Статья для педагогов и родителей "Развитие артикуляционной моторики"

Белоусова Екатерина Анатольевна

Статья для педагогов и родителей на тему: "Развитие артикуляционной моторики"

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района Белоусова Е.А.

Формирование правильного звукопроизношения у детей зависит от многих факторов, одним из которых  является состояние артикуляционной моторики.

Важную роль в формировании правильного произношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому  и плавному переключению с одного движения на другое,а также к  к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Проводится артикуляционная  гимнастика воспитателями, учителем-логопедом, так и родителями, заинтересованными в скорейшем овладении детьми правильным  звукопроизношением.

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

  • комплексы артикуляционных упражнений должны быть построены с учётом возможностей детей
  • при отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность

          Сначала даются самые простые упражнения, развивающие моторику артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются  базой для произношения того или иного звука.Затем отрабатываются чёткие артикуляционные уклады.

После используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата

(губы, язык, нёбо).

Одни упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, а  другие-за нескольких месяцев.

Необходимо иметь терпение, поддерживать ребёнка. Похвала  и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах, помогут быстрее овладеть тем или иным упражнением.

Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно.

Работа над развитием артикуляционной моторики долна занимать не менее 5 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом. Ребёнок должен видеть лицо взрослого, правильный образец выполняемого упражнения.

Упражнения ребёнком выполняется поэтапно.

Система упражнений по развитию артикуляционной  моторики должна включать как статические, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Артикуляционная гимнастика

  • "Окошко"

Широко открываем и закрываем рот.

  • "Улыбка"- "Трубочка"

Широко улыбаемся, показываем зубки. Затем вытягиваем губки вперёд.

  • "Блинчик"

Широкий спокойный язычок спокойно лежит на нижней губе. Под счёт от 1 до 5-7.

  • "Покусаем " язычок

"Кусаем" язычок зубками.

  • "Иголочка"

Узким язычком тянемся к пальчику.

  • "Часики"

Кончиком языка касаемся уголков губ.

  • Вкусное варенье"

Облизать губы по кругу.

  • "Почистим зубки"

"Чистим" зубки язычком. Верхние и нижние (внутри и снаружи).

  • "Качели"

Широкий язычок поднимаем то за верхние зубки, то за нижние.

  • "Маляр"

Язычком гладим верхнее нёбо(как будто красим потолок)

  • "Лошадка"

Широкий язычок присасываем к нёбу. "Цокаем" как лошадка.

  • "Грибок"

Присосать язык  к верхнему нёбу. Удерживать его, при этом опускать-поднимать нижнюю челюсть.

  • "Чашечка"

Широкий язычок "чашечкой" удерживаем за верхними зубками.

Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день перед зеркалом, 5-7 упражнений, 3-5 раз каждое.

Артикуляционную позу удерживать под счёт от 1 до 5-7-10.