Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи"
Методическая разработка учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи»
Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с № 65 Выборгского района Белоусова Е.А.
Важной задачей обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной лексически богатой и фонетически чёткой речи.
Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико- грамматического строя речи, для успешного овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения в школе необходим достаточно хороший уровень развития фонематических процессов.
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребёнка. Дети, имея полноценный слух и интеллект, оказываются не готовы к усвоению школьной программы.
Причина – в недостаточном развитии фонематического слуха.
В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети старше-подготовительного возраста, которые не смогли овладеть звуковой стороной языка. Из-за недостаточного развития фонематического слуха дети не готовы к усвоению школьной программы. У детей частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При таком нарушении в дальнейшем ребёнку трудно решить какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Наблюдаются трудности в различении глухих и звонких звуков, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, соноров между собой. Эти дети находятся в группе риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении чтением и письмом. Часто родители не понимают и не замечают проблемы, пока ребёнок не идёт в школу и не начинает неправильно писать. Для того, чтобы писать без ошибок, ребёнку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Поэтому важно развивать фонематический слух в дошкольном возрасте. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
К фонематическим процессам относят:
• Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
• Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определённых фонем, независимо от позиционных признаков.
• Фонематический анализ – мысленный процесс выделения отдельных фонем.
• Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
• Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
• Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
• Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; перестановка звуков, слогов).
• Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме – в смешении звуков. Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений в моей логопедической работе в процессе работы с детьми с речевыми нарушениями.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
• Учить выделять звук в чужой и собственной речи.
• Формировать фонематические представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
• Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков. При работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности от простого к сложному.
В своей работе по развитию фонематических процессов выделяю следующие этапы:
I этап: Узнавание неречевых звуков На этом этапе в процессе специальных игр у детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки.
Это развивает слуховое внимание и слуховую память, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Игры включают задания на распознание звучащих музыкальных инструментов (губная гармошка, бубен, свисток…), звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шуршание бумаги), действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки). Проводятся игры на узнавание голосов своих товарищей, мелодий.
Игры, которые использую в работе с детьми для развития неречевого слуха.
Игра «Угадай, кто говорит?»
Цель: развитие слухового внимания. Ведущий закрывает глаза. Ребёнок подходит и говорит слово или фразу. Ведущий по голосу определяет кто это говорил.
Игра «Что ты услышал?»
Цель: развитие слухового внимания. Детям продемонстрировать как звучат музыкальные инструменты.
Дети слушают и запоминают как звучат музыкальные инструменты, потом закрывают глаза и на слух определяют что звучало. Игра «Внимательные ушки» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: баночки с крупами, бумага, деревянные и металлические ложки, стаканы, ширма…) Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем ставит ширму. Дети должны на слух определить, что происходит за ширмой. – Что слышат ваши «внимательные уши»? (переливание воды, шуршание бумаги, пересыпание крупы…)
Игра «Отстучи ритм»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: карандаш. Взрослый отстукивает ритм на столе. Ребёнок слушает и пытается на слух воспроизвести ритмический рисунок. Игра «Угадай, что за животное (птица)?» Детям предлагается послушать запись голосов животных, пение птиц и предлагается угадать кто из животных (птиц) подаёт голос.
II этап: Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжение этого этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игры, которые использую в работе с детьми для развития речевого слуха.
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, кто это говорит?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Ребёнок поворачивается спиной к другим детям. Один из них (до кого дотронется взрослый) называет имя ведущего. Тот должен определить кто его позвал.
Игра «Угадай, животное»
Картинки: медведь, лиса, мышка. Ведущий вытаскивает картинку с животным и произносит звукоподражания и реплику в образе героя то низким, то средним, то высоким голосом. Дети должны угадать, кто из животных «говорит».
Игра «Всё ли верно»
Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами и сопровождает свои действия речью. Иногда действия и слова не совпадают. Дети должны заметить ошибки и сказать что неправильно.
Игра «Выполни задания»
Цель: развитие речевого внимания, памяти.
Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок (от 2-х до 5 инструкций).
III этап: Различение слов, близких по своему звуковому составу На этом этапе детям предлагаются игры, которые направлены на обучение детей различать слова, близких по звуковому составу.
Игра «Покажи картинку»
Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями, произносит слово и просит ребёнка показать нужную картинку. (Коса – коза, почка – бочка…)
Игра «Закончи предложение»
Взрослый произносит предложение, а дети должны посмотреть на картинки и добавить нужное слово.
(Например: «На столе лежат деревянные …(ложки)», «У козлёнка выросли маленькие…(рожки))
Игра «Назови слова»
Детям предлагается назвать предметы, изображённые на картинках: почка – бочка, крыса – крыша, жар – шар…
Игра «Найди ошибку»
Взрослый произносит слова и просит хлопнуть в ладоши, если он неправильно произнесёт слово, а если правильно – топнуть ногой. Слова: щека, щит, сека, овощи, ясик.
