Сенсомоторное развитие с использованием конструктора «ЛЕГО» детей с задержкой психического развития
Сенсомоторное развитие с использованием конструктора «ЛЕГО»
детей с задержкой психического развития
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования. Нам известно, что принципы обучения и воспитания, нормально развивающихся детей и детей с индивидуальными особенностями в развитии аналогичны, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Учитывая эти особенности, перед педагогами стоят общие задачи:
· Создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного развития;
· обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
· осуществить коррекцию негативных тенденций развития;
· стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности;
· провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств – организация предметно- практической деятельности и создание предметно-развивающей среды. Находясь в такой среде, дети активно включаются в различные виды деятельности, и учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.
В решении стоящих перед педагогом задач успешно помогает конструктор «ЛЕГО». Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для наборов «ЛЕГО» характерны высочайшее качество, эстетичность, прочность, безопасность. Конструктор «ЛЕГО» - это занимательный материал, стимулирующий и активизирующий восприятие, внимание ребенка, развивающий мыслительные процессы, фантазию, формирующий моторные навыки.
При работе с детьми с ЗПР приоритетным направлением становится развитие сенсорных способностей и мелкой моторики.
На занятиях по «ЛЕГО»-конструированию в занимательной форме дети учатся различать детали конструктора по размеру, цвету, форме и назначению.
На начальном этапе детей знакомят с размером кирпичиков и приучают складывать по корзинам с указанным символом.
При работе с мелким конструктором «ЛЕГО» на столах, перед детьми ставят коробки с кирпичиками и брусочками – одна коробка на двух человек. Каждому ребенку дается также набор деталей в соответствии с заданием. Все остальные детали предназначены для общего пользования, рассортированы и лежат в коробках на отдельных столах.
При знакомстве с конструктором «ЛЕГО» дети практически усваивают понятия:
-величина (большой, средний, маленький).
-Учатся различать кирпичики по цветам, по назначению.
- Учат и закрепляют приемы счета (считаем «шишечки» на деталях).
- Понимают, где и как можно применять разные по форме и размеру кирпичики.
- Параллельно развивают способность различать постройки, сравнивая их по длине, ширине, высоте.
-Формируют навыки ориентирования в пространстве.
- Знакомятся с множествами и принципами симметрии.
При работе с конструктором «ЛЕГО» развивается мелкая моторика: движения рук становятся более согласованными, точными, сильными , т.к. приходится постоянно соединять и разъединять детали конструктора, при этом работать двумя руками и включать в действия все пальцы. А все это приводит к развитию речи и мышления.
Таким образом, используя в работе конструктор «ЛЕГО» можно успешно решать поставленные педагогом задачи по:
- сенсорному и моторному развитию;
- совершенствованию навыков классификации;
- активизации памяти, внимания и восприятия;
- ознакомлению с множествами и принципами симметрии;
- развитию комбинаторных способностей;
- закреплению навыков ориентирования в пространстве;
- обучению анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведения анализа.
Формой организации занятия нами выбраны:
-« пошаговый показ»,
- по образцу,
- по карточкам со схемами, которые прилагаются к конструктору,
- по собственному замыслу.
В конце занятия подводится итог: удалось ли сделать то, что задумали и из понравившихся работ организуется выставка.
Итогом выполненных работ является поощрение в виде наклеек, маленьких призов. Это, несомненно, является дополнительной мотивацией, настраивает ребенка на дальнейший успех, повышает его самооценку, стимулирует творческие способности и приводит к дальнейшей успешной социализации.