Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми активно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).
В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР продолжаю активно использовать работу со сказкой с применением элементов мнемотехники, элементов инновационной технологии Л.Д.Коротковой "Сказкотерапия". Создала картотеку дидактических, театрализованных игр, мини-сказок к подвижным играм , направленных на развитие речи детей.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). В своей работе по развитию речи детей дошкольного возраста активно использую элементы разработанной О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой программы и технологии «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: "Мои любимые сказки", «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); интерактивные игры "Путешествие с Котом в сапогах",
Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: мини-проект «Волшебный мир книги» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); мини-проект "Сказка за сказкой" (цель: развитие речевого творчества детей, интереса к миру сказок. Продукт проекта - разнообразные виды театров, выполненые в сотворчестве детей с родителями, пелагогами)
Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В связи с этим был разработан и внедрён педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой», а именно "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.
Развивая речетворчество дошкольников можно использовать конструкторы ЛЕГО . В группе реализую программу дополнительного образования "Мы играем в ЛЕГО" (вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса). В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из ЛЕГО используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использование ЛЕГО-конструирования способствует речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности;
- педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Литература
Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевые игры для развития диалогической речи
Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №46 «Кот в сапогах»
Чернявская Н. Н.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.
Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.
Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.
Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор».
Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом.
Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.
Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д. Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.
К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.
Задания носят:
- Лексический характер («Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
- Грамматический характер («Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).
- Способствуют развитию фонетического слуха у детей («Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и.
- Развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).
Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи.
В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям старшего дошкольного возраста развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи.
«Гуси-гуси»
Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».
«Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их.
«Гуси» собираются в «домике».
Пойманный становиться «волком».
Игра повторяется.
«Зайцы»
«3айцы» скачут на полянке.
«Светофор»
У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.
Ведущий поднимает красный кружок.
Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!
Ведущий поднимает желтый кружок
Дети: (хором). Желтый тоже подожди!
Ведущий поднимает зеленый кружок.
Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»
Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»
Опоздавший. Задержал светофор.
Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.
Использование приемов театрализации
(игр-драматизаций, театрализованных представлений)
«Футбол»
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
-Ну, футбол...
А я ответил:
- Во, ФУТБОЛ! (Г. Сапгир)
- Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
- Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
- Какой первый слог, какой второй слог?
- Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).
«Сорока и мышка»
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошки не боюсь!
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же тогда ты боишься?
- Да тихого шороха... (Н. Сладкое)
- Изобрази шорох, топот, рёв.
- Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
- Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ.
«Сорока и заяц»
- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо...
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-Э, Сорока, невелико счастье!
- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья... (Н. Сладков)
- Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
- Как ты понимаешь слово ДУША?
- Назови гласные звуки в слове НОГИ (о, и).
«Сорока и медведь»
- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- И утром.
- А вечером?
- И вечером.
- А когда же ты не ешь?
- Когда сыт бываю.
- А когда ты сытым бываешь?
- А никогда. (Н. Гладков.)
- В какое время суток медведь не ест?
- Утро, день, вечер - это СУТ - КИ
- Скажи по звукам слово СУТКИ. Расскажи о первом звуке этого слова.
«Яма»
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой. (О. Григорьев)
- Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
- «Ловушка». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ.
«Козел Мефодий»
- Кто там ходит в огороде?
- Это я, козёл Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю
Каждый лист оберегаю.
- Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный лист капустный. (А. Крылов)
- Какие овощи растут на огороде?
- Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА
- Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок) и т.
«В тихой речке»
В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел хитрец, Сорвался! (Е. Череповецкий)
- Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
- Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?
«Лиса и волк»
Серый волк, в глухом лесу встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего, идут дела, голова ещё цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманёк?
- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной!
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
- Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
- Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
- Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК.
«Кто кого»
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл. (В. Орлов)
Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?
«Стук – стук»
- Стук-стук!
- Кто там?
- Мяу-мяу, мяу!
- Кошка ты?
- Мяу-мяу, мяу - Я!
- Кошка, хочешь молока?
- Стук-стук!
- Кто там?
- Ав-ав-ав! Это - Я!