Игра «Найди самое длинное/короткое слово»
Взрослый произносит слова и просит ребёнка найти самое длинное/короткое слово. САД – САДОВОД – САДИК
Игра «Найди лишнее слово»
Взрослый произносит слова и просит найти «лишнее» слово. КОТ – КОТ – КОМ – КОТ
IV этап: Дифференциация слогов
На этом этапе дети учатся различать слоги.
Игра «Какой слог лишний»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов и спрашивает ребят какой слог «лишний». (Например: ПА-БА-ПА-ПА)
V этап: Дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. И начинать лучше с дифференциации гласных звуков.
Игра «Поймай звук»
Выделение заданного звука, н-р звука (А): - ряда гласных - из сочетаний гласных - из слогов Взрослый произносит; ребёнок хлопает в ладоши, если слышит заданный звук.
Игра «Повторяшка»
Взрослый произносит сочетания гласных звуков и просит ребёнка повторить за ним то, что он произнёс.
VI этап: Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На этом этапе с помощью игр и игровых заданий формируем у детей навыки языкового анализа и синтеза.
Данная работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
2. Определение первого и последнего звука в слове а также его места в слове (начало, середина, конец слова).
3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).
Игры, которые используем в работе.
Игра «Какой звук «живёт» в словах?»
Взрослый называет слова и просит детей найти «одинаковый» звук, который «живёт» во всех названных словах.
Слова: нос, санки, сон, нора. (Звук Н)
Игра «Назови первый и последний звук в слове»
Взрослый кидает ребёнку мяч и просит произнести первый (или последний) звук в этом слове.
Игра «Собери слово по первым/последним звукам слов»
Взрослый предлагает детям картинки. Нужно определить первый/последний звук в каждом слове и собрать слово из этих звуков.
Игра «Улитки»
Взрослый предлагает детям картинки и изображением предметов, в которых есть звук У. Каждая улитка собирает свои слова (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова). Дети должны определить место звука У в слове и положить картинку к нужной улитке.
Игра «Собери слово из звуков»
Взрослый произносит по звукам слово и кидает мяч ребёнку. Ребёнок должен «собрать» слово из произнесённых звуков. (М, А, К – получилось слово МАК).
Игра «Угадай, какой по счёту»
Взрослый произносит слово и просит ребёнка посчитать: какой по порядку заданный звук в слове. (Например, какой по порядку звук А в слове АИСТ. Первый. В слове МАК. Второй. В слове ДОМА. Четвёртый.)
Игра «Освободи слово»
Взрослый предлагает ребёнку карточки со словами и просит произнести все звуки в слове. Злой колдун утащил слова в свой замок и запер на большой замок. Спасти их сможет только тот, кто сможет правильно и в нужном порядке произнести все звуки в слове. Тогда слово будет спасено.
Игра «Составь схему слога (слова)» (звуковой анализ слога (слова))
Взрослый предлагает ребёнку составить звуковую схему слога (слова), дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых и мягких), гласных звуков, произнести все звуки в слоге, в слове по порядку.
Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (УП), затем проводится анализ прямых слогов (ПУ), затем – слов из трёх звуков (СОК, ЛУК, МАК), потом – из четырёх звуков с двумя прямыми слогами (ПАПА) и только позже переходить к анализу более сложных слов со стечением согласных (СТУЛ), а затем – трёхсложных – КАТУШКА и др.
Игра «Придумай слово»
Взрослый бросает мяч ребёнку и предлагает подобрать слово в соответствии с инструкцией. Например, придумай слово из трёх звуков; придумай слово соответствующее заданной звуковой схеме; найди из предложенных слов те слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук.
Игра «Прохлопай слово»
Взрослый предлагает ребёнку разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем – назвать количество слогов в слове.
Игра «Мяч бросаю, три слова называю»
Взрослый по очереди бросает детям мяч, называя разные задания. Например, назови слова со звуком Р вначале слова. Ребёнок называет три слова, соответствующих заданию и бросает мяч обратно.
Игра «Собери слово из слогов»
Взрослый произносит слоги, ребёнку нужно «собрать» слово из слогов. Можно играть в эту игру устно или с карточками, где напечатаны слоги. Например: КА, МУ (слово: МУКА); СИ, ЛИ, ЦА (слово: ЛИСИЦА).
Был разработан семинар-практикум для родителей и детей, воспитателей по данной теме.
В папках взаимодействия с воспитателями, детьми и их родителями на каждой неделе предлагаются игры для развития фонематического слуха.
Педагогам нашей группы удалось наладить связь с родителями, донести до них значимость развития у детей фонематических процессов. Родители с удовольствием стали выполнять игровые задания на развитие фонематических процессов. Занятия в игровой форме повышают у детей интерес к учебной деятельности, сближают родителей и детей.
Родителями была отмечена положительная динамика в развитии детей и были получены хорошие отзывы. Для достижения хороших результатов необходимо создание единого коррекционно-образовательного пространства (логопед – педагоги – родители), ведь каждый из участников заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
- Мне нравится (1)