Развитие слухового восприятия и обучение произношению неслышащих дошкольников
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.
Слуховая недостаточность людей проявляется в двух видах – тугоухости и глухоте. Тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально созданных условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов) все же возможно. При глухоте восприятие речи на слух невозможно даже в таких условиях.
У ребенка с нарушенным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора очень рано возникают вторичные дефекты, как в физическом развитии, так и в области всей познавательной деятельности. У детей имеющих снижение слуха затруднены или невозможны восприятие звука и локализация его в пространстве, недоступны познанию звуковые свойства ряда объектов и явлений окружающего мира, отмечается дефицит эмоционального общения со взрослым: отсутствует воздействие речи взрослого, ее эмоционального тона. Дети, имеющие нарушения слуха лишены возможности получать звуковую информацию, а следовательно у них не формируется слуховое внимание.
Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование и развитие у детей с недостатками слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Задачей обучения произношению является формирование у детей внятной, членораздельной и естественной речи.
Специальная работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой, развивая психические функции и формируя личность ребенка.
Нельзя требовать от ребенка невозможного, но учитель-дефектолог должен прилагать все усилия к тому, чтобы все дети с недостатками слуха учились пользоваться имеющимися у них остатками слуха и развивать их.
Имеется два вида специальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению: фронтальные и индивидуальные. При проведении занятий мы должны руководствоваться основными принципами:
1. Использовать слуховую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования.
2. Слуховая тренировка должна проводиться с аппаратурой и без аппаратуры. Но при работе с глухими на фронтальных занятиях только с аппаратурой. Без аппаратуры можно на индивидуальных занятиях, если у ребенка хорошие остатки слуха.
3. Развитие слухового восприятия осуществляется во время специальной слуховой тренировки, а также в процессе слухо-зрительного восприятия речи.
4. У детей необходимо формировать рефлекторную, слухо-речевую связь, т.е. учить их реагировать на словесный сигнал.
5. Формировать у детей обратную связь: речедвигательную слуховую, речедвигательную слухо-зрительную (сопряженное проговаривание).
6. Материалом обучения являются только смысловые единицы речи (слова, словосочетания, фразы).
7. Во время слуховых занятий голос учителя нормальный, не выделять в своей речи никаких звуков. Исключить подбор материала по темам, должна быть «каша» и учить детей разбираться в ней.
8. Не нужно давать детям опознавательных признаков.
9. В процессе развития музыкального слуха содействовать развитию у детей музыкальных образов.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия являются: на первом году обучения – различение звукоподражаний и лепетных слов, на втором году слова и фразы – различение и опознавание, на третьем, четвертом и пятых годах обучения резко возрастает количество слов, фраз, даются стихи, песенки, тексты. С первого года обучения вырабатывают условно-двигательную реакцию на звук, в дальнейшем обучают восприятию на слух неречевых звучаний, их продолжительности, ритмов, высоты, определение направления источника звука, характера (марш, вальс, полька), обучение восприятию на слух речевого материала, вопросов, поручений. Чтобы корригировать познание звучащего мира, используются вибрационные, осязательные, кинестетические ощущения.
В программе для слабослышащих детей большое место отводится обучению произношению, т.к. дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно овладеть устной речью, необходимо их специально обучать.
Выработка условной реакции на звук.
Здесь я учу ребенка реагировать на звучание неречевых сигналов и речи определенными действиями, например, собирать пирамидку, перекладывать палочки. Но сначала необходимо выполнять действие, воспринимаемое зрительно (например, по поднятию флажка хлопать).
Выработку реакции на звук начинаю на материале неречевых звучаний. Первую звучащую игрушку беру – барабан. На звучание барабана ребенок топает и произносит: ТАТАТА. Убедившись, что ребенок правильно реагирует, увеличиваю расстояние. Интервалы между ударами делаю различными. Аналогично использую и другие звучащие игрушки: бубен – хлопать, говорить ПАПАПА, шарманка – петь ААА, дудка – У, или ДУ-ДУ, гармонь – пританцовывать, петь ЛЯ-ЛЯ. Не все дети хорошо воспринимают свисток, металлофон, шарманку.
Когда ребенок научился реагировать на музыкальные игрушки, начинаю вырабатывать у него условную реакцию на звучание речевых сигналов - словосочетаний: папапа. Произнося слогосочетания, одновременно его рукой нанизываю кольцо пирамидки или перекладываю палочки. Когда ребенок сам начинает выполнять действие, произношу слоги за экраном, затем снижаю громкий голос до разговорной громкости, затем постепенно увеличиваю расстояние.
Обучение восприятия на слух неречевых звучаний.
Работу по восприятию неречевых звуков начинаю с различения звучаний игрушек при выборе из 2-х, а затем из 3-х.
Различение провожу на материале только тех звучащих игрушек, которые доступны слуху детей. Это касается и расстояния. Если барабан слышит на расстоянии 4м, а металлофон на расстоянии 1м, то дифференциацию провожу на расстоянии 1м.
Первые 3-4 занятия различаем на слух музыкальные игрушки, резко противопоставленные по длительности и характеру звучания. Впоследствии время звучания каждой игрушки должно быть примерно равным.
Учу детей различать и воспроизводить количество звучаний слухо-зрительно, а потом на слух. Сначала 1 и много, потом 1 и 2, затем 1,2; 3,4 и так далее, соотносить количество пальцев, называть числительные.
Затем различаем на слух и воспроизводим громкость, высоту, темп звучания, отвечая на вопрос: «Как звучало?».
Провожу работу по различению слухо-зрительно и на слух 2-х и 3-х сложных ритмов. Закрепляю произношением слов с правильно выделенным ударением. Речевой материал должен быть знаком для детей, актуален для обучения, звуковой состав должен быть доступен для всех детей. Позже дети сами подбирают слова под соответствующий ритм.
