опыт работы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16 «РАДУГА»
Развитие творчества детей в использовании техники «Квиллинг»
Воспитатель по изодеятельности
Киселева Дарья Сергеевна
У каждого ребенка есть своя, хоть и маленькая, история.
В этой истории есть и веселые и грустные моменты. Есть и такие яркие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Бумагокручения, а точнее технология, « квиллинг» – и есть ключик от этих «замков».
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.
В процессе работы у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи.
Впервые использовать технику стали в Европе в XIV-XV веков.
Есть версия, что родоначальники были монахи, которые обрезали золочёные края книжных страниц и накручивали на птичьи перья.
С тех давних времён в музеях хранятся иконы сделанные в этой техники, шкатулки, столы, предметы мебели, картины.
Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в технике бумагокручения в подготовительной группе «Петушок» и старшей группе «Малышок».
В своей работе использовала:
Ø Теоретические основы технологии квиллинга
Книгу «Квиллинг-волшебный завиток»
Михаил Сергеевич Букина.
Ø Влияние технологии на речь и психоэмоциональную сферу личности ребенка изучение опыта передовых психологов и психотерапевтов в данном направлении: Марина Валерьевна Киселева – доцент кафедры психологии и здоровья. Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, кандидат медицинских наук.
Ø Людмила Дмитриевна Лебедева – доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики и психологии дошкольника Ульяновского государственного педагогического университета.
Почему я выбрала именно это направление в работе.
Значение квиллинга для развития ребенка:
• Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.
• Разовьет конструкторское мышление.
• Разовьет тактильные ощущения и моторику.
• Поможет в изучении цветов и форм.
• Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.
Ребенок узнает на практике понятие слова "технология".
• Занятие квиллингом совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
• Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
• Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
• Формирует у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
• При занятиях квиллингом ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы
• Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.
• Развитие самостоятельной творческой деятельности.
• Развитие эстетического вкуса.
• Первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.
• Квиллинг дает возможность создавать принципиально новые элементы декора, придать современное звучание традиционным народным промыслам Создание иллюстраций к литературным произведениям.
Важным для дошкольника является возможность создания с помощью квиллинга элементов декорирования группы, оформления зала к утренникам, создание высокохудожественных композиций, украшение элементов народного костюма.
В настоящее время у детей ярко выраженно слабое развитие мелкой моторики рук.
Слабо развита творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетической деятельности.
Дети не умеют корректировать своё поведение в процессе работы.
Для достижения положительных результатов я поставила цель.
Развить мелкую моторику рук используя технологию бумагокручения и оказать положительное влияние на физическое и психическое состояние детей.
Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга, пользуясь схемами, будут создавать композиции.
Разовьют мелкую моторику рук, внимание, память, пространственное воображение, фантазию, художественный вкус.
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Научить детей с помощью технологии бумагокручения корректировать линию поведения .
С помощью данной технологии воздействовать на развитие и коррекцию речи детей.
Развить эстетический вкус детей.
Использовать технологию для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения у детей.
В своей работе использовала:
• НОД (непрерывная образовательная деятельность по рисованию, лепке, аппликации)
• Интегрирование занятие по развитию речи.
• Коррекционные занятия.
• Мастер – классы.
• Консультации для педагогов.
• Анкетирование для родителей.
Свою работу начала :
С проведения диагностики «Развитие мелкой моторики рук».
Познакомила детей:
Ø с историей возникновения бумагокручения
Ø со свойствами бумаги
основными формами квиллинга(спираль, ролл, глаз, треугольник, капля и так далее).
необходимым оборудованием(специальный нож для квиллинга, клей пва и клей карандаш, ножницы, фигурная линейка).
Ø техникой безопасности.
Изучение основных элементов квиллинга проводила по принципу: от простого к сложному. В работе по схемам.
В результате соединения различных элементов, у детей возникали новые образы, которые они смогли воплотить с помощью бумажных полосок.
Работу с детьми начали с изготовления несложных элементарных форм.
Первой работой было: «Яркое солнышко» - основной элемент завиток, серия работ по теме «Цветы» использовала элементы скручивание в ролл.
Во время занятия дети самостоятельно делились на группы и выбирали, какой элемент и в какой цветовой гамме они будут выполнять. В дальнейшем дети научились создавать различные композиции.
По мере усвоения детьми материала были выполнены коллективные работы: «Горный пейзаж», «Натюрморт»,
«Бабочка», «Мотылек», «Божья коровка на листочке», «Букет для мамы».
Поделилась опытом работы с педагогами. Для педагогов провела мастер-класс по изготовлению цветов. Мастер- класс педагоги в дальнейшем использовали в работе с детьми, в целях развития мелкой моторики рук и для оформления групп.
Бала проведена консультация для родителей о значении развитии мелкой моторики рук и психоэмоционального состояния детей.
На родительском собрании было продемонстрированы фрагменты занятий с детьми, организованна выставка коллективных работ.
На начало нашей работы 48% детей имели навыки выполнения техники квиллинг (складывание, скручивание бумаги) но не было навыков, которые познаются в работе, что свидетельствует о неуверенности ребенка в себе, о слабых знаниях данной техники(52%).
На промежуточном этапе 85% детей имеют знания данной техники и 15 % детей овладели частично этой техникой.
По результатам диагностики видно дети научились работать в коллективе, развились коммуникативные навыки,
восприятие цветового мира стало богаче.
А значит, квиллинг позволил мне найти самый заветный ключик к душе ребёнка, к его психоэмоциональному состоянию.
Ведь: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский.
- Мне нравится (1)