Адаптация ребенка к детскому саду

Корякина Екатерина Владимировна

Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»

 

Автор: Корякина Екатерина Владимировна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

 

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяцев, некоторые не могут привыкнуть в течение года. 

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня; 

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками; 

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому; 

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему; 

• особенности нового пространственно-предметного окружения. 

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. 

Адаптирующегося ребенка отличает: 

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; 

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; 

• утрата навыков самообслуживания; 

• нарушение сна; 

• снижение аппетита; 

• регрессия речи; 

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности; 

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации). 

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

· Возраст; 

· Состояние здоровья; 

· Уровень развития навыков самообслуживания; 

· Умение общаться со взрослыми и сверстниками; 

· Сформированность предметной и игровой деятельности; 

· Приближенность домашнего режима к режиму детского сада; 

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частыми респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  • Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
  • Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней
  • Тяжелая адаптация: длится от 2-6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойний энурез.
  • Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду:

  1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. 
  2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
  3. О предстоящем поступлении детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь от высказывания вслух при ребенке собственных опасений.
  4. Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице.
  5. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите им об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Что ему нравится, а что нет. Какие навыки хорошо развиты, а с чем есть проблемы. 
  6. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день. 
  7. Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. 
  8. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. 
  9. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
  10. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. 
  11. Можно дать ребенку любимую игрушку в детский сад, уговорить оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, то пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. После можно расспрашивать ребенка, что с игрушкой происходило в саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
  12. В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности. 
  13. Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и попробуйте разрешить проблему вашего ребенка через нее, ориентируя на игру и на положительные результаты.
  14. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. 
  15. Придумайте свой ритуал расставания с ребенком и приучите его к нему заранее до детского сада. Необходимо готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно потому, что он уже большой и ходить в садик это хорошо и нормально.
  16. Теперь вместе вы будете проводить меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, поддерживайте фразами: «Я знаю, что ты скучаешь, и что тебе бывает страшно, когда происходит что-то новое. Всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится даже интересно. Ты молодец, очень смелый. Я тобой горжусь».

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями

  • В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. 
  • Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. 
  • Спокойно относится к шишкам и синякам. Рекомендуется: как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. 
  • Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Адаптационный период пройдет легче, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, если ребенок обладает умениями играть самостоятельно, общаться со сверстниками и если домашний режим дня малыша совпадает с режимом в детском саду.

Процесс адаптации никогда не бывает одинаковым, не всегда срабатывают накопленные методы, приемы и теоретические знания по отношению к новому ребенку и его родителям. Адаптация -это процесс не быстрый и очень индивидуальный. Поэтому надо набраться терпения, понимания и стараться максимально помочь ребенку в этот непростой период.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»

Автор: Корякина Екатерина Владимировна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяцев, некоторые не могут привыкнуть в течение года. 

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня; 

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками; 

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому; 

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему; 

• особенности нового пространственно-предметного окружения. 

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. 

Адаптирующегося ребенка отличает: 

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; 

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; 

• утрата навыков самообслуживания; 

• нарушение сна; 

• снижение аппетита; 

• регрессия речи; 

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности; 

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации). 

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы: 

· Возраст; 

· Состояние здоровья; 

· Уровень развития навыков самообслуживания; 

· Умение общаться со взрослыми и сверстниками; 

· Сформированность предметной и игровой деятельности; 

· Приближенность домашнего режима к режиму детского сада; 

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частыми респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  • Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
  • Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней
  • Тяжелая адаптация: длится от 2-6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойний энурез.
  • Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду:

  1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. 
  2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
  3. О предстоящем поступлении детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь от высказывания вслух при ребенке собственных опасений.
  4. Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице.
  5. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите им об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Что ему нравится, а что нет. Какие навыки хорошо развиты, а с чем есть проблемы. 
  6. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день. 
  7. Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. 
  8. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. 
  9. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
  10. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. 
  11. Можно дать ребенку любимую игрушку в детский сад, уговорить оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, то пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. После можно расспрашивать ребенка, что с игрушкой происходило в саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
  12. В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности. 
  13. Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и попробуйте разрешить проблему вашего ребенка через нее, ориентируя на игру и на положительные результаты.
  14. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. 
  15. Придумайте свой ритуал расставания с ребенком и приучите его к нему заранее до детского сада. Необходимо готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно потому, что он уже большой и ходить в садик это хорошо и нормально.
  16. Теперь вместе вы будете проводить меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, поддерживайте фразами: «Я знаю, что ты скучаешь, и что тебе бывает страшно, когда происходит что-то новое. Всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится даже интересно. Ты молодец, очень смелый. Я тобой горжусь».

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями

  • В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. 
  • Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. 
  • Спокойно относится к шишкам и синякам. Рекомендуется: как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. 
  • Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Адаптационный период пройдет легче, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, если ребенок обладает умениями играть самостоятельно, общаться со сверстниками и если домашний режим дня малыша совпадает с режимом в детском саду.

Процесс адаптации никогда не бывает одинаковым, не всегда срабатывают накопленные методы, приемы и теоретические знания по отношению к новому ребенку и его родителям. Адаптация -это процесс не быстрый и очень индивидуальный. Поэтому надо набраться терпения, понимания и стараться максимально помочь ребенку в этот непростой период.