Проект «ТРОПИНКИ ЗДОРОВЬЯ»
Проект «ТРОПИНКИ ЗДОРОВЬЯ» Авторы: Снегирева (председатель профактива) Чабанова О.С. (общественный сектор) Воспитатель по физической культуре Новосибирск 2021 Содержание: 1. Краткая аннотация проекта………………………………………………….......3 2. Описание организации…………………………………………………………...3 3. Постановка проблемы…………………………………………………………....4 4. Цели и задачи проекта……………………………………………………….......5 5. Стратегия достижения поставленных целей и задач…………………………..6 6. I этап (подготовительный)……………………………………………………….7 7. II этап (этап проектной деятельности)…………………………………….........8 8. III этап (заключительный)……………………………………………………...13 9. Ожидаемые результаты……………………………………………………........13 10. Бюджет основных расходов проекта….……………………………………….13 11. Список литературы……………………………………………………………...14 «Мы не рассматриваем здоровье и долголетие как самоцель. Высокий смысл жизни человека – максимально позитивное проявление его разума и души, глубокое осознание преодолеть все недуги для того чтобы раскрыть весь заложенный в себе творческий потенциал, оказаться Человеком с большой буквы. Это значит быть нужным и полезным, как каждому человеку в отдельности, так и обществу в целом. Придет время, когда для каждого человека станет потребностью нести благо ближнему. Что же касается здоровья и долголетия, то они служат предпосылкой без которой человеку трудно выйти на высоты нравственности, морали и духовности». «Корпорация «Сибирское здоровье» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является поиск путей к оздоровлению и сохранению здоровья сотрудников ДОУ посредством проведения медицинских и профилактических мероприятий, коррекции психоэмоционального состояния, организации труда и отдыха, приобщения к здоровому образу жизни. Основные направления: - создание условий для творческой работы коллектива; - забота о здоровье сотрудников, как со стороны администрации так и профсоюза; - улучшение физического и эмоционального состояния. В результате работы над проектом в образовательном учреждении будут усовершенствованы условия для увеличения потенциала педагога, ведущие к повышению работоспособности, укреплению здоровья и позитивного отношения к профессии всех участников проекта. Планируется осуществлять работу по теоретическому обучению сотрудников через действие наглядного стенда «Детский сад – территория здоровья» по разделам: «Физическое здоровье», «Психическое здоровье», «Медицина», «Красота и здоровье», «Питание и здоровье» и использование таких форм работы как беседы, консультации, семинары, практикумы. В проект вовлечены все сотрудники ДОУ. Реализация проекта основана на соблюдении всех норм и требований охраны труда и отдыха по сохранению здоровья сотрудников ДОУ. Данный проект рассчитан на период с 01.09.2017 г. по 01.09. 2020г. Описание организации Детский сад № 11 «Снегирёк» основан в 1983 году. В учреждении работает 52 человека. Из них мужчин – 8 %, женщин – 92 %.. Обслуживающий персонал составляет - 53 % от общего числа сотрудников ДОУ. педагогов 23, что составляет - 47 % от общего числа сотрудников, из них: - молодых педагогов – 12 %, - среднего возраста – 54 %, - предпенсионного возраста – 26 %, - пенсионного возраста – 8 %. Для реализации творческих возможностей в коллективе созданы творческие группы по направлениям: - «Физкультурно – оздоровительное»; - «Художественно - эстетическое»; - «Экологическое». Интересы коллектива защищаются профсоюзом. Разработано «Соглашение – по охране труда» между администрацией учреждения и работниками. Для улучшения физического здоровья сотрудников в режиме работы «Оздоровительного центра» и «Физкультурного зала» в определенные дни отведено специальное время для занятий в группе здоровья. В дошкольном учреждении организованна библиотечка с подборкой книг по тематике проекта. Созданы дополнительные бытовые условия: зал психологической разгрузки, душевая. Для достижения поставленной цели используется не только предметно- развивающая среда ДОУ, но и возможности микро и макро-социума: - библиотека им. К.