Воспитание у детей чувства гражданственности

Рылова Елена Георгиевна

       Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. 

         Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

      Воспитание у детей чувства гражданственности помогают специальные беседы, чтение художественной литературы,  народные былины, как средство воспитания патриотизма. Сказки , формирующие любовь к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее. Героические и патриотические песни народа и их воспитывающая роль. Пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

        Через трудовое воспитание. Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей, помощь пионерам в работе «зелёного патруля» и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц). включение в практическую деятельность. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему, безусловно, нужно рассказывать и показывать, как например, выращивают хлеб, но в ещё большей степени он осознаёт сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам.

 Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.

  В групповой комнате необходимо создать « патриотический уголок » для знакомства детей с символикой своего края, станы,  лепбуки достопримечательностей города, района. Можно проводить поисковые - исследовательские проекты такие как: «Знаменитые люди города», или « Кому этот памятник» и т.п.

    Так же воспитанию гражданственности способствует специально организованная деятельность воспитателя с детьми на следующие темы: «Все люди разные, но права одинаковые» - дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.,«Права и закон; Конвенция ООН о правах ребенка»- дать представление о законе,«Мои обязанности» - познакомить детей с их обязанностями дома, в ДОУ, на улице, в Государстве. Знакомятся с декоративно-прикладным творчеством нашего народа. Жостово и гжель, Павловский Посад и хохлома, Дымковские и Филимоновские игрушки- это всё история нашего народа, история его творчества.

             Важным условием воспитания у детей  чувства гражданственности, является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, семейным укладам, обряды, обычаи. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (поселку);воспитание уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;  расширение представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, к.п.н., Екатеринбург, 2000

2.     Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие.- М. : Флинта : Наука, 2011. — 176 с.