Жостовские подносы
«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»
конспект занятия по декоративному рисованию
Программное содержание:
· Закрепить навыки детей с приемом рисования гуашью.
· Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
· Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
· Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов различной формы.
· Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
· Совершенствовать навыки работы кистью и другими материалами
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материал:
- гуашь разных цветов и оттенков;
- кисти круглые № 7, 5, 3, 1;
- нетрадиционные материалы (крышки, вилки, тампоны, ватные палочки);
- палитры, баночки с водой;
- салфетки;
- бумажные силуэты подносов разной формы и цвета;
- выставка жостовских подносов.
Предварительная работа: рассматривание подносов, открыток, рисование натюрмортов.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Вальс цветов”, русская народная мелодия.
Художественный ряд: стихи.
Методические приёмы: беседа, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы, фон - использовать в речи.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами в художественной мастерской.
- Посмотрите, какие прекрасные подносы. Мы уже с ними знакомились. Как они называются? (Жостовские)
- Правильно, подмосковная деревня Жостово, издавна славилась своими мастерами. В Жостово расписывали удивительные подносы, которые использовали для чаепитий. На них ставили самовары, чайники и кофейники. Ими украшали стены домов и трактиров, ямских станций, чайных.
- Жостовские мастера расписывали свои подносы цветами и плодами, травами нашей богатой подмосковной природы.
-Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, художники превращают их в сказочные. А поэты воспевают в цветах их красоту.
v Розы раскрыли свои лепестки …
Разве прекрасней бывают цветки?
v Бутоны вырезные,
Рубашки расписные.
Листок с листочком
Завязан узелочком.
Узелок непростой,
В нем цветок золотой.
Лопнет этот узелок
И раскроется цветок.
v Колокольчики-цветочки
Разбрелись поодиночке.
Синий цвет у неба взят.
А при встрече всем звенят.
v Ромашка – белоснежная,
Она такая нежная.
II. Основная часть
1. – Посмотрите на столы, у нас есть кисти и другие материалы, которые помогут рисовать, создавать сказочный, волшебный образ цветов.
- Обратите внимание на подносы, в букете подбирались краски, чтобы они сочетались друг с другом.
2. – Вот на этом подносе фон черный – цветы яркие: желтые, красные, бордовые.
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал? (Радостное, веселое, задорное)
- А на этом подносе – фон черный. А цветы – бледно- розовые, белые, зеленовато-белые.
- Какое настроение может передать этот цвет? (Тихое, спокойное, грустное)
3. Музыкальное сопровождение «Времена года».
- Теперь, я приглашаю вас в художественную мастерскую. Удивите гостей сказочными, прекрасными образами цветов!
III. Пальчиковая гимнастика
- Работа предстоит трудная, давайте, подготовимся к ней. Выполним с вами гимнастику для пальцев рук.
«Рисовать мы захотели»
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:
(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладони)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
IV. Рисование
-Теперь можно смело приступать к работе! (работа детей, музыкальное сопровождение)
- Как будем рисовать цветы?
- Для этого у нас есть крышечки. Я напомню вам, что для выбранного цветка нужно взять 2-3 цвета, чтобы его лепестки были более красочными. Букет вы можете составить из нескольких больших и множества маленьких цветов. Вы художники и начинаете работать каждый над своим подносом, на котором нарисуете сказочные цветы. Заготовки подносов мы приготовили раньше. Фон и «уборка» у них разные.
V. Заключительная часть
- Посмотрите, какие подносы получились. Очень красивые. Мы использовали различные способы рисования, что дает тени и блики. Старались рисовать детали тонкой кистью. Цветы получились как настоящие, но все не похожи друг на друга. Молодцы, ребята, очень красивые получились подносы.