Влияние социокультурных условий и государственной политики на развитие современной системы образования.
Как вы относитесь к тому, что социальные условия, претерпевая реактивные изменения всё-таки НЕ сумели ( на мой взгляд ) подготовить и развить Личность современного ребёнка в духе Великого Гражданина Великой Страны , в духе Человека Мира? И ещё....насколько Государственная политика должна влиять на систему образования в России?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie._2.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние социокультурных условий и государственной политики
на развитие современной системы образования.
Светлана Алексеевна Муращенко
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188», astra2169@mail.ru
Социум… Культура… Государство... Что общего между этими основополагающими терминами? Всё. Это единый организм, нуждающийся в постоянной подпитке и поддержке трёх его составляющих. Может показаться, что в какое-то время произошло размежевание частей единого целого, что в какой-то момент дала сбой идея взаимопроникновения одного в другое, где «симбиоз» так необходим для полноценного функционирования всех механизмов созидательного развития общества.
Да. Эта проблема имела место быть. Не так уж отдалились от нас девяностые - нулевые… и их последствия. Причины подобного кроются, как ни странно в регрессе и …прогрессе. Регресс - пришёлся на стык веков и политических шагов, приведших к определённому упадку как производительных мощностей , так и нравов и , последовавшему за ним ( закон «отрицание отрицания»), выходу на новый виток - ПРОГРЕССУ. Стремительному, жёсткому, где новейшие технологии позволили занять лидирующие позиции на мировом рынке по многим, если не всем, показателям. На смену растерянности «маленького человека», пришло время «европеизации поведения» и чётких установок по «захвату» материального достатка.
Достижения человеческого разума имеет свои несомненные плюсы. (о минусах позже).
Научный подход ко всем отраслям производства, сельского хозяйства, различных сфер деятельности человека, вывели Государство из хаоса и нестабильности, на новый уровень, где граждане, являясь крепкими звеньями в отлаженном механизме, безусловно, получают свои «дивиденты» от процесса.
Достижения России в экономике, машиностроении, космической отрасли, благодаря успешно внедрённым инновационным технологиям «опережающего характера» (в которых, несомненно, учлись истинно российские условия и особенности) высоки и значимы. Международная политика – это вообще отдельный разговор... И, казалось бы, всё так безоблачно и нет никаких негативных моментов на текущем отрезке времени. Увы. Слишком часто стал упоминаться «кризисный период», причём вовсе не связанный с санкциями, которые, к слову сказать, пошли государству на пользу и дали толчок для развития собственного потенциала. Речь, безусловно, идёт о более тонких «сферах», которые заметно истончились, видоизменились, деформировались и …не в лучшую сторону. Духовность и Нравственность…Это и есть те самые « минусы» о которых я упомянула ранее. Люди стали походить, по зависящим или не зависящим от них причинам, на машины по добыванию « материальных – благ – любым – путём – любой – ценой». Социально-культурные условия, претерпевая изменения, не сумели подготовить и развить Личность, в «духе времени», с лучшей её стороны. Социум в современном мире стал равнодушен к тому, без чего рано или поздно происходит Апокалипсис. Без Культуры, без Морали, без Нравственных устоев. На какое-то время. Но оно было, его не «спишешь» это время. Рождались люди и жили …именно по «законам» социума. Однако, сейчас Государство, имея власть законов и возможности , способствует изменению ситуации в целом и частности, выходя на новый виток сложных, полезных взаимоотношений – Социальная культура – Государство – Образование. При гармоничном, однозначном, неразделимом сочетании этих «трёх китов» происходит изменение не только в сознании, душе, но и в том сложном, противоречивом организме, неоднородном конфессиально и национально – КОЛЛЕКТИВЕ. НАРОДЕ.
Государственная политика и социально культурные условия должны и обязаны влиять на всю систему ОБРАЗОВАНИЯ в России. А в сложившихся условиях - при потоке не самых удобоваримых для взрослеющего человека ( для маленького особенно) сведений а, в чём-то, даже « всемирно» одобренных, извращённых форм поведения – задача влияния Государства на Образование является первоочередной. В данном контексте - упустить время - упустить ЧЕЛОВЕКА.
Статистика «даёт» неутешительные результаты. Думаю, вся суть в том, что ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ процесс не справляется с поставленными целями. Я бы отметила интенсивный рост странных (мягко говоря) мероприятий, так пришедшихся по душе подросткам и молодёжи. Будь то праздники по чествованию выходцев из потустороннего мира Хеллоуины и иже с ними, до возведения в культ - тела и специфики семейных отношений, вынесенных за нравственные пределы, на всеобщее обозрение и смакование… Подобное поведение, становится нормой. Тихие разговоры о Православных ценностях и Христианских добродетелях «благополучно» тонут всуе. И наоборот, субкультура Готов, Эму глупый, смешной, а зачастую смертельный мир селфи, «общества» суицидников, «пандемия» ранних наркоманов и алкоголиков …это ли не жуткая тенденция к полному обесцениванию человеческих чувств, жизни?…
Всё говорит о том, что надо срочно решать проблему. НЕ «менять взгляд на неё», а именно РЕШАТЬ. « Крепость цепи, определяется самым слабым её звеном». Какое-то звено упущено. Дело в образовании. И в образовании самих «образователей». Априори.