И. Чуковского, - стадион «Локомотив»; - бассейн «Молодость»; - парк культуры и отдыха Первомайского района; - пригородная зеленая зона отдыха; - выставки, театры г. Новосибирска: «Красный Факел», «Старый Дом», «Глобус» и др. Осуществлением проекта занимаются квалифицированные педагоги и медицинские работники. В проекте участвуют все сотрудники ДОУ Тип проекта: практико-ориентированный Возраст: от 20 до 67 лет. Продолжительность проекта: 3 года. Постановка проблемы МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк» расположен в Первомайском районе г. Новосибирска. Несмотря на значительную удаленность района от основной промышленной зоны, большое содержание зеленых насаждений и пригородной парковой зоны экологическая обстановка ухудшается: 1. наличием рядом железной дороги; 2. выбросами стрелочного завода, ТЭЦ – 5 и печным отоплением частного сектора; 3. загазованностью автомобильным транспортом. Так содержание сажи, пыли и СО2 в воздухе превышает ПДК в 2-3 раза (в зависимости от сезона и направления ветра), что негативно сказывается на здоровье. Возросло количество сердечно-сосудистых и бронхо - легочных заболеваний. Отдалённость Первомайского района от учреждений культуры (театров, музеев, выставок) не позволяет в достаточном количестве обеспечивать духовные потребности сотрудников. Поскольку психосоматическое и духовно – нравственное состояние обеспечивает достаточную трудоспособность, социальную активность, творческую деятельность и естественно продолжительность жизни, возникла необходимость создания системы мероприятий по оздоровлению сотрудников. В нашем коллективе 92 % женщин, а жизнь современной женщины полна проблем: - стрессы; - нервные и психические нагрузки; - отсутствие сбалансированного питания; - бытовая загруженность; - воспитание детей. По итогам анкетирования сотрудников в ДОУ и итогам диспансеризации был проведен анализ со следующими выводами: 1.повышенный вес имеют – 18 % сотрудников; 2. вредные привычки (курение) – 20 %; 3. хронические болезни – 28 %, в том числе варикозное расширение вен – 14 %; 4. болезни опорно-двигательного аппарата – 22 %; 5. однообразность подвижности у каждого второго сотрудника; 6. синдрому эмоционального выгорания подвержены в разной степени все педагоги ДОУ. С чего начинается здоровье?! Оно начинается с попыток осознания своего места в жизни! Быть здоровым, значит быть счастливым! Поэтому надо научить женщину рационально использовать свое время и силы, уделять внимание своему здоровью и красоте, познакомить со способами снятия усталости, а где как не в коллективе можно наиболее эффективно решать эти проблемы, используя пример коллег и найдя себе единомышленников. Цель проекта. Создать условия для развития положительной мотивации сотрудников ДОУ к улучшению и укреплению своего физического и психического здоровья. Задачи: 1. Усовершенствовать среду помещения и территорию детского сада для занятий по оздоровлению сотрудников. 2. Создать необходимые условия для физического и психического здоровья сотрудников. 3. Научить определять свой режим работы, планировать деятельность с целью повышения уровня здоровья и адаптационных возможностей организма. 4. Познакомить с правилами рационального питания и умению быть здоровой и красивой 5. Расширить знания сотрудников о работе организма с точки зрения биоритмов, как основы здорового образа жизни и саморегуляции духовно-эмоциональной сферы человека. 6. Познакомить с основными причинами заболеваний человека и как противостоять этому. 7. Отобрать эффективные формы работы с сотрудниками, направленной на формирование у них понимания приоритетной роли ЗОЖ. 8. Познакомить с комплексами физических упражнений в зависимости от диагноза и потребности сотрудников. 9. Обогатить спортивную жизнь коллектива. Стратегия достижения поставленной цели Предполагаемая система мероприятий направлена на оздоровление сотрудников. Формирование основ здорового образа жизни и основ валеологической культуры, улучшения психического и физического здоровья. Теоретические основания имеют сознательно установленную связь с учебно-методическим пособием: «Основы биоритмологии, хроногигиены и хронопрофилактики» - автор Ю.И. Бородин и с методическим пособием: «Как сохранить здоровье педагога» - автор В.Т.