Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей 3-5 лет.
Проблема совместного воспитания детей разного возраста в детских садах не нова. Впервые в дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет социального исследования была представлена в работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности. Очень редко родители переводили своего ребенка в более старшую группу, чтобы раньше отдать чадо в школу. Разновозрастные группы имеются как в малокомплектных дошкольных учреждениях (чаще в сельской местности, в малых городах, отдельных городских районах), так и многокомплектных детских садах (круглосуточные группы, санаторные группы, группы повышенной комфортности и др.). Формирование таких групп обусловлено объективными причинами (контингент детей, территориальная ограниченность ДОУ, запрос родителей и др.). В разновозрастные группы подбираются дети двух, а иногда и трех возрастов.
Вариативность комплектования групп предполагает вариативность в организации учебного процесса. Какой вариант наиболее оптимален для его группы, воспитатель должен решать сам. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми.
Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в группе воспитываются дети смежных возрастов. При этом занятия проводятся по подгруппам: в одной подгруппе старшие дети, во второй – младшие. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Также обязательно проводятся и совместные игры и занятия с целью научить детей разного возраста эффективному взаимодействию друг с другом.
На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие бывает посвящено только одному разделу программы, а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.
Фронтально дети занимаются на таких занятиях как аппликация, конструирование, экологическое воспитание, рисование, лепка, и конечно физическое развитие и музыкальная деятельность.Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 3-4 лет учатся правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 4-5 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её. На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т. п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 4-5 лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки. Остальные же занятия, такие как ФЭМП, развитие речи и познавательное проводятся по подгруппам. Однотемные занятия, в разновозрастных коллективах, наиболее целесообразны и эффективны. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения.
В соответствии с программой продолжительность занятий для детей 4 года жизни - не более 15 минут, для детей 5 года жизни — не более 20 минут.
Необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 15-20 минут, практически не общаясь друг с другом, или делая это лишь в крайних случаях, шепотом. Для этого в группах в каждом центре активностиразработаны технологические карты, алгоритмы для самостоятельной деятельности ребенка, опираясь на которые, дети самостоятельно организовывают игру, дополняя ее другими игровыми сюжетами. Модельные и символические средствапозволяютразвиватьтворческие и познавательныеспособности у дошкольников, а также способствуют формированиюсамостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольномвозрастепреобладаетнаглядно-образнаяпамять, и запоминаниеносит, какправило, непроизвольный характер. Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшемправильно выполнять очередность работы.
Опираясь на эти схемы, дети учатся работатьсними и планироватьсвои действия в игре. Ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей.
Например: в двигательном центре помещены схемы двигательной деятельности детей, подвижных игр.
В игровой зоне установлены схемы, способствующие развитию сюжетно-ролевых игр: как приготовить то, или иное блюдо, прейскуранты цен в магазине.
В центр экспериментирования тоже размещены алгоритмы выполнения опытов.
В музыкальном уголке представлены алгоритмы игры на музыкальных инструментах, музыкальных дидактических игр.
Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие, побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности. Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Также помогает младший воспитатель, читая детям книги или играя в познавательные и спортивные игры. На занятиях с подгруппами решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста.
Перед началом занятия воспитатель должен продумать, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.
Активность и работоспособность детей во всех подгруппах обеспечиваетсяизбеганием длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Также эффективно не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий, так как дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 3-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя. Например, на занятиях по развитию речи, нужно привлекать 4-х леток к части занятия, по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по ФЭМП с детьми 3 лет, остальные дети так же присутствуют, но выполняют более усложнённый вариант, по данной теме.
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 4 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации, следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 3-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 3 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.
Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива.
Однако организовать детей для взаимодействия в этих играх – дело очень сложное, особенно в первые месяцы, так как в этот период происходит адаптация детей 3 лет к новой обстановке.
Постепенно дети 3 лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Задача воспитателя состоит в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива.
Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 3-5 лет, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы. Организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом - важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.
Список литературы:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
2. Рузская А.Г. Развитие дошкольников со сверстниками. – 2004 // Хрестоматия по курсу: «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 6–30.
3. Закон Российской Федерации "Об образовании". - 8-е изд. - М.: Издательство "Ось-89", 2004. - 64 с
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Соловьева Е. Игры - занятия по формированию элементарных математических представлений. Разновозрастная группа (2,5 - 4,5 года) // Ребенок в детском саду. - 2001. - №5 .- стр.27 -31.
- Мне нравится (3)