Диалоги с препятствиями
В статье рассказывается об эффективности новой технологии при работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogi_s_prepyatstviyami.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Диалоги с препятствиями
Всем добрый день! Меня зовут Спицына Ольга Владимировна. Я работаю в Подгоренском детском саду №2. Мое направление – это физическое развитие.
2 слайд
Актуальность
Физическое воспитание — это часть общего педагогического процесса.
От крепкого здоровья молодого поколения зависит будущее страны.
Сегодня в Подгоренском детском саду №2 создана среда, направленная на развитие двигательной активности. Это и интерактивный коридор, который обеспечивает развитие детей в движении и спортивная площадка на улице,
3 слайд
и конечно же физкультурный комплекс.
Препятствие – это важное условие осуществления жизни, при этом, оно и условие невозможности жизнь осуществить. Препятствие – это необходимое условие для совершения разного рода усилий . Развивающее пространство , в которое ребенок хочет войти и самостоятельно двигаться, играть и путешествовать, преодолевая препятствия. Пространство дает простор для детского конструирования, фантазии и игры, легко превращаясь то в космический корабль, то в крепость и горы. Диалоги с препятствиями мы рассматриваем как развивающее пространство, задающее логику.
Цель этой технологии - способствовать укреплению здоровья, выработке необходимых двигательных навыков, повышению работоспособности у ребенка.
4 сл
Условия среды помогают развивать пространственное восприятия; развивает у детей мотивацию и способность работать в заданном режиме. У дошкольников появляется сосредоточенность; происходит становление деловых отношений между ровесниками, детьми и родителями с уходом от позиционных конфликтов. Дети преодолевают свои страхи, развивается способность к осуществлению «правильных» физических действий:
-ходить, перешагивать, перепрыгивать по разным траекториям, удерживать равновесие, осваивая необходимые двигательные балансы.
5 сл
Дети учатся ставить цели, планировать и реализовывать свои замыслы через препятствия, принимают решения, не бояться нового и идти на осознанный риск. Преодолевая очередное препятствие, ребенок уже не зависит от чужой оценки, а учится самостоятельно оценивать свой результат, соотносит его со своими намерениями, у него идет развитие саморегуляции, а так же развиваются социальные навыки.
Среда создана таким образом, что позволяет работать в команде, быть лидером и брать инициативу, помогать выполнять интересную работу на пользу команды,
уметь находить общий язык и действовать эффективно с теми людьми, которые рядом.
Дошкольники, которые работают в диалоге с препятствиями, умеют настаивать на своем и уступать.
6 сл
Как и у каждой образовательной практики у диалогов с препятствиями есть своя структура.
1 этап Вводная часть – это работа на доверие, где происходит соединение педагога с детьми.
2. этап Общеразвивающие упражнения . Он включает в себя работу на противоположности.
3 этап Основные виды деятельности . На данном этапе ребенок проходит тест на готовность, где учится слышать, реагировать на сигналы, действовать в команде.
4 этап
Заключительная часть – это работа в физкультурном комплексе, направленная на преодоление препятствий.
5 этап. Рефлексия
Этап осознания проделанной работы детьми, этап подведение итогов.
Первый этап
7 сл
Один из вариантов проведения вводной части это работа с детьми в коридоре. Для этого у нас созданы условия . Это интерактивное пространство с цифровыми, буквенными, геометрическими и цветовыми обозначениями на полу. Дети с удовольствием выбирают самостоятельно маршрут по карточкам, которые расположены на стене и передвигаются по таким же обозначениям на полу.
8 сл
Интерактивное пространство позволяет поддерживать детскую инициативу, двигательную активность, мыслительную деятельность, деятельностный подход , предполагает вариативность действий. Передвижения могут быть как по одному, так и парами, тройками, в полуприседе, гигантскими и муравьиными шагами.
9 сл
Также вводная часть у нас проходит и в физкультурном зале. Вначале совместное проговаривание речевки, правил зала, зазывалки. Когда их интерес и внимание сконцентрировано на педагоге, то и на упражнениях дети будут внимательны и сосредоточены.
В водной части можно использовать серию ритмичных упражнений «Хлопы-шлепы-топы». Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, координацию движений. Упражнения в парах «солист и хор», где один ребенок показывает, все остальные выполняют» решается задача деловых отношений между ровесниками.
10 сл
Так же берем задание : ходьба между модулями, причем как с открытыми, так и закрытыми глазами, встречная ходьба(н-р мальчики навстречу девочкам), свободный бег (только не по кругу),бег парами, тройками, ходьба, держась по-разному друг за друга, разные виды перестроения. Все задания направлены на развития внимание, на развитие ритма и способность осуществлять физические действия.
11сл
Второй этап – это работа на противоположности. Дети разогревают мышцы, происходит их максимальное напряжение и расслабление. Предлагаем ряд упражнений: динамические – статические, с открытыми и закрытыми глазами, индивидуальные и групповые, движения быстрые и медленные. Поочередно даются задания, требующие проявления противоположных качеств. Например: бросим из мягких модулей цилинд на дальнее расстояние , лист бумаги как можно дальше. Максимальный результат здесь может быть при хорошем расслаблении или напряжении. Или задание «сдвинуть с места груженную телегу», «сдвинуть с места друг друга», рисуем телом плавные замкнутые узоры без углов, можно рисовать восьмерки, волны, спирали. Это способствует развитию гибкости позвоночника.
12 сл
Третий этап – это тест на готовность.
Дается задание, состоящее из нескольких разнообразных действий, которые ребенок должен понять со слов с минимальным показом и выполнить по цепочке: воспринял-понял-запомнил-сделал-соотнес. Важно, чтобы ребенок понимал речь педагога.
13 слайд
Когда дети перестают сталкиваться, видят друг друга, ориентируются в пространстве, слышат взрослого ( т.е не только физически размялись , но и психологически), только тогда переходим к основной части занятия. К работе в физкультурном комплексе. Тест необходим для того, чтобы дети стали более сосредоточены, внимательны и готовы к преодолению препятствий и их построению.
14 сл
Четвертый этап «преодоление препятствий»
В физкультурном комплексе, дети могут самостоятельно запланировать свой маршрут по готовым траекториям или предложить свой маршрут другу.
Так же диалоги с препятствиями могут осуществляться как по индивидуальному маршруту, так и командой.
Могут препятствия выбирать командиры команд и по сигналу менять препятствия.
15сл
В заключении проводится рефлексия. Дети обсуждают пройденные маршруты. Делятся друг с другом, что получилось, что не получилось. Почему? Что необходимо сделать в следующий раз, чтобы были преодолены все препятствия? Какие препятствия были интересные, новые?
В процессе диалога с препятствиями у детей развивается положительные черты характера: способность к сопереживанию, организованность, взаимовыручка. Уже в детские годы в стенах дошкольного учреждения воспитанники привыкают к ответственности, учатся товарищеским взаимоотношениям, справедливости, пониманию собственного достоинства. Дети становятся более спокойными, сосредоточенными. В конечном итоге, данная технология способствует подготовке ребенка к жизни.