Доклад – выступление на педагогическом совете «Повышение образовательной компетентности родителей в процессе конструктивного взаимодействия с педагогами ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО»
Ростки тепла и доброты
Мы сеем на планете
По жизни рядом мы идем
И взрослые, и дети!
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире.
В связи с этим в условиях компетентностных предпосылок особую актуальность для науки и практики приобретают исследования, изучающие компетентность родителей, ее структуру и условия формирования.
Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в современных условиях у детей дошкольного возраста, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.
Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты:
- мотивационный,
- личностный,
- гностический (когнитивный),
- организаторский,
- конструктивный,
- коммуникативный,
- эмоционально-ценностный,
- рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова).
Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.
Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей автором статьи включен компетентностный опыт, который, по мнению А. В. Хуторского, является наиболее важным в данной структуре. Рассмотрим каждый из выделенных.
Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.
Гностический - связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.
Коммуникативно-деятельностный - содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.
Компетентностный - предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания.
Учитывая интегративность изучаемого понятия, представленная структура является условной, тем не менее она дает возможность теоретически осмыслить сущность педагогической компетентности родителя и обнаруживает хороший базовый материал для дальнейшего практического применения.
Таким образом, сущностные характеристики компетентности, ее содержание, условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста послужили основанием для рассмотрения педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей как интегративного личностного образования, выражающегося в ценностно-гуманном отношении к ребенку, и представленного совокупностью взаимосвязанных компонентов, включающих систему знаний, педагогических умений, психологических позиций, личностных качеств и опыта, необходимых для эффективного воспитания самостоятельности у детей в семье.
Выявление особенностей педагогической компетентности родителей состоит из следующих показателей.
Компоненты | Показатели |
Мотивационно-личностный | - заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей; - осознание важности самореализации ребенка; - стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы; - наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю; |
Коммуникативно-деятельностный | - наличие умений строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики, развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; - стимулирование проявления самостоятельности ребенка в деятельности; - применение эффективных методов воспитания детей; - способствование появлению эмоционального предвосхищения результатами детской деятельности; |
Гностический | - наличие знаний об интегративных качествах личности дошкольника; - наличие знаний о проявлениях интегративных качеств в младшем и старшем дошкольном возрасте; - наличие знаний об особенностях становления личности ребенка в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания детей; |
Компетентностный опыт | - наличие взаимосвязаных педагогических знаний, умений, навыков развития и воспитания, которые родители приобретают через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, апробацию в действии и применении их в практике семейного воспитания |
На основании вышеизложенного можно нарисовать портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания ребенка, понимании значимости воспитания и развития для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он:
– не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эмпатию;
– не обладает знаниями теоретических основ воспитания; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания ребенка в семье;
– не владеет методами воспитания ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности;
– не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности;
– не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).
Для изменения такого положения вещей мы педагоги проводим систематическую работу направленную на:
- методическую поддержку родителей педагогами;
- практику организации родительских встреч по вопросам воспитания детей; - использованием в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта;
- отклик родителей на инициативы детского сада.
Наличии методической поддержки педагогами родителей, использовании эффективных форм и методов активизации компетентностного опыта родителей, реализации комплекса мероприятий для повышения заинтересованности родителей будет способствовать более успешному воспитанию ребенка; повышению уровня знаний теоретических основ воспитания ребенка в семье. Всё это будет содействовать успешному формированию педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117–137.
2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97–100.