Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Бичугова Надежда Арменаковна

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе.

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

 

Образовательные области: Познавательное развитие

                                                       Речевое развитие                  

                                            Физическое развитие

Образовательные технологии: Игровая технология

                        Обучение в сотрудничестве

                 Развивающее обучение

               Здоровьесберегающая

 

 

 

            Разработала: воспитатель  Бичугова Надежда Арменаковна

 

 

Санкт-Петербург  2018

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

в старшей группе.

 

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическая культура

Образовательные области:

     - Познавательное развитие

     -  Речевое развитие

     - Физическое развитие

Образовательные технологии:

     - Игровая технология

     - Развивающее обучение

     - Обучение в сотрудничестве

     - Проекты в обучении

     - Здоровьесберегающая технология

Цель: Обобщить и расширить знания детей о перелетных и зимующих птицах, взаимосвязи природы и человека.

Задачи:

Познавательное развитие:

- обобщить и уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах, продолжить формировать умения различать птиц по существенному признаку

- продолжить формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать мелкую моторику рук, быстроту реакции

- продолжать развивать бережное отношение к природе, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, закладывать основы экологической культуры, экологического восприятия, вызывать яркие эмоции, хорошее настроение

Речевое развитие:

- стимулировать речевую активность, расширять и активизировать словарь по теме «Птицы»

- развивать навыки словообразования

- способствовать развитию мышления, памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, речи детей.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей.

-воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.

Физическое развитие:

- снять усталость и напряжение

- внести эмоциональный заряд

- совершенствовать общую моторику

- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью

Материалы и оборудование:

Для педагога:

- Коллаж, составленный из картинок природы в весеннее и зимнее время, набор изображений птиц на прищепках: сова, ласточка, снегирь, синица, скворец, кукушка.

- Шапочки с изображениями птиц: сова,  синица, воробей, ласточка, дятел, грач.

- Темные силуэты птиц: ласточка, синица, цапля, сова.

- Кувшины с водой, контейнеры с камешками и пластмассовыми шариками.

Для детей:

- Деревянные заготовки фигурок птиц,

- кисточки, краски гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

- Мяч,

- аудиозапись: «Голоса леса».

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный

Предварительная работа

- Чтение: В.Бианки «Кто о чем поет», «Лесные домишки», М.Пришвин «Гаечки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», А.Прокофьев «Снегири», А.Барто «Свиристели», Л.Н.Толстой «Умная галка».

- Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах.

- Изодеятельность на темы «Совушка», «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Синички у кормушки», «Утенок», «Ласточки в небе», «Улетели журавли» и др.

- Наблюдение за птицами на участке детского сада во время прогулок.

- Проведение акции в группе с привлечением родителей «Подкормите птиц зимой».

- Оформление стенда группы фотографиями детей и родителей, принявших участие в акции.

Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.

Ход образовательной деятельности

  1. Вводная часть:

Дети заходят в группу и встают полукругом перед коллажем на котором прикреплены прищепками изображения птиц.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах, вы уже много знаете о птицах, потому что мы с вами читали много рассказов, беседовали, наблюдали. И сегодня давайте проверим, что вы запомнили и чему научились. К нам пришли гости, которые посмотрят какие вы умные внимательные и ловкие.

Птиц на нашей планете великое множество и они, как и люди, все разные. Есть птицы огромные, а есть крошечные, не больше бабочки, есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые селятся на болотах, в лесу, в городах. Одни питаются рыбой, другие-насекомыми, третьи-зернышками. А мы сегодня поговорим о перелетных и зимующих птицах.

-Какие птицы называются перелетными?

Ответы детей (птицы, которые улетают в теплые края на зимнее время)

-Какие птицы называются зимующими?

Ответы детей (Птицы, которые остаются зимовать на родине)

  1. Основная часть:

Ребята, посмотрите, у нас две картинки: Чем они похожи и в чем их различие?

Ответы детей (Изображения одинаковые, но разные времена года-зимой и весной).

- Нам нужно посадить зимующих и перелетных птиц на нужную сторону. Перелетных – на сторону весны, а зимующих на сторону зимы.

(Дети по очереди размещают птичек на нужные стороны, называя их и комментируя свои действия).

- Молодцы ребята, а теперь я приглашаю вас на лесную полянку.

(Дети проходят на ковер, садятся. Включаются аудиозапись «Голоса леса»).

-Ребята, послушайте, как журчит ручей, поют птички в лесу, легкий ветерок колышет травку, жужжат пчелки. Ваши глазки отдохнули, а теперь мы их потренируем.

(Детям предлагается посмотреть на силуэты птиц, узнать их по характерным признакам, назвать и рассказать, чем интересна каждая птичка (ласточка строит гнезда из кусочков глины, сова – видит ночью, в темноте, синичка звенит-весну зовет, цапля-болотная птица, поэтому у нее длинные ноги).

Воспитатель дополняет рассказы детей.

Дети становятся в круг.

Физкультминутка «Птенчик».

