Семинар для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rech_detey_i_vzroslyh.docx | 30.34 КБ |
igra-s-pedagogami-roditeljait-doshkolnikov_lj9kh.pptx | 816.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Иланский детский сад № 50»
Семинар-практикум на тему:
«Развиваем речь детей и взрослых»
Подготовила:
старший воспитатель
Гамолка С.Ю.
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, практические задания,
ХОД:
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон
Вступительное слово (старший воспитатель Гамолка С.Ю.)
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей
Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом (наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения ) речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо прежде всего с себя, как говорил Сократ
« Каков человек, такова его речь »
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяются:
- Правильность
- Точность
- Логичность
- Чистота
- Выразительность
- Богатство
- Уместность
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Практическая часть.
Правила игры:
⇒ уметь слушать других;
⇒ вырабатывать общее решение вопроса;
⇒ принимать активное участие в игре;
⇒ не оспаривать оценку жюри;
⇒ соблюдать культуру речи и тактичность;
⇒ придерживаться регламента.
Выбрать жюри, за правильный ответ 1 балл, на столах колокольчики.
Игра «Вежливые слова» - ведущий бросает мяч участнику- тот называет вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Делятся на две команды
1. «Разминка» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)
1.ОО «Речевое развитие включает» … (развитие речи, художественная литература)
2. Назовите направления работы по развитию речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь.)
3.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)
4.Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям)
5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).
6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).
2. «Пословицы» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)
Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .
- Не болтай (держи язык за зубами) .
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .
Исправьте ошибки в пословицах. (на листочках)
- После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
3. Орфоэпическая правильность (на листочках)
Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, избалованный, ободрить , сливовый, свекла, торты, согнутый, принудить, включим, принял, согнутый.
4. Найдите похожие по звучанию слова: (устно)
Подобрать схожее по звучанию слово (Один из команды - 15 сек.)
- Врач – мяч,
- Спички – синички,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат - салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
5. «Проверьте свою грамотность» (на листочках)
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль) –тюлем
Лицо скрыто (вуаль) - вуалью
Крышу кроют (толь) -толем
Вымою голову (шампунь) - шампунем
Голова покрыта (шаль) – шалью
Я встала, сняв ребенка с (колени) - коленей.
В саду много (яблони, вишни) - яблонь, вишен.
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) – двадцать двое суток.
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) - грабель.
6. «Сказки» (на листочках)
2) Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - 1 балл
Карточка
Н.Носов «Живая шляпа» - стар.гр.
«У страха глаза велики», обр М. Серовой – мл.гр.
«Федорино горе» К.Чуковский - ср.гр
Для заучивания: В.Берестов «Петушки» - мл.гр.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; - ср.гр
Для заучивания: А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…» - ср.гр.
«Хаврошечка», обр. А.Н.Толстого - стар.гр.
«Мойдодыр» К.Чуковский – мл.гр.
Для заучивания: Е.Благинина «Посидим в тишине» - стар.гр
Жюри считают баллы.
Мастер - класс «Развитие связной речи при помощи мнемотаблиц» воспитатель Шура Ю.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учись всю жизнь. Век живи, век учись. Нужно беречь время. Делу время, потехе - час. Береги своё здоровье. Береги платье снову , а здоровье – смолоду. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу
Не болтай. Держи язык за зубами. Не торопись, делай всё аккуратно. Поспешишь – людей насмешишь . Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “ Сказки о рыбаке и рыбке ” А.С.Пушкин). Несу золотые яйца . Курочка Ряба из русской народной сказки) Потерян ключ из драгоценного металла. ( Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого). . . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор.
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского). Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди ”). Отмою всё! ( Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского ). . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор .
Окна занавешены (тюль). Окна занавешены тюлем. В саду много (яблони), (вишни), (смородина). В саду много яблонь, вишен, смородины Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель. . Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
НАГЛЯДНЫЕ: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам). СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений ; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал. ПРАКТИЧЕСКИЕ : дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки; дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Методы развития речи:
Спасибо за игру!