Овладение речью как сокровищница всех знаний.
Овладение речью перестраивает всю психику малыша,позволяя воспринимать явления более осознанно и произвольно.Необходимо заботиться о своевременном развитиии речи ,уделять внимание ее чистоте и правильности.Чем богаче и правилее речь ребенка,тем легче ему высказыватть свои мысли,тем шире его возможности в познании действительности,содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми,тем активнее происходит его психическое развитие.Дети,плохо говорящие,начиная осознавать свой недостаток,становятся молсаливыми,застенчивыми,нерешительными.Особенно важное значение имеет правильное,чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте,так как пистменная речь формируется на основе устной,и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.Праваильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 5-6 годам.Поэтому восприятие правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно.Речь не является врожденной способностью.Для нормального становления необходимо,чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка: слух,зрение,обоняние ,осязание- были так же достаточно развиты.Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания- диспепсии,хронические пневмонии,тонзиллит,аденоиды и т.д.Они ослабляют организм ребенка ,снижают его психическую активность,могут привести к психофизическому инфантелизму и астенизации.Речь развивается по подражаню,поэтому большую роль в формировании ее играет четкая ,неторопливая речь взрослых,окружающих ребенка.Предметы нужно называть правильно ,не искажая слова,не иметируя речь детей.Необходимо в первые месяцы формировать пассивный соловарь ,на его основе развивается активный словарь.Далее формируется фразовая речь.К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов.Фраза удлинняется и усложняется ,улучшается произношение.Также спонтанно корректируются физиологические нарушения звукопроизношения.К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка,имеет достаточно активный словарь и прктически овладевает грамматическиправильной речью.Воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи,активно и правильно руководить этим процессом.
Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи( интонация) и звуки речи( система фонем).Под интонацией понимается совокупность произносительных средств,которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.
Интонациявключает ритм,темп,тембр и мелодику речи.
Мелодика речи- повышение или понижение голоса для выражения утверждения,вопроса,восклицания во фразе.
Ритм речи- равномерное чередование ударных и безударных слогов,различных по длительности и силе голоса.
Темп- скорость произнесения речи.
Вдетской речи часто наблюдаются паузы ,связанные с несформированностью речевого дыхания ,с неумением ребенка распределить речнвой выдох,в соответствии с длиной высказывания.
Тембр,логическое ударение,речевой слух- все зависит от восприятия речи.
Звук вне речи не имеет значеня.,он пробретает его лишь в стуктуре слова,помогая различать одно слово от другого.( дом,ком,том,лом)Такой звук- смыслоразличитель называется фонемой.Все звуки различаются на основе артикуляторных и акустических признаков.Итак,в основу работы вкладываем выработку кинестетических ощущений .
- Мне нравится (18)