Жостовские подносы

Прилежаева Марина Николаевна

«ВОЛШЕБНЫЕ   ЦВЕТЫ»

 

конспект занятия по декоративному рисованию

 

Программное содержание:

·        Закрепить навыки детей с приемом рисования гуашью.

·        Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

·        Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

·        Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов различной формы.

·        Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.

·        Совершенствовать навыки работы кистью и другими материалами

·        Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материал:

- гуашь разных цветов и оттенков;

- кисти круглые  № 7, 5, 3, 1;

- нетрадиционные материалы (крышки, вилки, тампоны, ватные палочки);

- палитры, баночки с водой;

- салфетки;

- бумажные силуэты подносов разной формы и цвета;

- выставка жостовских подносов.

Предварительная работа: рассматривание подносов, открыток, рисование натюрмортов.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Вальс цветов”, русская народная мелодия.

Художественный ряд: стихи.

Методические приёмы: беседа, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа: композиция, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы, фон - использовать в речи.

 

Ход занятия

 

I. Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами в художественной мастерской.

- Посмотрите, какие прекрасные подносы. Мы уже с ними знакомились. Как они называются? (Жостовские)

- Правильно, подмосковная деревня Жостово, издавна славилась своими мастерами. В Жостово расписывали удивительные подносы, которые использовали для чаепитий. На них ставили самовары, чайники и кофейники. Ими украшали стены домов и трактиров, ямских станций, чайных.

- Жостовские мастера расписывали свои подносы цветами и плодами, травами нашей богатой подмосковной природы.

-Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, художники превращают их в сказочные. А поэты воспевают в цветах их красоту.

v Розы раскрыли свои лепестки …

Разве прекрасней бывают цветки?

 

v Бутоны вырезные,

Рубашки расписные.

Листок с листочком

Завязан узелочком.

Узелок непростой,

В нем цветок золотой.

Лопнет этот узелок

И раскроется цветок.

 

v Колокольчики-цветочки

Разбрелись поодиночке.

Синий цвет у неба взят.

А при встрече всем звенят.

 

v Ромашка – белоснежная,

Она такая нежная.

 

II. Основная часть

1. – Посмотрите на столы, у нас есть кисти и другие материалы, которые помогут рисовать, создавать сказочный, волшебный образ цветов.

- Обратите внимание на подносы, в букете подбирались краски, чтобы они сочетались друг с другом.

2. – Вот на этом подносе фон черный – цветы яркие: желтые, красные, бордовые.

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал? (Радостное, веселое, задорное)

- А на этом подносе – фон черный. А цветы – бледно- розовые, белые, зеленовато-белые.

- Какое настроение может передать этот цвет? (Тихое, спокойное, грустное)

3. Музыкальное сопровождение «Времена года».

- Теперь, я приглашаю вас в художественную мастерскую. Удивите гостей сказочными, прекрасными образами цветов!

 

 

 

III. Пальчиковая гимнастика

- Работа предстоит трудная, давайте, подготовимся к ней. Выполним с вами гимнастику для пальцев рук.

 «Рисовать мы захотели»

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

 

IV. Рисование

-Теперь можно смело приступать к работе! (работа детей, музыкальное сопровождение)

- Как будем рисовать цветы?

- Для этого у нас есть крышечки. Я напомню вам, что для выбранного цветка нужно взять 2-3 цвета, чтобы его лепестки были более красочными. Букет вы можете составить из нескольких больших и множества маленьких цветов. Вы художники и начинаете работать каждый над своим подносом, на котором нарисуете  сказочные цветы. Заготовки подносов мы приготовили раньше. Фон и «уборка» у них разные.

 

V. Заключительная часть

 

- Посмотрите, какие подносы получились. Очень красивые. Мы использовали различные способы рисования, что дает тени и блики. Старались рисовать детали тонкой кистью. Цветы получились как настоящие, но все не похожи друг на друга. Молодцы, ребята, очень красивые получились подносы.