Птенчик в гнездышке проснулся

Встрепенулся, потянулся

И головкой покивал

И хвостиком повилял

Пи-пи-пи-пи-пи-пи, червячка скорей неси

Мама с папой закружили

Угощения тащили

Червячок, блоха и мошка, кушай-кушай наша крошка

Птенчик сыт

Опять он спит

Тссс, нам нельзя его будить

 

Поднимаем руки

Качаем руками в разные стороны

Киваем головой

Крутим бедрами

Машем руками к себе

Кружимся

Качаем руками, расставленными в стороны

Изображаем ладошками клювики

Гладим руками по животу

Кладем голову на сложенные руки

Пальчик подносим ко рту

 

А теперь проверим ваше внимание:

Игра «Прилетели птицы»

- Ребята, послушайте внимательно, если услышите слово, называющее не птицу, нужно хлопнуть в ладошки.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

(мухи-это кто? Насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

- Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки коровы…

 - Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, сойки и орланы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукшки…

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…Все вы молодцы!

- Да, ребята, вы хорошо потренировали зрение, внимание, а я хочу еще проверить Вашу быстроту реакции.

Проводится игра «Назови ласково»:

Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом.

- Ребята я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны это же слово назвать ласково и бросить мяч мне.

Синица-синичка;

Дом-Домик;

Журавль-Журавлик;

Воробей-Воробьишка;

Гнездо-Гнездышко;

Цапля-Цапелька;

Сова-Совушка;

Крыло-Крылышко:

Клюв-Клювик;

Стая-Стайка;

Кукушка-Кукушечка;

 Перо-Перышко;

Галка-Галочка;

Коготь-Коготок;

Скворец-Скворушка.

В конце игры похвалить детей.

- А вот для следующей игры нам нужно разделиться на две команды.

Детям раздаются шапочки с изображениями птиц.

Команда «птичек» становится справа.

Команда «знатоков» становится слева.

Проводится игра «Кто, где?»

Вопросы:   Какой по счету снегирь?

                   За кем стоит сова?

                   Перед кем стоит ласточка?

                   Кто стоит между журавлем и синицей?

                   Какая птичка стоит 5-й, 3-й, 2-й и т.д.

На какие группы можно разделить наших птичек?

Ответы детей (Перелетные, зимующие)

Дети по очереди ставят «птичек» в две разные шеренги.

Дети снимаю шапочки, кроме синички.

-Ребята, а вот синичка хочет вам что-то сказать.

«Синичка» читает стихотворение:

На пороге зимний день,

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки

Всюду только снег да снег,

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

- Синичка, наши ребята не оставили этой зимой птичек в беде, мы сделали много кормушек, развесили их на участке детского сада, а еще дети дома делали кормушки с родителями и развешивали их в своих дворах.

- Ребята, вы так много знаете о птичках, может быть вы вспомните, какие рассказы и сказки мы с вами читали о птичках.

(Дети перечисляют литературные произведения)

В группу вносится «черный ящик».

- В этом ящике, ребята, предметы, которые упоминаются в одном из рассказов, что мы читали.

(Воспитатель достает кувшин с водой и контейнер с камешками. Дети угадывают и называют рассказ Л.Толстого «Умная галка»)

Вопросы детям:

а) Зачем галка бросала в кувшин камешки? (хотела пить).

б) Почему галка не могла напиться из кувшина? (вода была на дне кувшина).

в) Что произошло, когда галка набросала много камешков? (вода в кувшине поднялась).

 г) Как вы можете охарактеризовать галку? (умная, догадливая, внимательная, старательная, решительная).

- Ребята, а давайте проверим, действительно ли вода поднимется до верхней отметки, если мы насыпем в кувшин камешков.

- Почему вода поднялась? (потому что камешки тяжелые, вытеснили воду наверх)

- Хорошо, а если мы в воду набросаем вот такие пластмассовые шарики, вода тоже поднимется? (Дети бросают шарики во второй кувшин с водой).

- Почему вода не поднялась? (ответы детей – Потому что шарики легче воды, они плавают на поверхности).

- Итак, делаем вывод: Если предмет тонет в воде, он вытесняет ее наверх, а если не тонет – вода остается на том же уровне.

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся силуэты птиц из дерева, краски, кисти, стаканчики с водой.

- Ребята, посмотрите у нас на доске веточка, на которую мы посадим стайку птиц. Перед вами птички, которых нужно раскрасить. А в какие цвета – решите для себя сами, вы можете раскрасить самых необыкновенных птиц.

Работа детей. Воспитатель помогает с определением цвета красок.

Раскрашенные птички прикрепляются при  помощи магнитов к веточке на доске.

  1. Заключение.

- Ребята, посмотрите, какая у нас веточка стала веселая и нарядная. Птички на ней самые необыкновенные, сказочные. У нас в группе сегодня настоящий фестиваль птиц. Мы сегодня много говорили о птицах, играли, разгадывали загадки.

Вы показали себя сегодня настоящими знатоками птиц, внимательными, заботливыми, добрыми людьми. Молодцы.