Так же учу детей слушать друг друга, оценивать, смотреть правильно ли выполняет действие, задания другой ребенок.
Далее определяем направление звука, без аппаратуры, в индивидуальных слуховых аппаратах. Сначала мы играем в игру: «Поймай меня». Завязываю ребенку глаза, отхожу на определенное расстояние, останавливаюсь и стучу в барабан или звоню в колокольчик и ребенок должен идти в сторону источника звука и поймать меня. Дети могут играть сами, под контролем взрослого. Очень нравится им эта игра.
При обучении направления звука учу детей показывать направление, называть его и называть источник звука.
Слушание и различение марша, вальса и польки тесно связанно с музыкальными занятиями. На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкой. Различая марш, вальс и польку, при прослушивании музыки дети выполняют определенные действия. Говорю им, что «Будем слушать музыку» и отвечать на вопрос: «Что слушали?», правильно соотносить таблички. Дети хорошо различают музыку.
Обучение различению и опознаванию на слух речевых звучаний.
Обучение дошкольников восприятию на слух речевого материала начинаю с различения звукоподражаний. Перед ребенком выкладываю 2 игрушки (например, кошка, собака) без табличек, затем в микрофон произношу звукоподражания (мяу, ам) и показываю движения. Ребенок повторяет и произносит как может. Следующий этап, показываю движения, а произношу в микрофон за экраном. Затем ребенок различает звукоподражания на слух.
Со второго полугодия первого года обучения детей учу различать на слух и слова. К этому времени они уже соотносят таблички с предметами: дом, собака, рыба, юла, мяч. Сначала различают два слова (дом, рыба), последовательно добавляю следующие слова. Далее во втором полугодии первого года обучения учу не только различать, но и опознавать слова на слух. Слова, которые вначале занятий различаются, т.е. картинки или предметы, в конце занятия прячу в мешочек или коробочку и предлагаю детям угадать, что там. Когда дети уже справляются с заданием, предлагаю опознавать слова на слух в начале занятий.
Так же различаем и опознаем фразы. Работу провожу таким образом, чтобы дети учились опознавать на слух фразы и слова вне ситуации.
Интересно детям различать мужские и женские голоса, кто поет, кто говорит. Им нравится игра, когда угадывают кто говорит из детей.
На третьем году обучения работаю по различению и опознаванию на слух знакомых двустиший, четверостиший, детских песенок, загадок.
На четвертом году обучения провожу подготовку к восприятию на слух текстов.
В процессе работы по развитию слухового восприятия учу неслышащих дошкольников выполнять поручения, отвечать на вопросы. При этом очень важно, чтобы восприятие на слух определенного материала способствовало формированию устной речи детей в естественной ситуации. Правильность восприятия на слух проверяется ответной реакцией ребенка.
Развитие слухового восприятия должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Обучение произношению.
Произносительные навыки формируются на основе слухо-зрительного восприятия и подражанию речи взрослого. Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей и, кроме того, привыкнув к такому восприятию речи, дети не смогут понимать обычную естественную речь. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной. Фраза должна быть произнесена слитно, учитель как бы дирижирует. Мы должны следить за своим произношением, можно несколько замедлить темп речи, но ритм ее должен быть естественным.
В подготовительный период начинаю работать над речевым дыханием. Использую различные упражнения: дуть на кусочек ваты, мелкие игрушки, на салфетку, полоску бумаги. Так же играем в игру «Кто дольше?» на длительность произнесения гласных (считаю на пальцах). Дети друг перед другом хвастают и стараются тянуть звук на одном дыхании дольше, чем другой ребенок.
Провожу работу над голосом. Для вызывания голоса использую тактильные ощущения, звукоусиливающую аппаратуру (подношу микрофон, чтобы ребенок услышал себя), использую аппарат ВИР. Еще ВИР использую для вызывания звуков, артикуляцию которых нельзя четко увидеть.
Первый этап обучения является не только периодом для подражания речи на слухо-зрительной основе, но и периодом нерегламентированного усвоения звуков в составе слова. Основные методические приемы в этот период, которые я использую, это отраженная и сопряженная речь, фонетическая ритмика, специальные игры.
Широко использую фонетическую ритмику: для вызывания звуков, произнесения слогов, слов, фраз, для развития голоса и дыхания. Фонетическую ритмику включаю почти в каждое занятие, часто как динамическую паузу.
Если первый этап обучения произношению основан на слуховой, зрительной основе, тактильно-вибрационной, то следующий этап – это коррекция, постановка (механическим способом), автоматизация и дифференциация звуков. Использую артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Так же провожу работу над дефектами голоса. Фальцетный голос – это высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Обращаю внимание ребенка, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка. Иногда голос понижается на звуках: а,м,в. Гнусавость исправляю энергичным произнесением слога ПА, показываю, что крылья носа не должны вибрировать. Слежу, чтобы у детей не было скандированной речи, чтобы было плавное произнесение слов, фраз на одном выдохе, с правильным выделением ударения.
В общении с детьми использую все виды речевой деятельности: устную (слуховое и слухо-зрительное восприятие), устно-дактильную, письменную (использую таблички, написание слов, фраз по ситуации).
Литература:
1. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста » под редакцией Л.А.Головчиц, Л.П. Носковой и др. Москва «Просвещение», 1991г.;
2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Под ред. Л.П. Носковой М. «Просвещение» 1993.;
3. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих» М. «Просвещение» 1981г.
4. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. Ред.сост. Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина М. «Просвещение» 1986г.
5. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., «Педагогика», 1973г.