Программа "Логоритмика"
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕЧСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛОГОРИТМИКА»
4-5 лет
на 1 год
Составлена:
Музыкальным руководителем
Антоновой Ольгой Александровной
2017г
Пояснительная записка.
Речь – одна из важных сторон развития ребёнка. Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Цели и задачи кружка.
Цель:
профилактика и преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий
- развитие эмоциональной отзывчивости
- формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллектив
- развитие чувства ритма
- развитие координации между ритмом, словом, движением
- развитие слухового внимания
- развитие правильного дыхания
- развитие мимики и артикуляции
- развитие форм и функций речи
- пополнение пассивного и активного словаря детей
- автоматизация произношения звуков, слогов, слов
- развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе
( в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках ).
Предполагаемый результат:
- сформировано умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- правильно выполнят артикуляционные упражнения, удерживают артикуляционные позы;
-сформирован правильный речевой и физиологический выдох;
-улучшается интонационная выразительность речи;
- улучшается способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
-улучшаются показатели слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
- улучшается способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
-улучшения показателей диагностики развития речи.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
В кружок могут записаться все желающие в возрасте 4-5 года.
Учебная программа рассчитана на 1 года
Занятия проводятся с октября по апрель.
Форма и режим занятий: Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 20 минут
Учебный план
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 27 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Цели задачи | Наименование формы работы | Кол-во часов |
1-5 | Осень в лесу | - Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц, развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек); | - Мимическая зарядка «Найдем хорошее настроение» (методика Волковой Г.А.); | 5 |
6-10 | В гости к зайке | - Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; | -Упражнение «Поезд» | 5 |
11-15 | Зимушка-зима | - Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; | - Марш «Танец снеговиков» | 5 |
16-20 | Мишка и друзья | - Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; | Двигательная игра «Идем-бежим» | 5 |
21-27 | Весна в лесу | - Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; | -- Упражнение «Поезд» | 7 |
Диагностика по логоритмике
(Диагностика неречевых психических функций Н. В. Серебрякова,
Л. С. Соломаха)
Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за
детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3
– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – балл.
№ | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведение ритма. | Ориентирование в пространстве. | Состояние общей моторики. | Состояние мелкой моторики. |
Список литературы
1. Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. - СПб.: Каро, 2005.
2. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999.
3. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999.
4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2003.
5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». - М.: М.Ю. Картушина. Творческий Центр, 2008.
6. Лукинап Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Санкт- Петербург «Паритет» 2004
7. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения мелкой моторики. М.: Айрис-пресс, 2010.
8. Новоскольцева И.Н. «Мы играем, рисуем, и поем», - Невская нота. 2009
9. Т. В. Нестерюк «Звуковая и дыхательная гимнастика». – Книголюб, 2007.
10. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
11. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками.» / Соколова Ю.А. - Эксимо, 2013.
12. Сдюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М.: Имдательство Гном и Д. 2009.
13. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
14. Г. Р. Шашкина. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.