Миофункциональные трейнеры. Что это? Помощники в работе логопеда или аппарат, который вносит дополнительный дискомфорт ребёнку - логопату?

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Уважаемые коллеги! 

Всем известно, что коррекция межзубного и зубно-губного сигматизма имеет продолжительный подготовительный период, в который входят укрепление мышц артикуляционного аппарата при помощи артикуляционной гимнастики, выработка целенаправленной воздушной струи с помощью дыхательной гимнастики, а также постановочный и период изолированного произнесения звуков [с],[с"],[з],[з"],[ц],[т"],[д"]. Да и автоматизация этих звуков в слогах, словах и во фразах затягивается на длительное время.

Друзья,  Вы уже выработали свою систему коррекционной работы и в индивидуальном порядке подходите к каждому конкретному случаю проявления межзубного и зубно-губного сигматизма, поэтому я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу использования миофункционального трейнера, как дополнительного вспомогательного средства в коррекционной работе по исправлению звукопроизношения. 

Миофункциональные трейнеры – это трейнеры, направленные для комплексного исправления проблем, связанных с повышенным или пониженным тонусом жевательных мышц. По типу миофункциональные трейнеры считаются наиболее щадящим вариантов аппаратов по исправлению прикуса, особенно у детей до 5 лет.

  Из нескольких статей в интернете я узнала, как же помогает трейнер? 

    1. Вырабатывают правильное положение языка в покое и при глотании. 

    2. Отучают от прокладывания кончика языка между верхнего и нижнего рядами зубов. 

    3. Устраняют межзубное и боковое произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях. 

    4. Упрощают формирование не только вышеперечисленных артикуляционных укладов, но и других дефектных звуков.

    5. Мягко снимают судорожное напряжение речевого аппарата (используется при заикании). 

    6. Позволяют выработать смыкание губ и восстановить носовой тип дыхания. 

    7. Экономят время ребёнка и логопеда при постановке и автоматизации звуков.

    8. Исправляют прикус на ранних стадиях.

 

Уважаемые коллеги, прошу поделиться опытом и высказать мнение об этом ортодонтическом аппарате.

Эффективен он в работе логопеда или нет? Может  ли он ускорить процесс коррекции звукопроизношения или внесёт дополнительный дискомфорт ребёнку - логопату? 

Какие виды трейнеров Вы используете?

С какого возраста лучше применять этот отордонтический аппарат именно при коррекции звукопроизношения?

А если, Вы не слышали о таком "помощнике" и решите попробовать использовать его в работе, то буду  очень рада. Обязательно поделитесь своими успехами в работе!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль миофункционального трейнера «INFANT» в коррекции и профилактике речевых нарушений у детей 3 – 4 лет.

01.07.2015

Архипова Е.Ф., д.п.н. профессор кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова; логопеды: Клевцова С.В., Белова Д.И., Лаврова М.Г. 

     В соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова в течение 2009-2011 годов проводилось исследование, целью которого стало определение эффективности применения трейнера «INFANT» в логопедической практике, как в процессе коррекции, так и с целью профилактики ряда речевых нарушений. Актуальность данного проекта определялась рядом факторов. Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология зубочелюстного строения, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации и др. 
     Дети, страдающие аденоидитами и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия затормаживает процесс формирования языковых средств и влечет за собой речевые нарушения. Затруднение носового дыхания в результате аденоидных вегетаций приводит к нарушениям в строении лицевого скелета, так называемого «аденоидного» лица, при этом вялость губ снижает четкость речи и ухудшает дикцию. Недостаточность включения резонаторных полостей при аденоидах приводит к ринофониям. Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу технических средств. Техническое средство коррекции зубочелюстно-лицевой патологии трейнер «INFANT» разработано для нормализации функции глотания, жевания и носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, а следовательно, подготавливает кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы, направленной на нормализацию звукопроизношения. 
     