Лободин. Работа по данной методике позволяет решать поставленные задачи через: 1. Наглядную агитацию на стенде «Детский сад – территория здоровья»; 2. Турпоходы и посещение бассейна «Молодость»; 3. Культурно-массовые мероприятия (выезд на природу, театр, дни рождения); 4. Семинары и практикумы; 5. Арт-терапию и релаксацию; 6. Занятия ЛФК в группе здоровья «Здравушка»; 7. Танцевальную аэробику; 8. Психогимнастику; Для лечения сотрудников будут проводиться: 1. Физиолечение. 2. Ароматерапия. 3. Фитонцидотерапию. 4. Фитотерапия. 5. Массаж. 6. Занятия в группе здоровья. 7. «Степ - аэробика». 8. Танцевальная аэробика. 9. Йога. Для достижения результата имеет значение влияния следующих факторов: 1. Регулярность проведения запланированных мероприятий. 2. Теоретическое и практическое обучение сотрудников. 3. Личный пример инструктора по ФК и ЛФК. Сотрудничество заведующей, старшего воспитателя, медицинской сестры с сотрудниками ДОУ. Реализация поставленных задач будет происходить в три этапа: 1.вводный (подготовительный); 2.основной (практический); 3.заключительный (аналитический). I этап - вводный (подготовительный): № Мероприятие Место проведения и форма Срок выполнения Ответственный 1. Приобретение методической литературы, тренажеров, пособий по теме проекта. Магазины города В течение всего проекта Старший воспитатель, авторы проекта. 2. Создание нормативно-правовой, нормативно-медицинской и информационно-методической базы. ДОУ сентябрь - ноябрь Заведующая, профком, авторы проекта. 3. Создание необходимых условий для поддержания физического и психического здоровья сотрудников. ДОУ По мере создания Администрация, профком 4. Проведение медицинских осмотров диспансеризации. Поликлиника № 19 2 р. в год 1 р. в год Мед. местра. 5. Осуществление подбора памяток и методических рекомендаций, анкет. ДОУ В течение всего проекта Авторы проекта 6. Разработка физкультурных развлечений, комплексов упражнений по тематике проекта. ДОУ В течение всего проекта Воспитатель по ФК Инструктор ЛФК 7. Создание картотеки «Советы народной медицины». ОЦ В течение всего проекта. Инструктор ЛФК 8. Составить график посещения физкультурного и музыкального залов, оздоровительного центра сотрудниками. Физкультурный зал. Оздоровительный центр. Музыкальный зал. Октябрь Воспитатель по ФК Инструктор ЛФК 9. Приобрести тренажеры, «Диск здоровья» и гидромассажеры. ДОУ По мере поступления средств. Заведующая ДОУ, бухгалтерия 10. Изготовление стенда «Детский сад - территория здоровья». ДОУ Сентябрь Воспитатель по ФК Инструктор ЛФК 11. Создание библиотечки «Помоги себе сам». ДОУ В течение всего проекта. Воспитатель по ФК 12. Выявление знаний сотрудников о состоянии своего здоровья. ДОУ Сентябрь Воспитатель по ФК, профком 13. Заключить договор центром «Ассоль». ДОУ Сентябрь Старший воспитатель II этап – этап проектной деятельности: 1. Научить определять свой режим работы, планировать деятельность с целью повышения уровня здоровья и адаптационных возможностей организма. 2. Познакомить с правилами рационального питания и умению быть здоровой и красивой 3. Расширить знания сотрудников о работе организма с точки зрения биоритмов, как основы здорового образа жизни и саморегуляции духовно-эмоциональной сферы человека. 4. Познакомить с основными причинами заболеваний человека и как противостоять этому. 5. Отобрать эффективные формы работы с сотрудниками, направленной на формирование у них понимания приоритетной роли ЗОЖ. 6. Познакомить с комплексами физических упражнений в зависимости от диагноза и потребности сотрудников. 7. Сформировать интерес к своему здоровью и способам его укрепления. 8. Формирование у сотрудников ДОУ ценностных ориентиров, в понимании значимости здорового образа жизни. 9. Обогатить спортивную жизнь коллектива. № Мероприятие Место проведения Срок выполнения Ответственный Раздел «Оказание помощи в укреплении здоровья сотрудников» 1. Презентация новинок методической литературы и материала, памяток по тематике проекта. Методкабинет ДОУ По мере приобрете-ния и создания Старший воспитатель и авторы проекта. 