Занятия с песком - увлекательная образовательная, развивающая игра для детей с особыми возможностями здоровья.

Напылова Светлана Геннадьевна

В данной статье описан опыт учителя-логопеда по применению игр с песком в логопедической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мои воспитанники это дети  с общим недоразвитием речи,  что означает - нарушение средств общения  при  нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для наших детей, наряду с  речевыми особенностями,  характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

- нарушены пальчиковая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словарно-логическое мышление;

- у детей снижен интерес к образовательной деятельности.

 Важность и необходимость формирования у детей навыка грамотно и эмоционально строить свои высказывания, развитие способности свободного владения пальцевой умелостью с одной стороны и отсутствие интереса детей к образовательной деятельности, скованность и неуверенность в себе – с другой, привели к выбору темы.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии.  

 Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961) открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям.  

Маргарет Ловенфельд (1890 – 1973), основавшая Лондонский Институт Детской Психологии, в 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это "техникой построения мира".

Создателем метода Sandplay ("Игра с песком") является Дора Калфф (  - 1990), ученица К.Г. Юнга и Маргарет Ловенфельд.  

        Основная цель арт-педагогической деятельности - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. 

Прочитав книгу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», где  описаны   игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях, я решила внести методы пескотерапии в мою коррекционную практику.

       Книга  Н.В.Козуб и Э.И.Осипук «В гостях у песочной феи», которая содержит обобщение опыта по созданию педагогической песочницы и разработке психолого-педагогических игр-занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, а так же с их педагогами, помогла мне создать свои занятия с учётом особенностей моих воспитанников.

В 2011 году я обучалась на курсах «Арт-терапия. Разнообразие подходов» при Нижегородском институте развития образования, где получила практические навыки работы с детьми с ОВЗ.

Прежде чем внести метод пескотерапии в свою практику, я провела диагностику детей по разделам коррекционной программы. За основу работы с песком я взяла разделы:  сформированности связной речи, развитие мелкой моторики рук, развитие психических процессов  у детей с ОВЗ.

Результаты первоначальной диагностики показали, что развитие детей по данным разделам соответствует низкому и среднему уровню.

Исходя из этого, я сформулировала цель своей работы:

Создание условий для повышения эффективности  работы по развитию  речевых способностей,  психических процессов, развития мелкой моторики рук у детей через игры и упражнения с песком.

И задачи:

  • Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей;
  • Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей;
  • Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
  • Сформировать интерес к учебному процессу.
  • Работа по решению поставленных задач проходила следующим образом:
  • Подготовительный этап
  •  Создание предметно-развивающей среды:
  • Часть логопедического кабинета оборудована для занятий с песком. Практический материал:
  •  ящик с песком (50х70х10)
  •  стеллажи для пособий
  •  таз и кувшин для мытья рук, одноразовые полотенца
  •  подбор и классификация материала по работе с песком:
  • по цвету (автоматизация и дифференциация звуков речи);
  •  по форме (развитие психических процессов);
  •  по группам: люди, дома, животные, птицы, растительный мир, транспорт, персонажи из мультфильмов (пополнение и активизация словаря);
  • картинный материал (по сказкам);
  • предметный материал для развития мелкой моторики рук: набор для «раскопок», мелкий бросовый материал, счётные палочки двух видов.
  • Оборудование для рисования песком: большой планшет (40х70), мини-планшеты 3 шт. (40х30), цветной песок, трафареты, карточки-схемы для рисования двумя руками.
  • 8. слайд
  • Создание методической базы:
  • Разработка рабочей программы  «Ладошки на песке».
  • Написание перспективного и тематического плана работы с детьми.
  • Создание картотеки игр, упражнений по разделам коррекционной работы.
  • Разработка игр-занятий в соответствии с тематическим планом.
  • Разработка диагностических заданий на выявление уровня развития мелкой моторики рук детей.
  • 9. слайд
  •         Практический этап
  • В практике дополнительного образования я  использую метод песочной терапии, который  обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми.
  • Непостредственно-образовательная деятельность проводится в соответствии с разработанным мною перспективным и тематически планом и с учётом интеграции образовательных областей:
  • В ходе игр и упражнений на: развитие фонематического слуха, пополнение и активизации словаря, развитие грамматического строя речи -формируется связная речь детей.
  •  Речевая: Владение речью как средством общения: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха .  Через  обыгрывание сказочных сюжетов, игр-раскопок, игр-путешествий, игр-фантазий, игр-классификаций.
  • 10. слайд
  • С этой целью мною был создан и апробирован образовательный проект на тему «Развитие связной речи детей через игры с песком». Практическая часть данного проекта  представила на  слайде.
  • 11. слайд
  • Развитие мелкой моторики рук происходит через: игры на поверхности песка, с погружением рук в песок;  рисование:  на сыром песке, на планшетах, цветным песком; лепка фигур из сырого песка.
  • 12. слайд
  • Социально-коммуникативная: Воспитание  активного  произвольного внимания  к  речи,  совершенствование  умения   вслушиваться  в  обращенную речь,  понимать  её  содержание, слышать  ошибки  в  своей  и  чужой речи. Через взаимодействие во время построения и обыгрывания игровых ситуаций  
  • 13. слайд
  • Познание: Обучение  восприятию  предметов,  их свойств,  сравнению  предметов, подбору  группы  предметов  по заданному  признаку.  Развитие слухового  внимания  и  памяти.  Развитие  мышления  в упражнениях  на  группировку  и классификацию  предметов. Формирование  прослеживающей функции  глаза  и  пальца.   Через экспериментальную деятельность и рисование на песке и песком.
  • 14. слайд
  •  Художественно-эстетическая: Развитие  интереса  к  художественной литературе,  навыка слушания художественных  произведений, формирование  эмоционального отношения  к   содержанию,  к поступкам  героев. Через выразительное  чтение  стихов, участие в инсценировках, пересказ литературных произведений с динамичной зарисовкой главных персонажей и эпизодов. Развитие умения любоваться красотой рисунка и самим создавать рисунки из цветного песка.
  • 15. слайд
  •  Физическая:   Развитие  крупной и мелкой  моторики,  координированности обеих рук, развитие межполушарных связей, закаливание. Через выполнение упражнений пальчиковой  гимнастики,  сопряжению речи с движением, физкультминутки, самомассажем рук при помощи песка, формирование  правильной  осанки  при  посадке  за  столом, ополаскивание рук водой комнатной температуры.
  • 16. слайд
  • Работа с детьми представлена следующими формами:
  • Индивидуальные игры     (Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка).  
  • Подгрупповые игры   (Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать).
  • 17. слайд
  • Результаты работы
  • в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка; формируются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
  • перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки;  игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
  • следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
  • 18. слайд
  • Транслируемость практических достижений
  • Выступления на педагогическом совете ДОУ;  
  • На  родительском собрании группы;
  • Участие в городских конкурсах;
  • Методических объединениях для учителей-логопедов и воспитателей;
  • Распространение опыта работы через сайт ДОУ  ((dsbilina 16 caduk. ru)
  • 19. слайд
  • Литература:
  • Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  • Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Епанчинцева О.Ю., С-П., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  • Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  • «Игротерапия в логопедии: Пальчиковые превращения». Ихсанова С.В., Ростов-на –Дону, «Феникс», 2014.
  • В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.

Цветовой игротренинг.  Погосова Н.М.  – СПб.; Речь, 2005.