Занятия с песком - увлекательная образовательная, развивающая игра для детей с особыми возможностями здоровья.
В данной статье описан опыт учителя-логопеда по применению игр с песком в логопедической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы учителя-логопеда по работе с песком. | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои воспитанники это дети с общим недоразвитием речи, что означает - нарушение средств общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для наших детей, наряду с речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальчиковая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словарно-логическое мышление;
- у детей снижен интерес к образовательной деятельности.
Важность и необходимость формирования у детей навыка грамотно и эмоционально строить свои высказывания, развитие способности свободного владения пальцевой умелостью с одной стороны и отсутствие интереса детей к образовательной деятельности, скованность и неуверенность в себе – с другой, привели к выбору темы.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии.
Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961) открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям.
Маргарет Ловенфельд (1890 – 1973), основавшая Лондонский Институт Детской Психологии, в 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это "техникой построения мира".
Создателем метода Sandplay ("Игра с песком") является Дора Калфф ( - 1990), ученица К.Г. Юнга и Маргарет Ловенфельд.
Основная цель арт-педагогической деятельности - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Прочитав книгу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», где описаны игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях, я решила внести методы пескотерапии в мою коррекционную практику.
Книга Н.В.Козуб и Э.И.Осипук «В гостях у песочной феи», которая содержит обобщение опыта по созданию педагогической песочницы и разработке психолого-педагогических игр-занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, а так же с их педагогами, помогла мне создать свои занятия с учётом особенностей моих воспитанников.
В 2011 году я обучалась на курсах «Арт-терапия. Разнообразие подходов» при Нижегородском институте развития образования, где получила практические навыки работы с детьми с ОВЗ.
Прежде чем внести метод пескотерапии в свою практику, я провела диагностику детей по разделам коррекционной программы. За основу работы с песком я взяла разделы: сформированности связной речи, развитие мелкой моторики рук, развитие психических процессов у детей с ОВЗ.
Результаты первоначальной диагностики показали, что развитие детей по данным разделам соответствует низкому и среднему уровню.
Исходя из этого, я сформулировала цель своей работы:
Создание условий для повышения эффективности работы по развитию речевых способностей, психических процессов, развития мелкой моторики рук у детей через игры и упражнения с песком.
И задачи:
- Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей;
- Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей;
- Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
- Сформировать интерес к учебному процессу.
- Работа по решению поставленных задач проходила следующим образом:
- Подготовительный этап
- Создание предметно-развивающей среды:
- Часть логопедического кабинета оборудована для занятий с песком. Практический материал:
- ящик с песком (50х70х10)
- стеллажи для пособий
- таз и кувшин для мытья рук, одноразовые полотенца
- подбор и классификация материала по работе с песком:
- по цвету (автоматизация и дифференциация звуков речи);
- по форме (развитие психических процессов);
- по группам: люди, дома, животные, птицы, растительный мир, транспорт, персонажи из мультфильмов (пополнение и активизация словаря);
- картинный материал (по сказкам);
- предметный материал для развития мелкой моторики рук: набор для «раскопок», мелкий бросовый материал, счётные палочки двух видов.
- Оборудование для рисования песком: большой планшет (40х70), мини-планшеты 3 шт. (40х30), цветной песок, трафареты, карточки-схемы для рисования двумя руками.
- 8. слайд
- Создание методической базы:
- Разработка рабочей программы «Ладошки на песке».
- Написание перспективного и тематического плана работы с детьми.
- Создание картотеки игр, упражнений по разделам коррекционной работы.
- Разработка игр-занятий в соответствии с тематическим планом.
- Разработка диагностических заданий на выявление уровня развития мелкой моторики рук детей.
- 9. слайд
- Практический этап
- В практике дополнительного образования я использую метод песочной терапии, который обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми.
- Непостредственно-образовательная деятельность проводится в соответствии с разработанным мною перспективным и тематически планом и с учётом интеграции образовательных областей:
- В ходе игр и упражнений на: развитие фонематического слуха, пополнение и активизации словаря, развитие грамматического строя речи -формируется связная речь детей.
- Речевая: Владение речью как средством общения: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха . Через обыгрывание сказочных сюжетов, игр-раскопок, игр-путешествий, игр-фантазий, игр-классификаций.
- 10. слайд
- С этой целью мною был создан и апробирован образовательный проект на тему «Развитие связной речи детей через игры с песком». Практическая часть данного проекта представила на слайде.
- 11. слайд
- Развитие мелкой моторики рук происходит через: игры на поверхности песка, с погружением рук в песок; рисование: на сыром песке, на планшетах, цветным песком; лепка фигур из сырого песка.
- 12. слайд
- Социально-коммуникативная: Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Через взаимодействие во время построения и обыгрывания игровых ситуаций
- 13. слайд
- Познание: Обучение восприятию предметов, их свойств, сравнению предметов, подбору группы предметов по заданному признаку. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формирование прослеживающей функции глаза и пальца. Через экспериментальную деятельность и рисование на песке и песком.
- 14. слайд
- Художественно-эстетическая: Развитие интереса к художественной литературе, навыка слушания художественных произведений, формирование эмоционального отношения к содержанию, к поступкам героев. Через выразительное чтение стихов, участие в инсценировках, пересказ литературных произведений с динамичной зарисовкой главных персонажей и эпизодов. Развитие умения любоваться красотой рисунка и самим создавать рисунки из цветного песка.
- 15. слайд
- Физическая: Развитие крупной и мелкой моторики, координированности обеих рук, развитие межполушарных связей, закаливание. Через выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, сопряжению речи с движением, физкультминутки, самомассажем рук при помощи песка, формирование правильной осанки при посадке за столом, ополаскивание рук водой комнатной температуры.
- 16. слайд
- Работа с детьми представлена следующими формами:
- Индивидуальные игры (Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка).
- Подгрупповые игры (Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать).
- 17. слайд
- Результаты работы
- в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка; формируются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
- перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
- игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
- следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
- 18. слайд
- Транслируемость практических достижений
- Выступления на педагогическом совете ДОУ;
- На родительском собрании группы;
- Участие в городских конкурсах;
- Методических объединениях для учителей-логопедов и воспитателей;
- Распространение опыта работы через сайт ДОУ ((dsbilina 16 caduk. ru)
- 19. слайд
- Литература:
- Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
- Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Епанчинцева О.Ю., С-П., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- «Игротерапия в логопедии: Пальчиковые превращения». Ихсанова С.В., Ростов-на –Дону, «Феникс», 2014.
- В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.
Цветовой игротренинг. Погосова Н.М. – СПб.; Речь, 2005.
- Мне нравится (1)