Сенсомоторное развитие с использованием конструктора «ЛЕГО» детей с задержкой психического развития

Мишланова Людмила фёдоровна

Сенсомоторное развитие  с использованием конструктора «ЛЕГО»

 детей с задержкой психического развития

 

 

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования. Нам известно, что принципы обучения и воспитания, нормально развивающихся детей и детей с индивидуальными особенностями в развитии аналогичны, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

 Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР)  характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Учитывая эти особенности, перед педагогами стоят общие задачи:

·       Создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного развития;

·        обеспечить охрану и укрепление его здоровья;

·        осуществить коррекцию  негативных тенденций развития;

·        стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности;

·       провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

          Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств – организация предметно- практической деятельности и создание предметно-развивающей среды. Находясь в такой среде, дети активно включаются в различные виды деятельности, и учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.

          В решении стоящих перед педагогом задач успешно помогает конструктор «ЛЕГО». Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для наборов «ЛЕГО» характерны высочайшее качество, эстетичность, прочность, безопасность. Конструктор «ЛЕГО» - это занимательный материал, стимулирующий и активизирующий восприятие, внимание ребенка, развивающий мыслительные процессы, фантазию, формирующий моторные навыки.

          При работе с детьми с ЗПР приоритетным направлением становится развитие сенсорных способностей и мелкой моторики.

На занятиях по «ЛЕГО»-конструированию в занимательной форме дети учатся различать детали конструктора по   размеру, цвету, форме и назначению.

На начальном этапе детей знакомят с размером кирпичиков и приучают складывать по корзинам с указанным символом.

  При работе с мелким конструктором  «ЛЕГО» на столах, перед детьми ставят коробки с кирпичиками и брусочками – одна коробка на двух человек. Каждому ребенку дается также набор деталей в соответствии с заданием. Все остальные детали предназначены для общего пользования, рассортированы и лежат в коробках на отдельных столах.

          При знакомстве с конструктором «ЛЕГО» дети практически усваивают понятия:

-величина (большой, средний, маленький).

-Учатся различать кирпичики по цветам, по назначению.

- Учат и закрепляют приемы счета (считаем «шишечки» на деталях).

- Понимают, где и как можно применять разные по форме и размеру кирпичики.

- Параллельно развивают способность  различать постройки, сравнивая их по длине, ширине, высоте.

-Формируют навыки ориентирования в пространстве.

- Знакомятся с множествами и принципами симметрии.

          При работе с конструктором «ЛЕГО»  развивается мелкая моторика: движения рук становятся более согласованными, точными, сильными , т.к. приходится постоянно соединять и разъединять детали конструктора, при этом работать двумя руками и включать в действия все пальцы.  А все это приводит к развитию речи и мышления.

          Таким образом, используя в работе конструктор «ЛЕГО» можно успешно решать поставленные педагогом задачи по:

- сенсорному и моторному развитию;

- совершенствованию навыков классификации;

- активизации памяти, внимания и восприятия;

- ознакомлению с множествами и принципами симметрии;

- развитию комбинаторных способностей;

- закреплению навыков ориентирования в пространстве;

- обучению анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведения анализа.

          Формой организации занятия нами выбраны:

-« пошаговый показ»,

- по образцу,

- по карточкам со схемами, которые прилагаются к конструктору,

- по собственному замыслу.

 В конце занятия подводится итог: удалось ли сделать то, что задумали и из понравившихся работ организуется выставка.

Итогом выполненных работ является поощрение в виде наклеек, маленьких призов. Это, несомненно, является дополнительной мотивацией, настраивает ребенка на дальнейший успех, повышает его самооценку, стимулирует творческие способности и  приводит к дальнейшей успешной социализации.