нетрадиционное рисование

Прилежаева Марина Николаевна

Детство - важнейший этап в формировании личности ребенка. В этот период происходит познание мира. Важно чтобы ребенок научился не только видеть вокруг себя красоту, но при этом участвовал в поддержании красоты и стремился ее создавать. Неотделимой частью процесса развития ребенка является творчество.

Педагоги и психологи, занимающиеся изучением развития детей дошкольного возраста, отмечают, что в творчестве созревают все психические функции: восприятие, память, речь, мышление, воображение. Все это необходимо для успешного обучения в школе. Но творчество невозможно без минимальных практических навыков. Применительно к рисованию – это владения карандашом, кистью и красками. Не секрет, что современные дети виртуозно обращаются с клавиатурой компьютера, а с карандашом и кистью возникают затруднения, и желание рисовать не появляется.

Чтобы ребенка привлечь к процессу рисования, у нас в саду вместе с обычными техниками с успехом применяются нетрадиционные. Они более эффективны и несложны в создании рисунка. Маленькие дети с готовностью пробуют рисовать не только карандашом и красками, но и ладошкой, пальчиками и т. д.

Рисование ладошкой - одна из многочисленных форм нетрадиционной техники. В ней на первое место выходит воображение и фантазия. Даже если руки еще не умелые и неловкие, ребенок может получить удовольствие от процесса рисования и при этом хороший результат. Как следствие – желание рисовать еще и еще. Почувствовав вкус к творчеству, ребенок захочет рисовать самостоятельно, даже если придется напрягаться, преодолевать неловкость, неумелость рук, добиваясь наилучшего для себя результата. Незаметно идет подготовка к школе: развиваются творческие способности, уверенность в собственных силах, мелкая мускулатура пальцев и рук, воображение, чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятие, пространственное мышление, формируется произвольность, глазомер, зрительно-моторная координации «глаз-рука»,  ребенок учится ставить цели и доводить свой замысел до конца. И все это происходит в процессе рисования!!!

Нетрадиционное рисование ладошкой, это от части игра, от части труд. Мы используем технологию, предлагаемую кандидатом педагогических наук Лыковой И.А. и художником Дубровской Н.В.

Ребенок заинтересовывается игрой, в непринужденной обстановке включается в творческий процесс.

Ручки в краску опустили

И картинку получили!

Просто, здорово и ярко,

Лучше всякого подарка!

В разном возрасте разные задачи и разная техника. Для малышей трех лет - оттиск краски на листе бумаги разноцветной ладошкой. Для эффекта создаваемого образа, чаще используется коллективное создание композиции. Получаются замечательные работы: кленовое дерево с разноцветными листьями, цветы в траве, солнышко и многое другое. Для ребенка в этом возрасте важен сам процесс, ощущения краски на  руке, появление ярких цветовых мазков и пятен на листе бумаге. А педагог видит в этом развитие координации движения руки и глазомера. При этом ребенок получает огромное удовольствие от контакта с краской и полученного результата. Формируется интерес к рисованию с самого начала пути ребенка в детском саду.

В старшем возрасте к этой технологии добавляется другая, усложненная: дети простым карандашом обводят ладошку на листе и дорисовывают нужный образ, что дает возможность ребенку проявить свое творчество. Дети, поняв технику рисования на ладошке, начинают ей пользоваться самостоятельно, проверяя, а у меня без педагога получится? И какой же восторг, когда все получилось! А дальше - творчество! И забыт страх, что не получится! Ребенок держит в руке карандаш и кисть! Пусть пока не все получилось, но как интересно! Рисунки получаются разнообразные и не похожие. У каждого кота, петушка есть свой характер, имя и необыкновенные истории.

Все раскрашивать старались

И ладошками касались.

Петухи цветисты,

Котики пушисты!

Хоть ладошки наши схожи,

Все рисунки не похожи!

Рисование нетрадиционным способом проходят в радостной, непринужденной обстановке, в игре. Когда ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука ребенка быстро устает, и процесс создания изображения не приносит ему радости. А разнообразие приемов рисования позволяет ему укрепить уверенность в своих возможностях, развить самостоятельность, инициативу и творческие способности.

Эта техника рисования учит детей работать с интересом, выражать свой замысел, помогает достичь выразительности художественного образа, Дети получают эстетическое удовлетворение, возможность быть успешным не за счет техники рисования, а путем самовыражения. Это же развивает положительные черты характера: как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

Какая радость педагогу, когда дети с удовольствием рисуют, могут выразить себя на бумаге, могут рассказать о своем рисунке,  получить от этого эстетическое удовольствие.

В тексте использованы четверостишья Каюровой Е.Б.