Трейнер «INFANT» (MRC, Австралия) для детей 3-5 лет предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания, глотания и речи. Трейнер имеет в верхней своей части специальный маркерный язычок, который стимулирует ребёнка поднимать язык вверх - в физиологически правильное нёбное положение. Модель трейнера снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных структур, а также мышечных и костных лицевых структур. 
     Применение трейнера способствует автоматизации правильного 
верхнего положения языка с упором в переднюю треть твердого неба, благодаря чему обеспечивается поддержка языком свода верхней челюсти изнутри и нормализация его формы, ширины и высоты. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что использование трейнера «INFANT» будет способствовать не только профилактике аномалий зубо-челюстно-лицевого развития у детей, но также будет способствовать предупреждению и коррекции стойких, трудноподдающихся нарушений звукопроизношения у детей, входящих в структуру таких нарушений речи, как ОНР, ФФН, дизартрия, дислалия, ринолалия, ринофония. Трейнер как техническое средство, оптимизирующее логопедическую работу, может активизировать и усиливать проприоцептивную и кинестетическую афферентацию в артикуляционном, голосовом и дыхательном отделах речевого аппарата. 
     
Объектом исследования были нарушения речи у детей 3 – 4 лет, связанные с отклонениями в строении и функционировании зубочелюстно-лицевого отдела периферического речевого аппарата. Предметом исследования - организация, содержание и реализация коррекционного процесса с применением технического средства - трейнера в ходе логопедической работы, направленной на профилактику и устранение нарушений произносительной стороны речи у детей 3 – 4 лет. 
     В исследовании ставились следующие 
задачи: Научно обосновать целесообразность применения трейнера в логопедической практике. Разработать дифференцированные комплексы логопедических упражнений с использованием трейнера для коррекции и профилактики речевых нарушений. Апробировать методику использования трейнера в логопедической практике с детьми 3 – 4 лет. Разработать количественно-качественную систему оценки эффективности применения трейнера в процессе логопедической работы. Проанализировать результаты исследования и описать систему коррекционного воздействия миофункционального трейнера. Обобщить положительный опыт использования трейнера. Составить алгоритм комплексного воздействия при разных анатомо-физиологических нарушениях речевого аппарата. 

     
Обоснование применения в логопедической практике трейнера «INFANT» состояло в следующих положениях: 
1. Применение трейнера показано для нормализации типа дыхания, формы неба и носовых ходов. С логопедической точки зрения это воздействие можно рассматривать как способствующее профилактике ринофоний. 
2. Трейнер для детей 3-5 лет предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания и глотания. Поэтому трейнер может выступать в качестве мнемотехнического средства, предупреждающего механические дислалии. 
3. Трейнер имеет маркерный язычок, который стимулирует ребенка поднимать язык вверх и касаться его. Благодаря этому активизируются кинестетические афферентации и создаётся база для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка. 
4. Модель трейнера снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных и лицевых структур - костных и мягких тканей. Следовательно, будет укрепляться тонус артикуляционных мышц, принимающих участие в продуцировании всех фонем, что является наиболее важным условием устранения дизартрических расстройств. 
5. Благодаря конструкции трейнера формируется правильное верхнее положение языка с упором в переднюю треть твердого неба, при котором обеспечивается поддержка языком свода верхней челюсти изнутри, нормализуется его форма, ширина и высота. Дополнительное касание языком выпуклой стороны маркерного язычка рассматривается как массажное воздействие, нормализующее чувствительность и тонус мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии. 
6. Применение трейнера у детей с высоким готическим небом, сформированным в результате ЛОР- патологии, способствует нормализации его конфигурации и высоты, что благоприятствует правильному формированию группы шипящих звуков. 
      В последнее время увеличилось количество детей с ЛОР – патологией (аденоидиты), что приводит к формированию ротового дыхания, в результате чего возникает: нарушение фонематического слуха. Следствием нарушения фонематического слуха являются такие дефекты, как ФФН, ОНР. 
     Деформация лицевого скелета: боковые части верхней челюсти сближаются, твердое небо становится узким, высоким, в результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное положение зубов верхней челюсти, а затем и нижней. Формируется перекрестный или мезиальный прикус - эта патология провоцирует возникновение сложных дислалий. 
     Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в перерастянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта, которая отвечает за лабиализацию звуков. 
     Сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти все это ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи. 
     Слабый тонус круговой мышцы рта затрудняет нормальное смыкание губ, мешая нормальному развитию нижней челюсти. В речи отмечается недостаточная лабиализация звуков, прежде всего гласных звуков, что сказывается в нарушенной просодике, а затем, в школьном возрасте, проявляется в специфических ошибках на письме (дисграфии). 
     Формируется переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, что ведёт к сутулости и ухудшает функцию речевого дыхания. Регулярное использование трейнера способствует восстановлению носового дыхания путём стимуляции смыкательного рефлекса губ, и следовательно может способствовать профилактике всех выше перечисленных нарушений речи. 
     Для осуществления поставленной цели и решения всех задач экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ компенсирующего вида №954 ЮАО и №1959 СВАО г. Москвы. Возраст детей - от 3 до 3,5 лет. 
     Перед началом эксперимента было проведено 
обследование 15 детей в ДОУ ортодонтом и логопедом. Из медицинских карт детей были взяты заключения ЛОР-врача. Ортодонтическое обследование показало, что у 85% детей формируется дистальный прикус (отставание в росте нижней челюсти относительно верхней). Степень выраженности дистального прикуса определяется по размеру сагиттальной щели - разнице выстояния верхней челюсти над нижней в горизонтальной плоскости, выражаемой в миллиметрах. У всех детей была выявлена сагиттальная щель размером от 1,5 до 4 мм. Логопедическое обследование показало, что у двух детей отмечается дизартрия, у одного – общее недоразвитие речи второго уровня, остальные дети имели различные отклонения от онтогенеза разной степени выраженности. Лор-обследование свидетельствовало о том, что из 15 детей пятеро имели аденоиды разной степени выраженности, что привело к переходу от физиологически нормального носового дыхания к ротовому (три ребенка) или смешанному (два ребенка) типу дыхания. 
     На организационном этапе были выделены 2 группы: ЭГ (8 детей - в дальнейшем носили трейнеры на занятиях и дома) и КГ (8 детей - в дальнейшем занимались без трейнеров, но по той же программе, что и дети группы ЭГ). 
     
