Главные вкладки
Советы по работе над дикцией с ребенком старшего дошкольного возраста.
Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "техническая" сторона речи, как дикция.
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.
Не правильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные, нет точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков. Так же причиной может быть перенапряжение нервной системы ребенка или просто дурная привычка.
Упражнение на развитие дикции в настоящее время должны являться одной из частей логопедической работы не только в речевом детском саду, но и в массовом дошкольном учреждении. У воспитанников отмечается «смазанность» речи, что заметно в меньшей степени в свободном общении ребенка со сверстниками и особенно на праздниках и концертах при произнесении длинных текстов, волнении ребенка, его желании поскорее рассказать стихотворение и уйти со сцены.
Вся работа над дикцией с ребенком, строится в форме игр и игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики, дыхания, темпа высказываний, расстановкой пауз.
Скороговорки и чистоговорки широко используются при работе, как с дошкольниками, так и со школьниками и взрослыми. Текст скороговорки хорошо продуман и является артикуляционной игрой, тренирующей соответствующую группу мышц. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально и прежде всего, разобраться в ее содержании.
Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах.
Следить за добором дыхания.
Грамотное эмоциональное чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с возрастом, так же оказывает хорошую помощь в коррекции нарушений.
Так же полезно посмотреть вместе с детьми видеозапись с праздничных или групповых выступлений. Индивидуально или группой. Обратить внимание ребенка на четкость произносимых слов, понимание смысла и помочь понять причину ошибок. Не забыть похвалить ребенка за чтение, обратить внимание на положительные моменты в его выступлении.
Можно просматривать видео с профессиональными чтецами.
Берем видео, а не аудиозапись т.к. можно проследить за яркостью мимики, движениями артикуляционного аппарата.
Часто взрослые вместо того, чтобы учить малыша правильной речи, сюсюкаются с ним. И это переходит в средний и старший дошкольный возраст.
Поэтому помимо работы с ребенком, необходимы индивидуальные консультации для родителей, которые исправят неправильное отношение взрослого к ошибкам ребенка, помогут познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие четкой дикции, рассказать о важности артикуляционной гимнастики, чтения стихов, декламации.
Нужно помнить, что четкость и красота речи оказывает влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Стоит нам произнести несколько фраз, как слушатели сделают вывод, насколько приятен наш голос. Если проблемы, переходя из возраста в возраст не решаются, то могут возникнуть трудности в общении с окружающими и, как следствие, эмоциональное неблагополучие ребенка, что будет оказывать существенное влияние на формирование его личности.
С целью закрепления четкости, правильности и выразительности речи, развития мимики, жестов, пантомимики, обогащения речи выразительными средствами русского языка возможно увеличения использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях и в совместной с педагогом деятельности ребенка-дошкольника. Публичное выступление, в старшем дошкольном возрасте, помогает услышать, увидеть и проанализировать речь окружающих, услышать ошибки других и исправить свои с опорой на полученный опыт. Приучает к публичным выступлениям (что особенно актуально при подходе к школьному обучению), учит регулировать силу и направление голоса, помогает увидеть эмоциональный отклик оппонента на сказанное. Самым главным приоритетом является психологический комфорт ребенка, уверенность в себе и желание, с которым он с нами общается.