполагает вариативность и имеет свою последовательность.

  Для того, чтобы ситуация риска была под контролем, я придумала алгоритм вопросов на развитие самоанализа:

  Ты где? Что делаешь? Ты высоко или низко? Ты висишь или стоишь? Ты держишься одной рукой или двумя?  - т. е проясняю намерения ребенка, его замыслы и потребности

  1.  Перевожу ситуацию в тренировку.  И учу оценивать ситуацию, предполагать последствия и выстраивать стратегию успешного преодоления.
  2.  Провожу мониторинг через наблюдения . Важно выявить, возникает ли у ребенка страх. Готов ли ребенок действовать?  Выбор есть всегда. Он может сам упрощать или усложнять задачи. Если это путешествие, ребенок сам решает, каким путем ему идти. На какую высоту залезть? Ребенок договаривается не только со взрослым или сверстником, но и с самим собой. Также важно, чтобы дети понимали, что взрослый всегда ему поможет. Умение обращаться с просьбой о помощи, это важный момент развития коммуникативной компетенции, это момент развития эмоционального аспекта саморегуляции.  Если я вижу, что у ребенка получается, тогда все действия  фиксирую.
  3.  Проводим анализ. Точечно обсуждаем результаты. Идет развитие предпосылок рефлексивных действий, где ребенок сам себя оценивает. А это значит, у нас  достигнут результат!

Какие же условия должны быть созданы для развития навыков саморегуляции на практике?

 Одно из условий:  и педагоги, и родители  должны быть готовыми  давать возможность ребенку рисковать.

 Как это сделать? Для этого мы предлагаем самим погрузиться в технологию, у педагогов есть возможность поучаствовать в процессе лазания на 3Д физкультурном комплексе. Родители пока, к сожалению, такой возможности из-за пандемии не имеют.  Мы дали возможность  каждому педагогу почувствовать  нерв от ситуации преодоления. Сначала это эмоции. Затем наполнение себя энергией. Взрослые видят ресурс методики «Диалоги с препятствиями», понимают, как включаются  процессы саморегуляции. И то, что казалось опасным, оказывается реально преодолимым. С родителями же мы используем онлайн-формат и взаимодействуем только в рамках реализации трех этапов и плюс совместная рефлексия.

Следующее условие – создание среды. И у нас она есть. Добавлю лишь, что в планах к лету приобрести уличное оборудование для ростового моделирования, которое по аналогии с Энджи плэй способствует развитию саморегуляции.

        Единство требований и общая заинтересованность, средовая вариативность, технологическая погруженность – вот те компоненты, которые через погружение в образовательные риски, позволяют обеспечить эффективность представленной технологии, обеспечивают формирование у дошкольников навыков саморегуляции, которые в свою очередь определяют успешность ребенка при переходе на следующий образовательный уровень, что и является главной задачей ФГОС ДО.