Педагогический тренинг "Культура речи педагога"

Морозова Анна Викторовна

Тренинг  с педагогами

«Подготовка речи и голоса у педагогов»

Подготовила старший воспитатель А.В.Морозова

Цель: формирование у педагогов речи и выражений с целью их полного воспроизводства в четкости произносимых мыслей и более доходчивого их понимания детьми.

I Вступление:  

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Голос - это бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать. Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Когда связки заставляют работать слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту, а из-за воспаления миндалин снижается общая сопротивляемость организма. Голос - это орудие труда педагога. Голосовые связки педагога подвергаются тяжелой нагрузке - более жестокой, чем сами связки способны выдержать, И когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякому педагогической  деятельности. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике, что закалит и предохранит от заболеваний голосовой аппарат. Это является составной частью профессиональной культуры педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening1.odt12.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  с педагогами

«Подготовка речи и голоса у педагогов»

Подготовила старший воспитатель А.В.Морозова

Цель: формирование у педагогов речи и выражений с целью их полного воспроизводства в четкости произносимых мыслей и более доходчивого их понимания детьми.

I Вступление:  

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Голос - это бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать. Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Когда связки заставляют работать слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту, а из-за воспаления миндалин снижается общая сопротивляемость организма. Голос - это орудие труда педагога. Голосовые связки педагога подвергаются тяжелой нагрузке - более жестокой, чем сами связки способны выдержать, И когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякому педагогической  деятельности. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике, что закалит и предохранит от заболеваний голосовой аппарат. Это является составной частью профессиональной культуры педагога.

II Приветствие:

Психолог: В начале давайте возьмемся  за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди  утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает  с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

III Пальчиковые упражнения:

Психолог:  Древние римляне говорили, что руки — это часть речи.

1. «Свиристели»

Прилетели свиристели -  взмахи крыльев скрещенными кистями рук.

И на веточке присели, полуприседания с сомкнутыми коленями стали зернышки клевать. «Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки, затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки.

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец на каждой руке.

Хохолки расправили, К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки). Песни петь заставили. Производят щелчки пальцами.

Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 1 шлепок по коленям - последовательность выполняется 2 раза.

Птицам прочь лететь пора! Делают четыре ритмичных взмаха крыльями.

2. «Сабельки»

Сабельки, сабельки, Поочередно, скрестно, ударяют вытянутыми указательными пальцами.

Мы играем, мы играем, Движения повторяются.

Пальчики, пальчики, Сгибание и разгибание кистей рук.

Разминаем, разминаем, Повтор движений.

К солнышку, к солнышку, Встают, руки на поясе.

Поднимаем, поднимаем, Поднимаются на носочки, тянут вверх напряженные руки.

Ручками, ручками, Расслабляют руки до локтей.

Покачаем, покачаем, Затем до плеч, «роняют» руки вперед

Глазоньки, глазоньки, Выпрямляют корпус

Закрывают, закрывают, Стоят с закрытыми глазами, руки вниз

Девочки, мальчики

Отдыхают, отдыхают.

3. «Лезгинка» 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

IV Дыхательные упражнения:

Психолог: Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.

1. «Задуй упрямую свечу»

В правую руку возьмите «свечу» (лист бумаги  в виде свечи), а левую ладонь положите на живот, для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом, почувствовать при этом как надулся живот. Затем сразу же начинать медленно задувать «свечу» произнося звук «Ф».

2. «Трубач»

Поднесите к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом, в виде трубы. Сделайте вдох, а на выдохе медленно дуйте в трубу, произнося слог «ПФ».

3. «Жук»

Выполняется сидя. Руки опущены вдоль туловища, поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук,  произнося звук «ж» и одновременно опускать руки вниз.

4. «Шину прокололи»

Сделайте легкий вдох (ощутить ладонью, как надули воздухом шину) и , выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине, произнося звук «Ш».

VАртикуляционная (языковая) гимнастика:

Психолог: Каждое слово  в речи,  должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтоб его слышали. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Нужно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. 

1. 4 раза прикусите кончик языка.

2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом.

5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.

6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

VI Интонационно-фонетические упражнения:

1. Рот открыт в форме прямоугольника, руки подняты на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Активное произношение согласных звуков Щ, С. Ф, К, Г, П, Б, Д, Г, В, 3, Ж. Каждый звук произносится 4 раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой.

2. «Страшная сказка».

Исходное положение: рот открыт. Движением челюсти вперед - вниз губы расслаблены, проверьте пальцами рук, проткнув щеки. Произносить гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение липа - испуганное. Произносить гласные без видимых движений губ и челюсти: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭ, АОУ.

3.«Вопросы - ответы».

С вопросительной интонацией задавать вопрос: «У»?

С восклицанием отвечать: «У!» и так далее по схеме.

4.Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

VII Скороговорки и чистоговорки:

Психолог: Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки.

1. Купи кипу кип.

2. Осип охрип, Архип осип.

3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

5. У быка бела губа была тупа.

6. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

7. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.

8. На крыше у Шуры жил журавль Жура.

9. Грозди рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

10.Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.

VIII  Выразительная речь:

Психолог:  Разделитесь на две команды. Каждая команда выполняет задания вслух.

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно,
  5. тихо.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко,
  3. ласково,
  4. удивленно,
  5. радостно.

IX  Прощание:

Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Давайте возьмемся за руки и передадим тепло друг другу по цепочки.

X  Рефлексия:

Психолог: Пусть каждый поделится своими ощущениями или впечатлениями о нашей встрече.

Спасибо всем!