«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Алексеева Елена Михайловна

     Н   На фоне прогрессивных изменений в сфере образования (внедрения ФГОС) мы видим, что существующая модель  воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

      С развитием эмоционально-чувственной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап ее развития, приходящийся на период раннего детства. Маленький ребёнок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.

       Наша задача, как педагогам, помочь маленькому ребёнку  познать и испытать разные чувства и эмоции.

Развитие эмоционально-чувственной сферы у детей раннего возраста будет более успешным при следующих условиях:

  • Если с раннего возраста дети совместно со взрослыми будут обучаться способам выражения эмоций и приёмам саморегуляции;

  • Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

  • Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Я пришла к решению о проведении углублённой работы по развитию эмоций детей раннего возраста в моей группе.

 

          Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит мне, как воспитателю , моему собственному настрою эмоциональности поведения и, в частности , своей речи, а также моё любовное отношение к детям. Планируя свою работу, я стремлюсь, чтобы каждому малышу было по-настоящему весело и радостно в течение всего дня в саду. Создавая эмоциональную атмосферу в группе, проявляю теплое, сердечное и эмоциональное отношении к каждому малышу, в готовности в любой момент прийти на помощь. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребенка – выражение радости (улыбка, смех).

       Особую роль в развитии эмоционально-чувственной  сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его обнимаю и поцелую, если он шалит – выражаю недовольство. Данный компонент предполагает организацию эмоционально-значимого общения между детьми в группе, играющего определяющую роль в развитии эмпатии, умении выражать свои чувства.  Общаясь с малышом я организую контакт с ним «на уровне глаз».

       Своим примером я показываю детям доброго и внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей.

Когда я разговариваю, объясняю малышам, то делаю это бодро, весело, ласково, чтобы вызвать ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки читаю живо , выразительно, чётко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Пытаюсь быть всегда весёлой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой -это и есть обязательное условие моей успешной работы с малышами. В моей «педагогической копилке» всегда есть запас, занимательных игр, шуток, прибауток , загадок, игровых приёмов.

        Л.С. Выготский считал, что именно «игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребёнка всегда эмоциональна, будит в нём сильные ,яркие чувства, но она же учит ребёнка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью».  Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)   Мне, как воспитателю непросто соединить игровую- эмоционально развивающую- деятельность с дидактически ориентированной целью. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр способствует и эмоциональному возбуждению, и расслаблению, и развитию общения, и социализации ребёнка и т. д. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения.  

       Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации.

Хочу поделиться опытом работы с (одним из моих игровых приёмов) ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе как одну из форм здоровье-сберегающих технологий. Это шарики Марблс, я много работаю над развитие общей и мелкой моторики рук, постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг.  Эти яркие разноцветные шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации.  Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение.  А еще,  немало важную роль они играют    в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с шариками, дети улыбаются, радуются. Самая главная цель при использовании этих шариков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

        Все перечисленные виды детской деятельности не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети моей группы развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями.

         Все созданные условия эмоционально-чувственного развития детей моей группы сделает жизнь, эмоционально-насыщенной, поможет в решении задач социально-эмоционального развития, обеспечит эмоциональный комфорт ребёнка в условиях детского сада.