Занятия проводились 3 раза в неделю в течение четырех месяцев. На каждом занятии были задания на развитие фонематического слуха, просодики, развитие тонкой моторики рук, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Каждое занятие включало задания на уточнение звуков, соответствующих онтогенезу. Дети группы ЭГ с трейнером выполняли: дыхательную гимнастику, беззвучную артикуляцию гласных, развитие тонкой моторики, некоторые артикуляционные упражнения, упражнения на развитие фонематического слух. На усвоение нового материала уходило в среднем 2 занятия. 
     
      
Результаты наблюдения за детьми в процессе работы с тейнерами: 
     
Дети очень позитивно воспринимали миогимнастику с Трейнером, который выполнял роль связующего звена в их играх и занятиях. Носить трейнер-«замочек» стало даже почетно, и через месяц дети контрольной группы выпрашивали себе такие же «замочки» - это продолжалось до конца эксперимента. Хорошо удавалось проводить занятия при полной тишине, особенно на развитие фонематического слуха. Дети все внимание концентрировали на задании, обеспечивая высокое качество его выполнения, им не требовалось повторных инструкций. В целом, стало значительно меньше споров и конфликтов между детьми. После логопедических занятий дети в трейнерах переходили в большую комнату, где воспитатель читал им сказки. Такой режим легко позволил нам довести время ношения трейнера до 30 минут в день – (время, рекомендуемое автором метода д-ром К. Фарреллом). И даже когда спустя два месяца сказки детям читать перестали, они не спешили снимать трейнер после занятий - тихо играли в свои игры, и однажды, даже ходили с ним около часа, спокойно занимаясь своими делами. Интересно заметить, что при этом часть детей в группе шумели, а дети с трейнерами тихо играли между собой, словно не слыша ничего вокруг себя - они понимали друг друга без слов. 

     
Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали следующие изменения в речевом статусе детей. 

     Занятия на развитие фонематического слуха мы начали с самых простых упражнений – учились различать неречевые шумы и постепенно переходили к дифференциации интонаций, слов. Примерно 30% детей контрольной группы так и не справились с этим заданием. Дети экспериментальной группы во время этих занятий удерживали трейнер губами и справлялись с заданием успешно. Главная причина успешного выполнения задания – умение выслушать (сконцентрировать все внимание на задании), понять и выполнить инструкцию. Поведение детей в трейнере иное, чем без него. Нет суеты, шума, все внимание сосредоточено на слова взрослого, дети привыкают слушать и слышать задание. Показатели развития фонематического слуха двух групп – ЭГ и КГ- отражены на рисунке 1. 
http://media-kr.ru/upload/medialibrary/f11/f11a21f8f4078ca76953b013bef85101.jpg

