Мастер - класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Мастер-класс для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Цель:
Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для применения в домашних условиях.
Задачи:
- показать различные виды игр и упражнений для развития мелкой моторики;
- смастерить совместно с родителями пособие для детей – массажер «Капитоша»
Ход мастер – класса:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Здравствуйте, уважаемые родители! Полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ сочинял загадки, пословицы, прибаутки, игры. Я неспроста завела беседу о руке. В последнее время у малышей снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отображается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – дети растут, их руки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к большому сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не умеют держать карандаш, пальцы рук у них неловкие. Как же помочь им добиться нужной ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)
Как мы уже с вами установили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – нужно устремить их в интересные и полезные игры.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это увлекательные упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (по очереди разгибаем все пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(по очереди разгибаем все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибаем их в том же порядке)
«Капуста»
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.
Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают малышам не только развить моторику, но и … (Что? вопрос к родителям). Ну конечно, речь, память.
Почему сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они
нормальными людьми.
Для чего же это всё нужно?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по технике.
А сейчас предлагаю вам поиграть!
Возьмём решетку для раковины, которая состоит из множества клеточек. Ребенок как ножками ходит по этим клеточкам указательным и средним пальцами, как ножками, «ходить» можно поочередно, то одной,
то другой рукой, а можно – и сразу двумя.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят!
Возьмём форму для пельменей. Ее поверхность похожа на соты. Ребёнок указательным и средним пальцами изображает пчелку, которая летает над сотами:
Пальцы, как пчелы, летают по сотам,
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Возьмём две пробки от пластиковых бутылок, кладём на столе вверх резьбой. Это будут «лыжи». Ребёнок вставляет в них указательный и средний пальцы, как ноги и поехали!
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно одновременно проделать обеими руками.
«Собери лужицу»
Сначала научите ребёнка переносить губкой воду из одной ёмкости в другую. Поставьте на поднос две чашки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной чашке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как собрать лужу губкой.
«Лепим угощение»
Дайте ребёнку небольшой размятый кусочек пластилина или солёного теста. Предложите приготовить праздничное угощение для кукол. Покажите, как делать «колобка», «колбаски» и «блинчики». Затем дайте малышу пофантазировать и украсить угощения крупами и бусинками. Вырежьте из цветного картона тарелочки и предложите малышу красиво разложить на них приготовленные угощения.
«Волшебное сито»
Покажите отдельно крупицы риса и манки. Затем смешайте две крупы и предложите малышу выбрать одну крупу из другой, но как это сделать? А поможет это сделать сито! Это занятие похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему, так получается, просейте через сито сначала чистую манку, а потом – рис.
«Собери бусы»
Предложите малышу нанизать на леску или толстую нитку сушки, макароны, пуговицы, крупные бусины. Начинайте с предметов, у которых отверстие шире, так ребенку будет легче освоить это задание.
Игры с прищепками.
Дети любят играть с прищепками. Сегодня я хочу предложить и вам поиграть с ними. Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение, фантазию. Предлагаю вам сделать для детей полезную, развивающую игру.
Родителям предлагаются фетр, готовые шаблоны, двусторонний скотч, прищепки, ножницы, фломастеры.
Игры с манкой.
Вот еще интересная игра, с которой я вас познакомлю. Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка. На цветной поднос или плоскую тарелку насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, а потом предложите нарисовать простые рисунки: прямые и волнистые линии, солнышко, тучку с дождиком, радугу
Предлагаю родителям принять участие в этой игре.
А как вы думаете, чем эта увлекательная игра может быть полезна для вашего малыша? Что еще можно придумать с манкой?
- Пересыпание из одной емкости в другую.
- Насыпание крупы ложкой в какой – то сосуд.
- Нахождение мелких предметов в крупе (ищем сокровища) пальчиками или ложкой.
«Пересыпаем крупу ложкой»
Ставим на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. Сначала, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и высыпьте крупу. Можно предложить ребёнку самому насыпать сахар себе в чай и размешать его.
Рисование песком или манкой.
Рисование песком благоприятно влияет на укрепление нервной системы, помогает расслабиться, а также развивает творческие способности и воображение. А для ребенка песок – прекрасный материал для развития пальчиков. «Песочную студию» можно открыть у себя дома. Для этого вам необходим песок и большой поднос или плоская тарелка, желательно темного цвета. Вместо песка можно использовать манку, насыпая песок или манку на темный поднос, можно создать всевозможные картинки, рисуя по песку пальчиками или палочкой.
«Салют»
Предложите ребёнку разорвать листочки цветной бумаги на мелкие кусочки, сложить в коробочку, а затем подбросить эти кусочки вверх ладонями.
«Гусеница»
Игра развивает мелкую моторику, фантазию, творческие способности ребёнка
Необходимо взять: цветные бумажные салфетки, клей – карандаш, лист бумаги.
Из кусочков бумажных салфеток разного цвета скатайте с ребёнком комочки, приклейте их на лист бумаги один за другим, чтобы получилась красивая гусеничка.
Нарисуйте фломастером или маркером гусенице усики и лапки.
«Рыбак»
Налейте в тазик воды и опустите туда несколько мелких предметов: кусочки пенопласта, крупные бусины, мелкие игрушки, перышки. Предложите ребенку с помощью маленького сита выловить по одному все эти предметы и положить их на тарелку. «Удочку» нужно держать одной рукой.
В завершении нашего мастер – класса предлагаю вам смастерить массажёр «Капитоша». Нам понадобится: шарик воздушный (не надутый), крахмал, нитки мулине, цветные маркеры, воронка.
Берём шарик, вставляем в него воронку и аккуратно засыпаем в него крахмал, чтобы получился мешочек величиной с кулачок, далее завязываем мешочек цветными нитками и рисуем весёлую рожицу цветными маркерами, Капитоша готов! Теперь можете порадовать своего малыша забавной и полезной игрушкой!
Рефлексия
А сейчас предлагаю сказать свое слово о развитии речи детей всем желающим в игре – эстафете, которая начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была красивая чистая речь, я должен (должна)
Выслушиваю ответы родителей, благодарю их за участие в мастер – классе.
Уважаемые родители!
Пробуждайте положительные эмоции у вашего ребенка!
Используйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот это да!», «Хочешь, я тебе помогу!», «Красота!» и т.д.
И что бы вы не сотворили вместе со своим ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!
- Мне нравится (16)