Программа "Логоритмика"

Егорова Ольга Александровна

Программа "Логоритмика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕЧСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОГОРИТМИКА»

4-5 лет

на 1 год

Составлена:

Музыкальным руководителем

Антоновой Ольгой Александровной

2017г

Пояснительная записка.

  Речь – одна из важных сторон развития ребёнка. Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Цели и задачи кружка.

Цель: 
 профилактика и преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой.
Задачи: 
- развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий 
- развитие эмоциональной отзывчивости 
- формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллектив

- развитие чувства ритма 
- развитие координации между ритмом, словом, движением 

- развитие слухового внимания 

- развитие правильного дыхания

- развитие мимики и артикуляции 
- развитие форм и функций речи 
- пополнение пассивного и активного словаря детей 
- автоматизация произношения звуков, слогов, слов 
- развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе 
( в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках ). 

Предполагаемый результат:

- сформировано умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- правильно выполнят артикуляционные упражнения, удерживают артикуляционные позы;

-сформирован правильный речевой и физиологический выдох;

-улучшается интонационная выразительность речи;

- улучшается способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

-улучшаются показатели слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

- улучшается способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

-улучшения показателей диагностики развития речи.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

В кружок могут записаться все желающие в возрасте 4-5 года.

Учебная программа рассчитана на 1 года

Занятия проводятся с октября по апрель.

Форма и режим занятий: Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 20 минут

Учебный план

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

27

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Цели задачи

Наименование формы работы

Кол-во часов

1-5

Осень в лесу

- Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц, развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек); 
- развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений (в том числе и упражнениями пассивной гимнастики); 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие:(узнавание неречевых звуков умение дифференцировать их между собой, 
уточнение артикуляции свистящих звуков, развитие силы и высоты голоса, формируем умение различать одинаковые звуки); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 

- Мимическая зарядка «Найдем хорошее настроение» (методика Волковой Г.А.); 
- Двигательное упражнение «Машина» (Логоритмические занятия Картушиной М.Ю.); 
- Дыхательная гимнастика «Машина»,«Ветер» 
(методика Пантелеевой Е.В. ); 
- Листочки. 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
- Разное настроение (упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р Л., Кисляковой О.М); 
- «Ёжик» пальчиковая гимнастика 
(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Мишкины песни» песня.(методика И.Н. Новоскольцевой); 
- «Дождик» музыкальная игра; 
-«Кусаем яблоко», «Улыбка», «Дудочка», «Собачка устала» «Часики» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 

5

6-10

В гости к зайке

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
(-узнавание неречевых звуков(бубен, маракас, колокольчик) умение дифференцировать их между собой; уточнение артикуляции свистящих звуков 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 

-Упражнение «Поезд» 
(методика Нищевой Н.В.); 
-«Гудок паровоза» (дыхательная гимнастика Т.В. Нестерюк.); 
- «Семья» «Ёжик» пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Зайка и друзья» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.); 
- «Ветерок с разным настроением» упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.); 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко», «Иголочка» «Грызем морковку», «Конфетка» «Покажи зубки», «Пощелкай зубками», «Зубки кусают верхнюю губу», «Зубки кусают нижнюю губу» ,артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения пассивно-активной артикуляционной гимнастики; 
- «Догонялки с Мишкой»Игра (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Дождик» песня 
(методика Картушиной М.Ю.); 

5

11-15

Зимушка-зима

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
-узнавание неречевых звуков умение дифференцировать их между собой; 
- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
уточнение артикуляции шипящих звуков; 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений 

- Марш «Танец снеговиков» 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
-«Разное настроение» мимическое упражнение (методика Волковой Г.А.); 
-«Едем на лошадке» песенка на запоминание звукокомплексов [но, ну]; 
- «Умелые пальчики», пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- пальчиковая гимнастика «Снежинки»(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Остуди варенье» дыхательная гимнастика; 
- «Зимняя песенка» песенка (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Кто как кричит» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.) 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко»,«Вкусный мед», «Часики», «Конфетка», «Иголочка» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
-упражнения артикуляционной гимнастики с сопротивлением; м

5

16-20

Мишка и друзья

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
-узнавание неречевых звуков, умение дифференцировать их между собой; 
- уточнение артикуляции шипящих звуков 
- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 
- развивать слуховое внимание 

Двигательная игра «Идем-бежим» 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
-«Угости миша медком» мимическое упражнение (методика Волковой Г.А.); 
-«Едем на лошадке» двигательная игра (развитие слухового внимания) 
- «Лесные звери», пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Остуди варенье» дыхательная гимнастика; 
- «Мишка по лесу идет» песенка (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Кто как кричит» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.) 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко»,«Вкусный мед», «Часики», «Конфетка», «Иголочка» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения артикуляционной гимнастики с сопротивлением 

5

21-27

Весна в лесу

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
(-узнавание неречевых звуков,умение дифференцировать их между собой; 
- уточнение артикуляции шипящих звуков 

- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений 

-- Упражнение «Поезд» 
(методика Нищевой Н.В.); 
-«Гудок паровоза» (дыхательная гимнастика Т.В. Нестерюк.); 
- «Цветочки-листочки» «Солнышко» пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Распускаются цветы», «Птицы прилетели» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.); 
- «Ветерок с разным настроением» упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.); 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко», «Иголочка» «Грызем морковку», «Конфетка» «Покажи зубки», «Пощелкай зубками», «Зубки кусают верхнюю губу», «Зубки кусают нижнюю губу» ,артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения пассивно-активной артикуляционной гимнастики; 
- «Птички на поляне», «» Игра (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Дождик» песня 
(методика   Нищева Н.В.)

7

Диагностика по логоритмике

(Диагностика неречевых психических функций Н. В. Серебрякова,

 Л. С. Соломаха)

Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику  изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:

бубен, погремушка, дудочка»). По 1 баллу за каждую угаданную

игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –

впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,

сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений

сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за

детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,

корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру

«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую

игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3

– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – балл.

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма.

Ориентирование в пространстве.

Состояние общей моторики.

Состояние мелкой моторики.

Список литературы

1. Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. - СПб.: Каро, 2005.

2. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999. 

3. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999. 

4.  Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2003.

5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». - М.: М.Ю. Картушина. Творческий Центр, 2008.

6. Лукинап Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Санкт- Петербург «Паритет» 2004

7. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения мелкой моторики. М.: Айрис-пресс, 2010.

8.  Новоскольцева И.Н. «Мы играем, рисуем, и поем», - Невская нота. 2009

9.  Т. В. Нестерюк  «Звуковая и дыхательная гимнастика». – Книголюб,  2007.

10. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

11. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками.» / Соколова Ю.А. - Эксимо, 2013.

12. Сдюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М.: Имдательство Гном и Д. 2009.

13. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

14. Г. Р. Шашкина.    Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.