развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

крячко наталья анатольевна

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

 

Игровые действия возникают у ребенка путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. В ходе развития игры возникают два типа переноса. В одних случаях освоенное действие переносится в других условиях. Например, научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. В других случаях действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов. Например, ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой. Или сначала укладывает спать только куклу, а позднее медведя, собачку, палочку, кубик и все равно приговаривает: «Бай, бай».            В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие может повторяться много раз. Такое же элементарное одноактное действие может производиться с различными игрушками: меняются объекты действий, а само действие повторяется без изменений, меняются игрушками, с которыми действует ребенок, но действие остается тем же, не усложняется, строение его не меняется.

Игровая деятельность для ребенка очень быстро становится важной частью жизни и соответственно играет свою роль в развитии ребенка.

Ребенок далеко не сразу станет отделять игрушки от других предметов, он так же усваивает способ действия с предметом от взрослого. Игрушки модели (игрушечные чашечки, стульчики, машинки и т.д.) для ребенка являются «настоящими предметами».

Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течении года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условия игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым, пока ребенок не играет, он не воображает игровую ситуацию, и фантазия не работает. Только в процессе игры предмет как будто распадается на вещественные свойства и игровой смысл.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому, что мотивом является не отражение какого-то конкретного явления, а самого действия, как личного отношения. Она должна занимать значительную часть жизни ребенка. В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Игра дает психологическую устойчивость, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками.

Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.