Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование элементов театрализованной  деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР)

Дмитриева Е.С.

учитель-логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №145»

 комбинированного вида

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.  Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это  яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра используются на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов.  Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. При проведении логопедических занятий я решаю 3 группы задач, четко выделенных в программе Натальи Валентиновны Нищевой. 

 В методическом комплекте Программы   представлены пособия, которые способствуют активному использованию элементов театрализованной деятельности на занятиях. Это такие пособия как: «Играйки», «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста», «Новые разноцветные сказки», «Развивающие сказки», «Веселые диалоги».

При решении коррекционно-образовательных задач на занятии я использую такие пособия Нищевой, как «Играйка» с разнообразными игровыми  полями и персонажами. Они позволяют решать задачи по совершенствованию грамматического строя речи, расширению и активизации словаря. Развитие лексико-грамматических категорий речи  отрабатываю на занятиях также  с использованием элементов игр-драматизаций, активно использую методические пособие  Нищевой «Новые разноцветные сказки», с использованием плоскостного театра на коврографе . Беседуя по содержанию сказок,  выкладывая сюжет из плоскостных изображений  по сказкам-  тем самым решаю задачи по совершенствованию грамматического строя речи. Игровое упражнение «Гномики» с использованием шапочек позволяет в игровой форме решать задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Для мотивации к работе использую элементы различных видов театра, ведь использование разнообразных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься.

В решении коррекционно-развивающих задач на  занятии

использую пособие Нищевой  «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», которое позволяют решать задачи по развитию связной диалогической речи, по развитию интонационной выразительности речи с применением различных видов театра. Например: «Театр Масок», «Варежковый театр», элементы костюмов.

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.  Вышесказанное отражено в Методическом пособии Нищевой по «Формированию навыка пересказа у детей дошкольного возраста» на основе текстов русских-народных сказок, которое снабжено иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а фигурки для настольного театра я активно использую на своих занятиях. В свои занятия часто включаю персонаж Мальчика-Пети.  Разнообразные задания с использованием  Серии картинок «Помоги Пете» вызывают большой интерес у детей,  способствуют развитию зрительного внимания и  восприятия, профилактике нарушений письменной речи, а целостное восприятие картинки - развитию диалогической речи.

Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса.  Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки » помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки»  Гавришевой, Нищевой  с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания, совершенствованию умения эмоционально передавать характер распевки.

Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению интересно и ненавязчиво проводим артикуляционную гимнастику, используя «Театр Смешариков» с элементами  биоэнергопластики.  Для автоматизации звуков использую игрушки, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают  картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра. Игровые поля типа «Поможем Клоуну»  из серии «Играйки», активно используются на занятии: дети подбирают картинки на определенный звук, дарят их героям. Так же в индивидуальной и подгрупповой   работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков в предложениях и стихотворных текстах я активно использую пальчиковый и перчаточный театр.

Конечно же, использование театрализованных игр проходит поэтапно, особенно с детьми первого года обучения. Организую работу от простого к сложному. На первом этапе  использую игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе ввожу игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации. На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. Четвертый этап – переход   к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, ребёнок  подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения. Использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов театрализованной  деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР)

Дмитриева Е.С.

учитель-логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №145»

 комбинированного вида

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.  Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это  яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра используются на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов.  Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. При проведении логопедических занятий я решаю 3 группы задач, четко выделенных в программе Натальи Валентиновны Нищевой.  

 В методическом комплекте Программы   представлены пособия, которые способствуют активному использованию элементов театрализованной деятельности на занятиях. Это такие пособия как: «Играйки», «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста», «Новые разноцветные сказки», «Развивающие сказки», «Веселые диалоги».

При решении коррекционно-образовательных задач на занятии я использую такие пособия Нищевой, как «Играйка» с разнообразными игровыми  полями и персонажами. Они позволяют решать задачи по совершенствованию грамматического строя речи, расширению и активизации словаря. Развитие лексико-грамматических категорий речи  отрабатываю на занятиях также  с использованием элементов игр-драматизаций, активно использую методические пособие  Нищевой «Новые разноцветные сказки», с использованием плоскостного театра на коврографе . Беседуя по содержанию сказок,  выкладывая сюжет из плоскостных изображений  по сказкам-  тем самым решаю задачи по совершенствованию грамматического строя речи. Игровое упражнение «Гномики» с использованием шапочек позволяет в игровой форме решать задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Для мотивации к работе использую элементы различных видов театра, ведь использование разнообразных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься.

В решении коррекционно-развивающих задач на  занятии

использую пособие Нищевой  «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», которое позволяют решать задачи по развитию связной диалогической речи, по развитию интонационной выразительности речи с применением различных видов театра. Например: «Театр Масок», «Варежковый театр», элементы костюмов.

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.  Вышесказанное отражено в Методическом пособии Нищевой по «Формированию навыка пересказа у детей дошкольного возраста» на основе текстов русских-народных сказок, которое снабжено иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а фигурки для настольного театра я активно использую на своих занятиях. В свои занятия часто включаю персонаж Мальчика-Пети.  Разнообразные задания с использованием  Серии картинок «Помоги Пете» вызывают большой интерес у детей,  способствуют развитию зрительного внимания и  восприятия, профилактике нарушений письменной речи, а целостное восприятие картинки - развитию диалогической речи.

Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса.  Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки » помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки»  Гавришевой, Нищевой  с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания, совершенствованию умения эмоционально передавать характер распевки.

Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению интересно и ненавязчиво проводим артикуляционную гимнастику, используя «Театр Смешариков» с элементами  биоэнергопластики.  Для автоматизации звуков использую игрушки, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают  картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра. Игровые поля типа «Поможем Клоуну»  из серии «Играйки», активно используются на занятии: дети подбирают картинки на определенный звук, дарят их героям. Так же в индивидуальной и подгрупповой   работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков в предложениях и стихотворных текстах я активно использую пальчиковый и перчаточный театр.

Конечно же, использование театрализованных игр проходит поэтапно, особенно с детьми первого года обучения. Организую работу от простого к сложному. На первом этапе  использую игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе ввожу игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации. На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. Четвертый этап – переход   к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, ребёнок  подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения. Использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.