Комплексное занятие по рисованию в подготовительной группе «Сказки А. С. Пушкина»
Комплексное занятие
по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Сказки А. С. Пушкина»
Цель:
• Вызывать в представлении детей сказочные образы, яркие сказочные эпизоды
• Побуждать детей к воображению разнообразных образов, к выбору художественного материала (краски, восковые мелки, использованию выразительных средств
• Познакомить детей с палитрой красок (теплые и холодные тона)
Материал, атрибуты:
1. Художественное слово (стихи, песни)
2. Обыгрывание выполненных и создаваемых рисунков (Игра «Тона», «Море», рисунки трех морей.
3. Музыкальные произведения
4. Подвижные игры.
Предварительная работа:
Чтение сказок А. С. Пушкина; знакомство с его творчеством; просмотр диафильмов; слушание магнитофонной записи сказок; лепка, конструирование сказочных героев; слушание музыки («Три моря», «У Лукоморья», «О царе Салтане»); подвижные игры типа «Море волнуется», «Деревья, кочки, дорожки»; слушание отрывков из сказок; рисование по памяти сказочных образов, сюжетов сказок.
Материал для рисования
1. Дуб с желудями (киндеры)
2. Цепь из бумаги
3. Надпись «У Лукоморья»
4. Выставка рисунков детей
5. Книжка-раскладушка «Сказки Пушкина»
6. Три чуда (3 незаконченных рисунка: белка, дворец, лебедь, дуб, море)
7. Листы бумаги белые (3 стола – по 4 человека, по 4 листа каждому)
8. Палитра теплых, холодных тонов (на дубе 6 листьев): теплые: желтый, оранж., красный, малиновый; холодные: голубой, синий, сиреневый, фиолетовый; нейтральные: белый, черный, коричневый
9. Восковые мелки (3шт.)
10. Кисти толстые (12 шт.)
11. Баночки, тряпочки (12 шт.)
12. Краски (12 шт.)
13. Листья с тонами (га каждый стол)
14. Столы – 6 шт. (по 4 чел.)
15. Музыка к рисованию, к игре.
Ход занятия:
Входят дети под музыку, рассаживаются. Звучит музыка «У Лукоморья». Входит Кот (на цепи около дуба).
Кот - Мур, МУР, здрасьте.
Верю меня вы узнали,
Я ученый, умный кот,
А вот из какой сказки
Вы должны сами отгадать?
Дети отгадывают сказку.
Кот – А почему я ученый,
Да потому, что стоит мне пойти в правую сторону,
Я песню пою,
Стоит мне пойти в левую сторону –
Стихи читать начну.
Вот послушайте… (читает «У Лукоморья»).
Кот – Вот как меня невзлюбили
Свезли меня к Лукоморью,
И к дубу на цепь посадили.
Воспит. – Слушай, ученый Кот, не огорчайся, не отчаивайся. Как нам тебя не знать, ведь ты из сказки Пушкина. А ребята даже рисунки про тебя нарисовали.
Кот – Да, вы и впрямь меня узнали. Вижу много сказок вы читали. Ждут нас сказочные чудеса. Вы хотели бы отправиться туда?
Дети – Да
Кот – Ну, тогда за чудесами, в путь…
Только кисть, водичку, карандашик не забудь.
К дубу я большому подойду,
Сказочный листочек оторву.
Что же вижу я?
Что – то нарисовано, три чуда.
Разгадать не в силах я.
Может вы поможете, друзья?
Дети - Поможем.
Кот – Но для того,чтобы три чуда разгадать, нужно сказки вспомнить, почитать. Кто из вас помнит, какие сказки написал Пушкин?
Дети называют сказки.
Кот – А кто вспомнит какие– нибудь отрывки из этих сказок?
Дети читают отрывки из сказок.
Кот – Молодцы, ну теперь кто догадался из ребят, какие три чуда здесь изображены? Если затрудняетесь я вам помогу, я все-таки Ученый Кот, не простой. Как вы думаете, что это за чудо виднеется в море, на острове? (Дворец)
Правильно, это сказочный дворец со златоглавыми церквями, теремами и садами. А вот второе чудо – рыжая, ручная, да затейница какая? (Белка)
Третье чудо ребята – днем свет божий затмевает, ночью землю освещает… (Лебедь)
Вот три чуда отгадали. Молодцы, раз всех узнали!
