Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ОНР.

Дащенко Ольга Мироновна

В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с  нарушением речи при  отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интелектуального развития, отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, зрительной и речевой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно - пространственного восприятия.

      Работа по развитию математических представлений  у детей  с ОНР в группе компенсирующей направленности  детей   осуществлялась по  методическому пособию Н.В. Нищевой «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР», входящему в методический комплект « Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями с 3 до 7 лет.

Работа по формированию математических представлений  с использованием данного комплекта носит комплексный характер, позволяет развивать у детей не только математические представления, но и коммуникативность, самостоятельность, инициативность, самооценку, умение решить проблемные ситуации, что особенно важно для будущих первоклассников.

Включение в работу всех анализаторов (зрительного, слухового, двигательного)  развитие их слаженной деятельности - обязательное условие успешности занятий в группе. Комплект занятий составлен с учетом интеграции логико- математического и речевого развития детей. В конспектах подробно описывается применение различных способов познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам, сравнение, экспериментирование.

В соответствии с требованиями ФГОС  в основе недельного планирования и содержания  занятий лежит лексический принцип, что позволяет всем специалистам работать над накоплением и активизацией словаря над запланированной лексической темой на неделю. 

Проведение занятий по развитию математических представлений требует большую предварительную работу. Воспитателями группы создан дидактический материал, позволяющий более качественно реализовывать лексический принцип усвоения материала. Дети активно  учатся словоизменению - считают не только кружочки и треугольники, а овощи, фрукты, листья, птиц, животных, насекомых и технику,  формируя  языковую интуицию родного языка.