- Я за косточкой пришла!
- Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
- Кто что ест?
- Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
- Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).
«Мышка»
- Что ты тащишь, мышка?
- Сыр несу детишкам!
- Где взяла?
- Купила, крону заплатила!
- Что ты сдачу не взяла?
- А хозяйка ведь спала! (С. Маршак)
- Чем ещё питается мышка?
- Где живёт мышка? (в норке)
- Кто у мышки детки? (мышата)
- Назови гласный звук в слове СЫР (ы).
«Ежик, ежик»
- Ёжик, ёжик,
Почему такой колючий?
-Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер)
- Почему ёжик колючий?
- Чем питаются ежи?
- Кого боится ёжик?
- Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
- Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).
«Два брата»
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
- Кто ленивый? Кто трудолюбивый?
Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).
«Филя»
- Филя, есть хочешь?
- Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога,
Горшок сметаны и решето калачей.
- Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
- Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА
«Медведь»
- Ты куда идёшь, медведь?
- В город, ёлку приглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу. (Г. Виеру)
- В какое время года происходит эта история?
- Назови зимние месяцы.
- В каком месяце встречают Новый год?
- Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
- Как называется жильё медведя? (берлога)
- Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)
«Встреча»
Волк ежу сказал: «Ты колкий!
Убери, дружок, иголки!»
«Уберу, - ответил ёж, -
если зубы уберешь».
- Кто что должен убрать?
- Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
- Нарасти слово ЁЖ (Ёж – ежик- ежище - ежи - ежиха - ежовый).
Предварительный просмотр:
Игровые приемы для развития диалогической речи.
Структурные диалоги
- Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.
- У тебя есть апельсины?
- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?
- Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.
- В вазе что-нибудь есть?
- Да, в вазе цветы.
- На стене что-нибудь висит?
- Нет, на стене ничего не висит.
- За коробкой есть что-нибудь?
- Да, за коробкой лежит карандаш.
- Отрицание.
- Это зима, не так ли?
- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.
- Это лошадка, не так ли?
- Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.
- Это ромашка, не так ли?
- У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.
- Утверждение
- Это книжный магазин, не так ли?
- Совершенно верно. На полках одни книги.
- Мальчик собрался на каток, не так ли?
- Вы правы. В руках у него коньки.
Обусловленные диалоги
Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, требующих словесного сопровождения (объяснения).
Игра: "Какая игрушка?".
Картинки
- неваляшка, матрёшка, снеговик | |
- вагончик, машина, паровоз | |
- лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка | |
- пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус | |
- мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч | |
- собака, кошка, утёнок | |
- кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт |
- На какую игрушку похожа?
- Я думаю на неваляшку.
- Почему?
- Можно дорисовать ручки и глазки и т.д.
Игра "Лабиринт" (план города).
Показ образца диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка):
- Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения! После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.
В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно.
Диалоги-сравнения
В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.
Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспрашивает, какие понятия употребляет.
Например, пары для сравнения:
дача - дом в городе,
умный - глупый человек,
игра - учеба,
праздник - будни,
ребёнка ругают - хвалят,
человек думает - действует,
понимание - заучивание и т.д.
"А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе"
Игры "Разное – одинаковое"
Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.
Вопросы начинаются со слов: "Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поляне, на рисунке больше...."
Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?..»