Кот – Ребята, а как нам сделать, чтобы эти 3 чуда стали яркими, красочными, как в сказке.
Дети – Разукрасить, дорисовать и т. п.
Кот – Я, Ученый Кот, я вам помогу. Будем с вами дорисовывать эти три чуда мелками не простыми, восковыми. На каждом столе лежат наборы мелков. Давайте распределим кто, что будет дорисовывать.
Кот и дети обговаривают кто какое чудо дорисовывает.
Кот – Ребята, давайте покажем какие три чуда мы дорисовали нашим гостям. А пока они рассматривают, мы поиграем в игру.
Подвижная игра «Море» (под музыку) – сели.
Кот – Ребята, продолжаем в сказку путь. Снова к дубу я большому подойду следующий листочек оторву. Что же здесь? Какое теперь чудо? Это чудо непростое, это чудо цветовое. Посмотрите, что здесь изображено? Какие на одном листе цвета? На другом? А как вы думаете, бывают ли цвета теплыми или холодными? Оказывается цвета зимы и весны – это холодные тона, а цвета лета и осени – это теплые тона. Вот их и рассмотрим.
Кот называет теплые, холодные тона и нейтральные.
Кот – А теперь, проверим как вы слушали Кота Ученого. Поиграем в игру «Тона».
На листе изобразите 1 стол – теплые тона
2 стол – холодные тона
3 стол – нейтральные тона
Для удобства делайте мазок круговым вращением кисти.
Кот – Молодцы, и с этим заданием мы справились. Вижу, ребята здесь послушные, дружные.
Кот – Третий раз я к дубу подхожу. Сколько там листочков погляжу? Вижу что осталось ровно 3. Три листочка, моря тоже три. Помните, в сказке «О рыбаке и рыбке». Три разных моря. Первое море какое?
Дети – Слегка разыгралось.
Кот – Правильно, оно слегка разыгралось. Покажите, как оно разыгралось. А каким цветом вы его изобразите?
Дети – Голубым, светло- синим, синим.
Кот – А волны на море какие будут? (плавные, еле заметные).
А во второй раз старик, что попросил? (Избу)
Море второй раз – стало каким?
Дети – Посинело море.
Кот – Как это море покажем руками? Какими цветами? Синим, Фиолетовым. Какие волны на этом море? Четкие, изогнутые.
Третий раз старик попросил у рыбки что?
Да, чтобы старуха стала владычицей морской. Ребята, как Пушкин описал третье море?
Дети – Почернело синее море.
Кот – Какие цвета здесь можно выбрать? Темно- синий, коричневый, черный. А руками изобразите волны третьего моря. Какие эти волны, такие же как у синего моря? Нет, они очень высокие, широкие, брызги большие. Молодцы.
Кот – Ну, а теперь рассказывать закончу, посмотрю, как слушали меня. Музыку включу погромче, Нарисуем море мы сейчас. Ребята, на 3х листах бумаги надо нарисовать 3 моря. Это делаем красками, не спеша, под музыку. Внимательно слушайте, какая музыка звучит, такое море и будет. А какие для моря мы используем тона?
Звучит музыка 3х морей подряд. Дети рисуют волны. Кот помогает слышать разницу в морях. Обсуждают.
Кот – Какое море больше всего вам понравилось? Почему? Да, мне тоже понравилось, что вы пришли ко мне в Лукоморье. Повеселились, чудеса посмотрели. А кто знает, может, я еще к вам приду, или вы загляните в книгу.
Кот – А кто из вас знает песню про сказки? Может нам ее спеть?
Исполняют песню «Про сказки»
Кот – А на память о нашем сказочном путешествии примите от Кота Ученого подарки с волшебного дуба. И не забывайте, что сказка - ложь, да в ней намек…
Дарит желуди детям (киндерсюрпизы). Прощается.