http://media-kr.ru/upload/medialibrary/ec5/ec5b34a27fa7f7e42cec1e11bf37f843.jpg

     Значительно улучшилось произношение всех звуков в ЭГ, что видно на диаграмме рис.2. Почти одновременно у всех детей ЭГ появились шипящие звуки – все дети экспериментальной группы произносят звуки изолированно и в начале простого слова, но в речи эти звуки еще не у всех произносятся правильно. Это зависит от слоговой структуры слова, от местоположения шипящего в слове. Улучшилось произношение группы свистящих звуков – только один ребенок (заменял свистящие на [щ]) остался на прежнем уровне произношения звуков [с, с'], остальные свистящие улучшились у всех детей в ЭГ. У одного ребенка появился звук [л]. а произношение звуков [р, р'] осталось на прежнем уровне у всех детей. 
     У детей контрольной группы звукопроизношение осталось на прежнем уровне. Показатели развития звукопроизношения представлены на рис.2,3. 

http://media-kr.ru/upload/medialibrary/d0f/d0fa08b1ddd560d2c9c88cfd7a89f853.jpghttp://media-kr.ru/upload/medialibrary/822/822292c26b555712e8158c2aef14238a.jpg

     Анализы результатов эксперимента по развитию интонационно-выразительной стороны речи показывают, что все дети в экспериментальной и контрольной группах дали положительную динамику. Для детей контрольной группы характерны более низкие результаты по сравнению с экспериментальной группой. В ходе занятий было замечено, что отвлекаемость, низкий уровень самоконтроля в контрольной группе повлияли на результаты эксперимента. Поскольку занятие было подгрупповое, организационный момент требовал больших усилий со стороны логопеда, дети не могли сосредоточиться на занятии, мешали друг другу. В экспериментальной группе при ношении трейнера дети лучше сосредотачивались на выполнении задания, не отвлекались, внимательно слушали задание и выполняли его с особым усердием. Формирование сенсорного восприятия шло быстрее, быстрее формировался слуховой контроль. 

http://media-kr.ru/upload/medialibrary/b05/b05484b3cbeedfb5999736f74a28a09c.jpg

Диаграмма обследования просодической стороны речи у детей до и после эксперимента. Рис.4 


     Значительно ускорить и улучшить результаты работы логопеда в ЭГ помогли миофункциональные трейнеры «INFANT». Абсолютно безопасные для детского организма, они не вызывали у детей негатива и неудобств. Дети легко и с удовольствием на занятиях одевали трейнер. Постоянное ношение трейнера способствовало пассивной тренировке комплекса лицевых мышц, укреплению жевательной и круговой мышцы рта, восстановлению носового дыхания у детей, лучшему слуховому восприятию, что оказывает позитивное действие на просодическую сторону речи детей. 
     Анализ результатов исследования подтвердил, что работа по формированию фонематического слуха, уточнению артикуляции звуков и просодической стороны речи с применением трейнера является эффективной. Это позволяет рекомендовать данный метод к использованию в обучении детей с ортодонтическими и речевыми нарушениями. 
     Мы можем с уверенностью констатировать, что гипотезы, выдвинутые нами в начале исследования, не только подтвердились, но и позволили нам запланировать в перспективе дальнейшее более пристальное изучение коррекционного воздействия стандартных миофункциональных устройств. 



Предварительный просмотр:

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного и бокового сигматизма у детей 6-9 лет.

01.07.2015

Берсенева Марина Константиновна 

Государственное детское образовательное учреждение детский сад №135(ГДОУ д/с № 135), Санкт-Петербург. 

Трудноустранимые дефекты речи 

Персонажи одного отечественного фильма ведут диалог: 
- «Я логопеф, испвавляю фефекты фикции» 
- «Ну, вы же половину букв не выговариваете» 
- «Ну и что. Их же тъифтать фве» 

        К сожалению, даже несколько неправильно произносимых звуков делают речь смазанной и не понятной. Одними из самых распространённых и трудно устранимых дефектов речи являются межзубный и боковой сигматизмы. Обычно эти нарушения возникают при стёртой дизартрии или в результате длительного сосания пустышки, пальца и сопровождаются прокладыванием языка между зубными рядами или отклонением языка в сторону. У таких детей нарушена функция оральной мускулатуры и ослаблен тонус круговой мышцы рта, рот в состоянии покоя постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Это затрудняет формирование звуков. 

