Диалоги с препятствиями

Спицына Ольга Владимировна

В статье рассказывается об эффективности новой технологии при работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogi_s_prepyatstviyami.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Диалоги с препятствиями

Всем добрый день! Меня зовут Спицына Ольга Владимировна. Я работаю в Подгоренском детском саду №2. Мое направление – это физическое развитие.

2 слайд

Актуальность

Физическое воспитание — это часть общего педагогического процесса.

От крепкого здоровья молодого поколения  зависит будущее страны.

Сегодня в Подгоренском детском саду №2  создана среда, направленная на развитие двигательной активности. Это и интерактивный коридор, который обеспечивает развитие детей в движении и спортивная площадка на улице,

3 слайд

и конечно же физкультурный комплекс.

Препятствие – это важное условие осуществления жизни, при этом, оно и условие невозможности жизнь осуществить. Препятствие – это необходимое условие для совершения разного рода усилий .  Развивающее пространство , в которое ребенок хочет войти и самостоятельно двигаться, играть и путешествовать, преодолевая препятствия. Пространство дает простор  для  детского конструирования, фантазии и игры, легко превращаясь то в космический корабль, то в крепость и горы. Диалоги с препятствиями мы рассматриваем как развивающее пространство, задающее логику.

Цель этой технологии -  способствовать  укреплению здоровья, выработке необходимых двигательных навыков, повышению работоспособности у ребенка.

4 сл

Условия среды помогают развивать   пространственное восприятия;  развивает у детей мотивацию и способность работать в заданном режиме. У дошкольников появляется  сосредоточенность; происходит становление деловых отношений между ровесниками, детьми и родителями с уходом от позиционных конфликтов. Дети преодолевают свои  страхи,  развивается способность к осуществлению «правильных»  физических действий:

-ходить, перешагивать, перепрыгивать по разным траекториям, удерживать равновесие, осваивая  необходимые двигательные балансы.

5 сл

Дети учатся  ставить цели, планировать и реализовывать свои замыслы через препятствия,  принимают  решения, не бояться нового и идти на осознанный риск. Преодолевая очередное препятствие,  ребенок  уже не зависит  от чужой оценки, а учится самостоятельно  оценивать  свой результат, соотносит  его со своими намерениями, у него идет развитие саморегуляции, а так же развиваются  социальные навыки.

Среда создана таким образом, что  позволяет  работать в команде, быть лидером и брать инициативу, помогать  выполнять интересную работу на пользу команды,

 уметь находить общий  язык   и действовать эффективно с теми людьми, которые рядом.

Дошкольники, которые работают в диалоге с препятствиями,  умеют  настаивать на своем и уступать.  

6 сл

Как и у каждой образовательной практики у диалогов с препятствиями есть своя структура.

1 этап Вводная часть – это работа на доверие,  где происходит соединение педагога с детьми.

2. этап Общеразвивающие упражнения . Он включает в себя работу на противоположности.

3 этап Основные виды деятельности .  На данном этапе ребенок проходит тест на готовность, где учится слышать, реагировать на сигналы, действовать в команде.

4 этап

Заключительная часть – это работа в физкультурном   комплексе, направленная на преодоление препятствий.

5 этап. Рефлексия  

Этап осознания проделанной работы детьми, этап подведение итогов.

Первый этап

7 сл

Один из вариантов проведения  вводной части это работа  с детьми в коридоре. Для этого у  нас  созданы условия . Это интерактивное пространство с цифровыми, буквенными, геометрическими и цветовыми обозначениями на полу.  Дети с удовольствием выбирают самостоятельно маршрут по карточкам, которые расположены на стене и передвигаются по таким же  обозначениям на полу.

8 сл

 Интерактивное пространство позволяет поддерживать детскую инициативу, двигательную активность,  мыслительную деятельность, деятельностный подход ,  предполагает  вариативность действий. Передвижения могут быть как по одному, так и парами, тройками, в полуприседе, гигантскими и муравьиными шагами.

 9 сл

Также вводная часть у нас проходит и в физкультурном зале.  Вначале   совместное проговаривание речевки, правил зала, зазывалки. Когда их интерес   и внимание сконцентрировано на педагоге, то и на упражнениях дети будут внимательны и сосредоточены.

В водной части можно  использовать серию ритмичных упражнений «Хлопы-шлепы-топы». Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, координацию движений. Упражнения в парах «солист и хор», где один ребенок показывает, все остальные выполняют» решается задача  деловых отношений между ровесниками.

10 сл

Так же  берем задание : ходьба между модулями, причем  как с открытыми, так и закрытыми глазами, встречная ходьба(н-р  мальчики навстречу девочкам), свободный бег (только не по кругу),бег парами, тройками, ходьба, держась по-разному друг за друга, разные виды перестроения. Все задания направлены на развития внимание, на развитие ритма и способность осуществлять физические действия.

11сл

Второй этап – это работа на противоположности. Дети разогревают  мышцы, происходит их максимальное напряжение и расслабление.  Предлагаем ряд упражнений: динамические – статические, с открытыми и закрытыми глазами, индивидуальные и групповые, движения быстрые и медленные. Поочередно даются задания, требующие проявления противоположных качеств. Например:  бросим из мягких модулей цилинд на дальнее расстояние , лист бумаги  как можно дальше. Максимальный результат  здесь может быть при хорошем расслаблении или напряжении. Или задание «сдвинуть с места груженную телегу», «сдвинуть с места друг друга», рисуем телом плавные замкнутые узоры без углов,  можно рисовать  восьмерки, волны, спирали.  Это способствует развитию гибкости позвоночника.

12 сл

Третий этап – это тест на готовность.

Дается задание, состоящее из  нескольких разнообразных действий, которые ребенок должен понять со слов  с минимальным показом и выполнить по цепочке: воспринял-понял-запомнил-сделал-соотнес. Важно, чтобы ребенок понимал речь педагога.

13 слайд

Когда дети перестают сталкиваться, видят друг друга, ориентируются в пространстве, слышат взрослого ( т.е не только физически размялись , но и психологически), только тогда переходим к основной части занятия. К работе в физкультурном комплексе. Тест необходим для того, чтобы  дети стали более сосредоточены, внимательны и готовы к преодолению препятствий и их построению.

14 сл

Четвертый этап «преодоление препятствий»

В физкультурном  комплексе,  дети могут самостоятельно запланировать свой маршрут по готовым траекториям или предложить свой маршрут другу.

Так же диалоги с препятствиями могут осуществляться как по индивидуальному маршруту, так и командой.

Могут препятствия выбирать командиры команд и по сигналу менять препятствия.

15сл

В заключении проводится рефлексия. Дети обсуждают пройденные маршруты. Делятся друг с другом, что получилось, что не получилось. Почему? Что необходимо сделать в следующий раз, чтобы были преодолены все препятствия? Какие препятствия были интересные, новые?  

В процессе диалога с препятствиями  у детей развивается  положительные черты характера: способность к сопереживанию, организованность, взаимовыручка. Уже в детские годы в стенах дошкольного учреждения воспитанники привыкают к ответственности, учатся товарищеским взаимоотношениям, справедливости, пониманию собственного достоинства. Дети становятся более спокойными, сосредоточенными. В конечном итоге, данная технология  способствует подготовке ребенка к жизни.