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по развитию диалогической речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет. Разработала воспитатель: Чернявская Наталия Николаевна МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» | ||||
Месяц | Деятельность детей | Содержание деятельности | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда группы. |
Сентябрь | Д/у «Давайте познакомимся» Экскурсия по детскому саду. Беседа детей с сотрудниками. «Давайте познакомимся» ОО «Развитие речи» ООД Тема: «Приветствия и прощания» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Коллективная работа «Нам вместе весело» Знакомство с новой «толстой» книгой «Золотая сокровищница сказок» Совместно с воспитателем рассматривание иллюстраций Р/у «Если я не прав, то возрази мне» Заучивание и инсценировка потешки «Ваня, Ванечка»
Д \ у «Узнай по голосу». П \ и «Гуси». Показ малышам сказки «Курочка Ряба»
| Учить представлять себя коллективу сверстников. Отработка навыков использования вопросительной и повествовательной интонации в диалоге. Формирование потребности общения с взрослыми Учить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Формирование потребности в общении со сверстниками во время совместной деятельности. Побуждать детей к собеседованию при рассматривании, развитие разговорной речи. Научить детей использовать подготовленные образцы в речевом синтезе. Учить детей вести диалог по образцу. Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт. Совершенствование диалогической речи. | Задание на дом. Разговор с детьми на тему «Мои друзья». Задание на дом: совместное рассматривание детских книжек из домашней библиотеки. Побуждать детей к обсуждению. | Центр эмоциональной разгрузки: игры, книги. Альбомы для рассматривания «Наши эмоции», «Наш детский сад» Внести новую книгу в уголок книги «Золотая сокровищница сказок» Шапочки гусей и волка. Центр театральной деятельности. Театра «Варежка». |
Октябрь | Беседа «В гостях у осени» Целевая прогулка по территории детского сада (участки) Тема: «Наши встречи с природой» Д/и «Чего не стало Чтение сказки «Мешок яблок». Игра –драматизация «Мешок яблок». Р/у «Подтвердите, если так»
Коллективная работа. Коллаж «Что нам осень подарила» Рассматривание альбома «Осень» (Работа в парах) Сюжетно-ролевая игра «Мы везем урожай» П \ и «Зайка» | Побуждать детей высказываться на тему из личного опыта. Учить детей общаться с природой, принимать участие в разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания Побуждать к словотворчеству, умению отвечать на вопросы. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по сказке. Совершенствование разговорной речи (интонация, обращение, эмоции). Учить детей находить языковые средства в образце и использовать, не изменяя их. Учить детей умению договариваться в процессе труда, учить детей обращаться друг к другу вежливо. Учить детей вести диалог в паре, развивать умение слушать партнера и реагировать на высказывания. Знакомство с профессиональной лексикой, развитие навыков разговорной речи. Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт. | Советы родителям. «Правила речевого общения».
Совместное чтение, просмотр мультфильма. Беседа «Чем похожи, и в чём отличие» | Территория детского сада. Центр книги (мини-библиотека), иллюстрации к сказке. портрет автора В.Сутеев. Центр театральной деятельности. Центр художественного творчества. Познавательно-речевой центр. Объемные модули, рули, муляжи овощей и фруктов. Маска зайца. |
Ноябрь | Знакомство с новой куклой Д/и «Кукольные разговоры» Д/у «Моя любимая игрушка» Д/и - беседа «Мама поручила дочке приготовить обед» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Журналисты» Заучивание и инсценирование по ролям стихотворения «Маленькая девочка». Д/и «Поручения». Пересказ рассказа О.Осеевой «Волшебное слово». Театр на столе. Ситуация из игрушек «Еж и заяц», «Лиса и рак» | Побуждать детей к высказываниям, закреплять навыки приветствия. Учить детей вести диалог, эмоционально реагировать на высказывания. Развивать умение слушать друг друга: описывать игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ и отвечать на поставленные вопросы. Обогащение речи детей новыми словами (продукты, продукты, жидкость, насыпать), учить имитировать действия. Учить взаимодействовать с партнером по игре, расширять речевое общение детей, воспитание толерантности. Совершенствовать умение вести диалогическую речь по образцу. Закрепление форм вежливой речи. Совершенствовать диалогические умения детей: адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме). Побуждать к разыгрыванию и сочинению сценок. | Задание на дом. Вместе с ребенком подобрать предметы - заместители для «Волшебной коробочки». Разговор с ребенком: «Мои любимые игрушки». | Дидактическая кукла Центр сюжетно-ролевой игры. Модуль «Кухня», телефон, белый халат, колпак врача, «волшебная коробочка». Уголок книги. Схемы-модели для пересказа. Резиновые игрушки. |