2. Семинар-практикум: «Почему мы говорим о здоровье». «ОЦ» Октябрь . Инструктор ЛФК 3. Консультация: «Основы биоритмологии,хроногигиены и хронопрофилактики». Методкабинет ДОУ По плану Воспитатель по ФК 4. Консультация по теме: «Работа не помеха спорту». Зал психологическ. разгрузки По плану Воспитатель по ФК. 5. Занятия в группе здоровья: -«Танцевальная аэробика»; -«Степ-аэробика»; -«Йога для здоровья»; - «На лужайке». «ОЦ» Физкультурный зал По плану проведения занятий Авторы проекта 6. Консультация «Вредные привычки и их влияние на здоровье». Сайт ОО «О здоровье» Стенд. Библиотечка Здоровья. В течение проекта По желанию. 7. Участие в соревнованиях района «Веселые старты». Первомайский район По плану профсоюза Воспитатель по ФК 8. Рекомендации для сотрудников по организации оздоровительной работы с детьми дома: - «Домашний стадион»; - «Нам весело и в непогоду»; - «Давайте поиграем». Стенд В течение всего проекта Авторы проекта. 9. Методическая копилка «Вы об этом спрашивали». Сайт ОО В течение всего проекта Сотрудники ДОУ 10. Экскурсия: «Фитонцидные растения в интерьере». Группы ДОУ Март ежегодно Творческая группа «Экология» 11. Пешеходная прогулка «Растения биодоноры и биовампиры». Территория д/с. По сезонам ТГ «Экология» 12. Индивидуальные консультации: -«Звездный календарь комнатного цветоводства»; - «Кулинарные изыски здорового питания»; - «Гимнастика для лентяек»; -«Книга женской мудрости»; - «Хочу поправиться». Стенд В течение всего проекта Т.г.«Экология» Т.г. «Художественно-эстетическое развитие», И.г. «Движение» 13. Стенд «Детский сад - территория здоровья». ДОУ В течение всего проекта Авторы проекта. Раздел «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». 1. Советы «Антистресс». Материалы стенда В течение всего проекта Авторы проекта. 2. Семинар-практикум: «Арт-терапия, как средство сохранения здоровья». Методический кабинет Январь Т.г. «Художественно-эстетическое развитие», 3. Консультация: «Эмоции – наши союзники и их приручение». Зал психологической разгрузки Апрель Воспитатели групп. 4. Психологический кабинет: -«Как стать психологически стабильным человеком»; -«Здоровье работающей женщины»; - «Языки любви». Педагогический кабинет В течение всего проекта Старший воспитатель 5. Аудио – занятие «Релаксация» «ОЦ» 2 раза в неделю. Руководитель группы здоровья «Здравушка». 6. Обмен опытом: -«Общаться с ребенком КАК?»; -«Путы материнской любви». Группы ДОУ В течение всего проекта Воспитатели. 7. Участие в конкурсах самодеятельного творчества работников образования. Учреждения Первомайского района В течение всего проекта Старший воспитатель. 8. Профессиональный праздник «День работников дошкольного образования». Музыкальный зал 27 сентября ежегодно. Заведующая, профактив. 9. Декада пожилого человека. ДОУ Ежегодно октябрь Заведующая 10. Спортивные состязания. Физкультурный зал В течение всего проекта Воспитатель по ФК 11. Выставка цветов. Зал психологической разгрузки Сентябрь, ежегодно Воспитатели групп. 12. Макро социум «Приглашают театры города». г. Новосибирск В течение всего проекта По желанию. 13. Проведение просмотров семейных фотоматериалов. ДОУ В течение всего проекта По желанию. Раздел «Влияние питания на здоровье». 1. Курс лекций: - «Питание основа здоровья»; - «Внимание, мужчины!». Медицинский блок В течении всего проекта Медицинская сестра 2. Конкурс «Кулинарные изыски» ДОУ Март По плану профсоюза Сотрудники ДОУ. 3. Памятка «Еда – лекарство – это полезно знать!» Стенд В течении всего проекта Инструктор ЛФК 4. Обмен опытом: -«Дача кормит и лечит»; -«Лечебное питание». ДОУ В течении всего проекта Сотрудники ДОУ 5. Практикум: «Карвинг – искусство украшать» ДОУ По плану т.г. Т.г. «Художественно-эстетическое развитие» 6. Практические советы: -«Витамины на грядке»; - «Пища в радость»; - «Дары леса». Стенд В течении всего проекта ТГ «Экология», авторы проекта. 7. Дискуссия: «Диеты за и против». Группы ДОУ. В течение всего проекта. Сотрудники ДОУ. Раздел: «Красота и здоровье – залог успеха». 1. Лекции – практикумы: - «Советы косметолога»; - «Лицо расскажет». Группы ДОУ В течение проекта Сотрудники ДОУ. 2. Памятки: -«Полезный совет»; - «Маска, маска я тебя знаю»; - «Вопрос - ответ». Стенд В течение всего проекта Сотрудники ДОУ и авторы проекта. Раздел «Народная медицина» 1. Поделись: - «Народный рецепт»; - «Я делаю так!». Стенд В течение всего проекта Сотрудники ДОУ и авторы проекта. 