Почему так неоднозначно воспринялась обществом идея Государства о Цензуре? Ведь речь не идёт о тотальном «вымарывании» тех или иных моментов, о занавешивании новым железным, деревянным, оловянным занавесом. Нет. Только о разумных (!!!) необходимых ограничениях ( для взрослых – запрещённые в России организации вербовки в них и что-то типа «процесса изготовления оружия массового поражения поэтапно», для детей –передачи , содержащие сцены насилия , пропаганда гомосексуализма и пр.) И то, зачастую имеет место быть простая блокировка подобных каналов самими взрослыми, которые оставляют себе теле - пространство в зависимости от воспитания и пристрастий…
В силах Государства создавать социально-культурные условия, для духовного развития человека, а никак не для его падения. Проникая в систему образования изначально, эти усилия неизменно приведут к другой Стране. К другому обществу. Метания в образовательном процессе не могут, а внедрение тысяч интересненьких методик не заменят одну единственную – РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА сообразно его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природе. Сострадательного и милосердного, чуткого и душевного. НЕ стоит безапеляционно вещать о том, что это вредит …БИЗНЕСУ, несовместимо с ним. Полноте… Строганов, Морозов, Шереметев, Мамонтов …Русские меценаты-вот ответ. Не хотелось бы, чтобы культивированный стиль поведения западных граждан, пускающих пузыри из жвачки и, закинув ногу – на – ногу подошвой к собеседнику, как-то …прижился в Великой Стране.
Отрадно, что выправлять ситуацию во всём образовательном процессе правительство Государства доверило человеку, который не просто на «СВОЁМ» месте, а и должен был быть ( по моему мнению) там всегда, так как ОБРАЗОВАНИЕ подрастающего поколения, и создание социально – культурных условий таких, в которых это поколение бы не потерялось, а ОБРЕЛО - труд тяжкий и серьёзный, под силу людям с внутренним созидательным Горением.
Формирование у «будущего» традиционных Российских ценностей, имеющие СВЕРХЛИЧНОСТНОЕ значение, нравственность, патриотизм и дух сопричастности это ли не ПРИОРИТЕТНАЯ задача, объединяющая социум и государство и влияющая на образование? Она самая!
- Мне нравится (6)
Комментарии
Спасибо за интересную статью!
Спасибо за интересную статью!
Здравствуйте , уважаемая Юлия
Здравствуйте , уважаемая Юлия Анатольевна ! Спасибо и Вам за столь быстрый отклик и оценку моих размышлений.
Очень серьезная тема для
Очень серьезная тема для разговора. Я думаю, что у современных детей больше формируются те качества личности, которых и требует от них настоящее время. Изменения реактивные - и дети реактивные, требуют развития применения различных гаджетов - дети с пеленок их активно используют и применяют с большим успехом, чем некоторые взрослые. Личность все больше развивают самостоятельную и креативно мыслящую, забывая в то же время про дух Великого Гражданина, хоть власти и педагоги стараются внушить про дух Великой страны. Наша задача, задача воспитателей - дать понятие Родины, что каждый - есть часть большого. И оттого, какими будут эти частички - таким будет и великое Государство. Хотя дошколята так глобально не мыслят.
А второй вопрос мне немного
А второй вопрос мне немного не понятен. Объясните пожалуйста - как Государственная политика может влиять на систему образования в России?
Здравствуйте , Светлана
Здравствуйте , Светлана Леонидовна! Рада пояснить Вам своё мировозрение. Государственная политика ( на мой взгляд ) не только может повлиять на систему образования , но и...ДОЛЖНА это делать. Своим непосредственным вмешательством формировать определённые настроения и взгляды подрастающего поколения России.Это и разработка новейших методик,программ , в которых доминантой должно быть ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ воспитание (сопереживание, сострадание, взаимопомощь, бескорыстие , великодушие и пр...), где явно бы прослеживалось отмежевание от "импортных культур " ( о чём, я кстати, упоминала в статье), и безусловное !!! логическое и адекватное вмешательство ( цензура ) в телепередачи для детей, сайты для подростков.Неплохо бы было внедрять в детские сады и школы социальные рекламы с ёмкой , острой моралью, не подыгрывая детям, а выводя их на новый уровень душевной чуткости и понимания ситуации извне .А так же -ничто не заменит прямого контакта - встречи со священниками и популярными людьми, своей жизнью доказывающие свой ВЫБОР. Выбор..."солнечной стороны улицы". Спасибо, уважаемая Светлана Леонидовна, за проявленный интерес.
