Элементы ТРИЗ на занятиях по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша
Элементы ТРИЗ на занятиях по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша
с детьми дошкольного возраста.
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
На занятиях по познавательному развитию можно использовать методы ТРИЗ совместно с блоками Дьенеша. Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Вот несколько игр с использованием ТРИЗ методики в играх с блоками Дьенеша:
1. « ДА-НЕТ». Воспитатель загадывает фигуру и прячет ее. Дети задают вопросы, пытаясь отгадать , какую фигуру спрятал воспитатель. Воспитатель может отвечать на вопросы только Да или НЕТ.
2. « Перевертыши» . Воспитатель показывает фигуру , например, желтую толстую. Дети должны показать фигуру с противоположным свойством( желтая тонкая)
3. «Найди фигуру по пиктограмме». Дети находят фигуру по заданной пиктограмме.
4. « Отрицание». Воспитатель просит показать фигуру , описывая ее с помощью отрицания : не желтая, не толстая, не малелькая.