2. Советы врача «Если заболел ребенок?». Стенд 1 раз в квартал Медицинская сестра 3. Консультация - «Осторожно! Животные дома»; - «Чтоб всегда быть в форме». Стенд В течение всего проекта ТГ «Экология» 4. Памятка «По законам фэн-шуй». Стенд В течение всего проекта Авторы проекта. III этап - обобщающий, заключительный этап: 1. Обобщение, анализ результатов работы по проекту «Тропинки здоровья». Формулировка выводов и составление рекомендаций для сотрудников для дальнейшей самостоятельной деятельности. 2. У большинства сотрудников ожидается осознание ценности собственного здоровья. 3. Отказ от вредных привычек. 4. Снижение процента сотрудников имеющих хронические болезни и синдром эмоционального выгорания. 5. Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата. 6. Улучшение общего психического состояния. 7. Повышение работоспособности. 8. Распространение передового опыта по оздоровлению и пропаганды ЗОЖ. 9. Разработка проекта «Детский сад – территория здоровья». Оценка качества оздоровительной работы в течение проекта будет сделана на собраниях трудового коллектива и в итоговых таблицах по диспансеризации сотрудников. Окончательный итог будет подведен в мае 2011 г. Успешный опыт работы по проекту представлен в следующих формах: 10. Консультации. 11. Практикумы. 12. Беседы. 13. Мастер – классы. 14. Фото и видео - материалы. 15. Печатный материал на стенде по теме проекта. Бюджет основных расходов № Статья расходов Всего Имеется Требуется 1. Аренда помещения: Бассейн «Молодость» 500000 - 500000 2. ТСО 201500 - 118500 3. Сопутствующие материалы: Призовой фонд 18200 18200 19200 4. Транспортные расходы: Поездка в театр, на выставки. - - личные расходы сотрудников Всего: 719700 82000 637700 Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990. – 288 с. 2. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога. – М.: «ЛИНКА_ПРЕСС», 2005. – 136 с. 3. Управление ДОУ. Научно практаческий журнал. 2008, № 1 (43) 4. Транквиллитати А.Н.Физическая культура для женщин в пожилом возрасте. – М.: «МЕДИЦИНА», 1964. – 92 с. 5. Коновалов С.С. Книга которая лечит болезни позвоночника и суставов. – М.: «ОЛМА_ПРЕСС», 2001. – 160 с. 6. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика. – Ростов н/Дону «ФЕНИКС», 2000. – 220 с. 7. Мазнев Н. Энциклопедия народной медицины.Изд. 9-е и доп. – М.: «Мартин», 2006. – 416 с. 8. Лапис Г.А. Здоровье женщины: полная энциклопедия. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 240 с. 9. Субботина Т.З. Все хотят быть счастливыми. «Уральский рабочий», 1991. – 352 с. 10. Кузнецова Л. Женщина на работе и дома. – М.: Политиздат,1980.–231с 11. Бородин Ю.М. Основы биоритмологии, хроногигиены и хронопрофилактики: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2001. – 63 с. 12. Курпатов А., Девятова Т. Мифы большого города с доктором КУРПАТОВЫМ. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. – 320 с. 13. Ингерлейб М.Б. Путеводитель по дыхательным гимнастикам: анализ известных методик. – М.: АСТ: «Астрель»,2006. – 313 с. 14. Доброва Е.В. Здоровые суставы и позвоночник за 5 минут. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 256 с. 15. Маршак М.С. Питание и здоровье. – М.: «Медицина», 1967. – 102 с. 16. Теплова Т.А. Сам себе лекарь. – Красноярк «Типография завода имени В.И. Ленина», 1991. – 38 с. 17. Савельева Ю. Варикозное расширение вен. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 64 с. 18. Савельев К. Полная энциклопедия ФЭН- ШУЙ. – М.: «Эксмо», 2003. – 368 с. 19. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. КАК? – М.: «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с. 20. Литвинова И.А. Книга женской мудрости: 3577 советов для красоты и здоровья. – М.: РИПЛО классик, 2005. – 704 с. 21. Серебрякова Т. Звездный календарь комнатного цветоводства. Серия «Супер!». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. 22. Хилтман Р. Йога для здоровья. М.: Советско-британское предприятие , 1991. – 144 с. Результаты 1. Обобщение опыта. 2. Участие в конкурсе: «Инновации в образовании». 3. Публикации промежуточных результатов по тематике проекта в газетах: «Дошкольник», «Чили», «Соседи». 4. Распространение передового опыта через интернет.
- Мне нравится (5)