Доклад «Художественно-эстетическое развитие. Использование ИКТ при реализации образовательной области»
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Затронули данные изменения и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Основная цель работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» осуществляется через решение следующих задач:
- организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ по художественно-творческой деятельности;
- развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- использование нетрадиционных, интегрированных форм организованной образовательной деятельности;
- взаимодействие с родителями по развитию детского творчества.
Основными педагогическими условиями реализации художественно- эстетического развития являются:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- вариативность в выборе тем ООД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
- Работа с педагогическими кадрами
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляемая через:
- курсовую переподготовку, семинары-практикумы, открытые просмотры ООД,
- консультации,
- смотры-конкурсы,
- творческие недели – «Неделя сказок», ярмарка «Дары осени»,
- анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
- тренинги,
- театральные постановки,
- посещение методических объединений по художественно-эстетическому развитию детей.
- Работа с детьми
Работа с детьми ведется в данном направлении не изолированно, а в интеграции:
- музыкальное воспитание,
- художественно-речевая деятельность,
- продуктивная деятельность
- Взаимодействие с семьёй
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения;
- дни открытых дверей, организация выставок, привлечение к участию в праздниках, театрализованных представлениях (изготовление костюмов).
Данный вид работы делает родителей и педагогов единомышленниками.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей (ООД, индивидуальная работа);
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники,
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театрализованные представления,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается в таких результатах как:
- дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности;
- участвуют в выставках и конкурсах;
- продолжают обучение в кружках.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
Компьютер используют при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительских – детских праздников с применением мультимедийных презентаций.
Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению их познавательной мотивации. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не
только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.