     Эти «универсальные волшебники» 

       Часто в речи телеведущих или отечественных кинозвёзд прослушивается шепелявость в форме межзубного и бокового сигматизмов. В недавнем прошлом, такие дефекты были трудно исправимы, но сейчас мы имеем возможность использовать аппараты, которые могут помочь в исправлении вышеперечисленных нарушений. Таким инновационным средством является, в частности, трейнер для миофункциональной коррекции – эластичный миофункциональный тренажёр, выполненный из гипоалергенного силикона. 
        Трейнер выпускается в нескольких размерах; для работы с детьми в возрасте 6 – 9 лет оптимальна универсальная модель T4K, просчитанная с помощью компьютерного 3-D моделирования таким образом, что её размер подходит практически всем детям данной возрастной группы. Для малышей от 3 до 5 рекомендуется модель Infant, имеющая небольшие конструктивные отличия. 
       
       Все модели трейнера имеют следующие элементы конструкции: 
  
1.    Маркерный «язычок» для тренировки правильного нёбного положения языка в покое и при глотании - помогает автоматизировать положение языка и выработать у ребёнка правильный тип глотания с упором в переднюю   треть   нёба,   что   способствует   коррекции готического нёбного свода. 
2. «Ограничитель» языка - предотвращает прокладывание языка между зубными рядами. Как правило, при межзубном и боковом сигматизме язык прокладывается, соответственно, сбоку или фронтально между зубными рядами, что вызывает открытый прикус и затрудняет постановку звуков «с» и «з». 
3. Специальные силиконовые бугорки, стимулирующие круговую мышцу рта и снимающие избыточное напряжение подбородочной мышцы. 


      

     Помощники логопеда 


       Как же помогает эти «универсальные волшебники»? 

    1. Вырабатывают правильное положение языка в покое и при глотании. 
    2. Отучают от прокладывания языка между зубными рядами. 
    3. Устраняют межзубное и боковое произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях. 
    4. Упрощают формирование не только вышеперечисленных артикуляционных укладов, но и других дефектных звуков. 
    5. Мягко снимают судорожное напряжение речевого аппарата (используется при заикании). 
    6. Позволяют выработать смыкание губ и восстановить носовой тип дыхания. 
    7. Экономят время ребёнка и логопеда при постановке и автоматизации звуков. 

       
Первое знакомство 

       В начале октября 2009 года ко мне на консультацию пришла мама с мальчиком семи лет с жалобами на плохую речь. После двухлетнего обучения в логопедической группе у Миши К. наблюдались следующие дефекты: межзубное произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л], тоническая форма заикания в средней степени. Осмотр органов артикуляционного аппарата показал наличие открытого переднего прикуса, скученность зубов верхнего ряда, узкое высокое готическое нёба. В состоянии покоя рот у ребёнка был полуоткрыт и наблюдался ротовой тип дыхания. Стало понятно, что традиционные способы постановки в этом случае нерациональны. В Москве, в учебном центре «Логопед Мастер» на обучающей лекции «Использование вестибулярных пластинок и трейнеров в логопедической практике» понимаю, что это «спасательный круг». Спустя неделю мы с мальчиком и его мамой на приёме у ортодонта, использующего программу лечения прикуса с применением трейнеров. Осмотрев Мишу, очень корректно врач убеждает в необходимости использования данного аппарата. «Вам удастся не только скорректировать речь и исправить прикус, но выработать правильный тип дыхания и глотания » -говорит она и назначает использование трейнера Т4К. 

     
 Первые трудности и первые результаты 

       В ноябре 2009 года Миша К. начинает носить трейнер, с постепенным привыканием: сначала 20 минут в день, а затем с увеличением времени до одного часа днём и до 5 – 6 часов ночью во время сна. Первый месяц аппарат вываливался изо рта во время сна, т.к. ещё не сформировалась мышечная память, но затем, в течение второго и последующих месяцев, трейнер уже остаётся во рту всю ночь. С мальчиком, соответственно, проводится комплекс упражнений для коррекции звуков. Регулярное и правильное использование трейнера приводит к соответствующим результатам. Спустя два месяца стабилизируется правильное положение языка в полости рта, через шесть месяцев формируются звуки в разговорной речи, восстанавливается носовой тип дыхания и тоническая степень заикания переходит в лёгкую степень. 
  