Здравствуйте, коллеги. Я
Здравствуйте, коллеги. Я считаю, что тема очень серьезная и возможно имеет место для обсуждения в более высших "образовательных кругах". Потому что только от решения наших почетных министров и депутатов зависят многие преобразования, происходящие в современном образовательном мире. Также хочу отметить, что в настоящее время уделяется серьезное внимание развитию личности ребенка, реализуется множество проектов, где ребенку нужно предоставить "свободу" в выборе вида деятельности. Возможно, некоторые педагоги в буквальном слове пускают образовательный процесс на самотек, считая, что тем самым выбор и предоставляет. При этом, они забывают, что только взрослый, правильно и грамотно мотивирующий, учит ребенка "правилам жизни", готовит к социальному взаимодействию. Поэтому считаю, что ВАЖНЫЙ ФАКТОР - это педагог, который работает непосредственно с детьми.
Совершенно с Вами согласна! В
Совершенно с Вами согласна! В первую очередь необходимо воспитать самих...воспитывающих, так как дети есть-непосредственное "отражение" взрослого, его взглядов, умозаключений и поведения. Спасибо , Ирина Владимировна, за существенное дополнение.
ТЕМА ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ.МНОГОЕ В
ТЕМА ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ.МНОГОЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ПЕДАГОГА,сада,школы ОТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, НО ПОВЕРТИ ОСНОВА В СЕМЬЕ.ИМЕННО В НЕЙ ЗАКЛАДЫВАЮТ ЗЕРНО ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.
Да, уважаемая Татьяна
Да, уважаемая Татьяна Александровна ! Семья -основа в любом случае , ведь самые лучшие воспитатели -родители! И очень правильно когда Государство , со своим своевременным и умным , деликатным вмешательством помогает родителям, воспитателям, учителям.Прекрасно то, что есть у нас такие люди на уровне Министерства, которые радеют за новый подход ко всей системе образования. Как говорится , кадры решают всё.Спасибо Вам за комментарий.
Хэллоуин, Готы,Эму - почему
Хэллоуин, Готы,Эму - почему наша молодежь тяготеет к этому. Быть не таким как все, принадлежать к какой-то культуре, чтобы опять же быть не таким как все, чувствовать свою принадлежность чему-то, служить и поклоняться? Так вот нашествие этих субкультур извне и надо контролировать, фильтровать государственной власти. Мы нация сейчас свободная, нельзя запретить - будет только хуже, но вот в чем задача - дать альтернативу - это задача Государства. Свою альтернативу - правильную, направленную на воспитание именно тех качеств, которые необходимы для воспитания настоящего гражданина своей страны. Россия сейчас многонациональна, открыта для всех, мы толерантны - это все понятно, но чтобы наша молодежь смогла знать и выбрать нужное нужна наша альтернатива. Раньше октябрята и пионерия были мощнейшими стимулами для роста гражданина советской страны. Что сейчас? Появилось движение Юноармейцы - кто знает об этом? Мало кто слышал. Где, что еще? Я взрослый человек не знаю, а наши дети откуда узнают? Вот поле деятельности для государства и политики.
Ёмко и по существу! Наверное
Ёмко и по существу! Наверное всё упирается в истинных лидеров -патриотов, которые бы увлекли за собой молодых людей, открыли бы им новые горизонты.Это великий труд сформировать молодёжные организации , построенные и на общности интересов, сотрудничестве, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ своей деятельностью, которая бы исходила из прочнейших основ -ДАРИТЬ ДОБРО.Эта ( эти ) организации должны противостоять таким странным и страшным сообществам, как "Суицидники ", " Любители селфи в экстриме" " Новые русские ", с (националистическим уклоном ), "Любители гонок по ночному городу", ряд религиозных сект и пр...Не простое это дело...Кстати, к слову сказать, именно на Государственном уровне были "вымараны " из сетей некоторые из этих деструктивных групп. А так...Альтернатива - это чудо ! Если она между "хорошим " и "очень хорошим"!!! Шучу, конечно. Но , действительно, главное - без перекосов!
Очень животрепещущая тема,
Очень животрепещущая тема, коллеги! Достойна обсуждения не только нами, педагогами, но и на уровне Министерства. На мой взгляд, то, что было утрачено в лихие 90-е, в наше время малыми шагами восстанавливается! И это ценно и немаловажно. Дух патриотизма у детей и подростков возрос и это видно на практике, это заслуга правительства! Первое, за что хочется сказать огромное спасибо - Бессмертный полк! Сколько наши дети узнали благодаря этому движению. А духовность и нравственнось - это основа и фундамент личности. Все можно положить сверх главных качеств человека.
Конечно, нам педагогам, видя изнутри, проблемы образования, хотелось бы больше помощи от Правительства. Чуть больше финансирования, внимания. Но давайте верить, что все у нас впереди!
Спасибо Вам , Светлана
Спасибо Вам , Светлана Валерьевна! "Подписываюсь " под каждой Вашей строчкой.
Надо стараться самим
Надо стараться самим педагогам и, несомненно, администрации каждого конкретного учреждения создавать "внутреннюю политику" своего маленького государства...
Насколько я знакома с Вашей
Насколько я знакома с Вашей политикой Вашего же "маленького " Государства, то мне хотелось бы видеть в качестве президента, конечно -Вас.Ибо, чёткое, грамотное управление большим штатом педагогов , разнообразная методическая помощь по силам лидеру , у которого в руках -"заветные ключики ".