      
Примеры из практики 

        Ваня Б. обучался в логопедической группе с сентября 2008 с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». При осмотре у мальчика были выявлены следующие проблемы: полуоткрытый рот, язык находится на верхней губе в состоянии покоя или при сосредоточенном выполнении какого-либо задания (рисование или лепка), выраженное ротовое дыхание, боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л]. 
       В период с октября 2008 по май 2009 года у Вани Б. сформировался и автоматизировался в речи звук [л]. Автоматизация боковых звуков оказалась затруднительной, хотя проводился массаж органов артикуляционного аппарата и комплекс речевых упражнений для коррекции данных звуков. В конце ноября 2009 года, когда мальчику исполнилось 6 лет, ему было назначено использование трейнера. К началу мая 2010 года язык перестал отклоняться в сторону и принял правильное положение во рту. Боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’] было исправлено. Привычка держать рот полуоткрытым и высовывать язык исчезла, кроме того у ребёнка восстановился носовой тип дыхания. 
        Аня Р., 6 лет. Поступила в подготовительную группу в сентябре 2011 года с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». У девочки по результатам обследования были выявлены: межзубный сигматизм, межзубное произношение [т’], [д’], неправильное произношение звуков [л], [р], высокое готическое нёбо, прокладывание языка между зубами, полуоткрытый рот, выраженный ротовой тип дыхания. Девочка была направлена на консультацию к ортодонту, где ей было назначено использование трейнера. 
        За период обучения с сентября 2010 года по февраль 2011 года с применением соответствующих артикуляционных и речевых упражнений Ане Р.были поставлены и автоматизированы звуки [т’], [ д’], свистящие звуки и сонорные звуки [л], [р]. Исчезло прокладывание языка между зубами. Восстановился носовой тип дыхания. 

    
 Трейнер Т4К – быстрая коррекция звукопроизношения 

       Первый успешный опыт речевой коррекции с использованием трейнеров стал необходимым для регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях. В течение 2009 – 2011 учебных годов 13 детей из 28 поступивших в логопедическую подготовительную группу детей использовали трейнеры, что способствовало исправлению межзубных и боковых звуков и коррекции других, неправильно произносимых звуков в более короткие сроки. Это подтвердило эффективность применения аппаратов. 

     
Взаимодействие логопеда с ортодонтом, ребёнком и его родителями в процессе коррекционной работы с применением трейнеров. 

       Чтобы эффективность была высокой необходим комплексный подход с участием логопеда, родителей, ортодонта и самого ребёнка. Логопед после тщательного обследования артикуляционного аппарата и выявления патологии проводит беседу с родителями, на которой объясняет проблему, причины и последствия нарушений, при этом использует наглядный видео материал, рассказывает о трейнерах, принципах работы с ними и об условиях эффективности их применения. 
        После этой беседы ребёнок направляется на консультацию к ортодонту, где ему назначается трейнер и деталзируется режим его использования. 
       Далее ортодонтом и логопедом проводится мотивирующая беседа с ребёнком. На протяжении всего времени использования трейнера логопедом осуществляется постоянный контроль соблюдения правил использования аппарата и режима его ношения (для работы с трейнером разработан специальный дневник), а также дополнительно проводятся артикуляционные и речевые упражнения. Родители постоянно информируются о результатах коррекции. 
        Важно отметить, что система трейнеров была разработана ортодонтами в качестве средства миофункциональной терапии для предупреждения и раннего лечения аномалий прикуса путём тренировки периоральной мускулатуры, устранения парафункций и вредных привычек с целью восстановления миодинамического равновесия челюстно-лицевой области, чему, в первую очередь, способствует стабилизация нёбной позиции языка и восстановление носового типа дыхания. 
http://media-kr.ru/upload/medialibrary/509/5099e43dd0a5213ccb8b2436e46dc24e.jpg


 

Комментарии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Пожалуйста, уважаемые коллеги, напишите о том, какие дополнительные приспособления вы используете при коррекции бокового сигматиза. Понятно, что зонды - это наши постоянные помощники, а ещё?