Декабрь | Беседа с детьми «К нам приходит Новый год» Знакомство с многозначным словом (летят снежинки, летят лыжи, летят гуси, летят минуты) Рассматривание открыток. (работа в парах) Д\у «Маша в зимнем лесу». Д/у «Дорисуй пиктограмму». Подготовка к новогоднему празднику. Работа в мастерской Деда Мороза. Режиссерская игра «Новогодний праздник игрушек». Знакомство с многозначным словом (гребешок, зуб лапа, ножка) Р/у «Передай товарищу слова мои». | Продолжать учить детей принимать участие в групповой беседе: слушать собеседника, отвечать на вопросы, инициативно высказываться. Расширять словарный запас детей. Совершенствовать диалогические умения детей: говорить с собеседником спокойно, внимательно выслушивать. Развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков использования в речи высказывании с вопросительной и повествовательной интонацией. Развитие мимики, формирование понимания эмоций. Учить вести диалог по образцу эмоционально. Побуждать детей к общению из личного опыта по подготовке к Новому году, учить детей распределять обязанности, совершенствовать навыки пользования самостоятельной активной диалогической речью (прислушиваться к партнеру, правильно и тактично реагировать на замечания) в процессе труда. Воспитание толерантности. Учить действовать самостоятельно рядом со сверстником, совершенствовать разговорную речь детей. Расширение словарного запаса детей. Учить детей трансформировать реплику собеседника. | Совместные беседы с ребёнком дома, на прогулке, при возвращении домой. Задание на дом: подборка новогодних открыток для групповой выставки. Задание на дом: сделать новогоднюю игрушку для Главной елки города - совершенствование разговорной речи в процессе труда совместно со взрослыми. | Карточки с изображением представляемых явлений. Познавательно-речевой центр. Выставка «Эрмитаж открыток». Познавательно-речевой центр. Пиктограммы на- строения. Центр игры. Мягкие игрушки, модули. |
Январь. | Д/и «Какое слово спряталось?». Беседа «Как я провел праздники». Сюжетно-ролевая игра «Дом мод», «Парикмахерская Игра – диалог «Шутка». «Мороз не велик, но стоять не велит». Прогулка по «зимнему лесу» П /и «Два Мороза». Показ сказки малышам «Колобок». Художественное творчество. Коллаж «Зимний пейзаж» С\ и «Да и нет». | Закрепить представления о многозначных словах. Побуждать детей к высказываниям из личного опыта, учить выслушивать друг друга. Учить детей умению договариваться в распределение ролей, согласно выбранному сюжету, актуализация речевых средств, воспитание уважения к партнеру по игре. Формирование диалогической речи при заучивании и обыгрывании стихотворения. Побуждать детей общаться с природой, совершенствовать умения и навыки коллективного разговора. Учить детей вести диалог по образцу. Совершенствовать эмоционально- диалогическую речь детей. Закреплять умения детей общаться со сверстниками в процессе творческих работ. Направить речевое поведение детей на создание реплик. | Модуль «Парихмахерская». Территория детского сада. Тропа здоровья. «Сосновая роща» (элементы терренкура) Центр физического развития. Колпаки: красный и синий. Центр театрализации Кукольный театр «Би-ба-бо» Центр художественного творчества. | |
Февраль. | Работа по проекту «Мой город» | См. проект. | Центр патриотического воспитания детей. Мини-музей «Моя родина – Россия» | |
Март. | Работа по проекту «Огород на подоконнике». Развлечение «Весна пришла» | См. проект. Приобщение детей к общению с природой. Закрепление навыков диалогической речи. | Огород на подоконнике. | |
Апрель | ООД. Коммуникация «Лес и мы. Работа над правилом: «Говори спокойно, грамотно, красиво». Работа с тестом, пересказ сказки: «Соревнования» Д/ и «У меня зазвонил телефон…». | Обогащение словаря детей, закреплять умения детей грамотно отвечать на вопросы воспитателя, общаться с природой. Закреплять правила диалогической речи. Закреплять у детей умение вести диалог по образцу. Обучать детей вести разговор по телефону. Формирование потребности общения с взрослыми. | Консультация «Развитие навыков диалогической речи». Разговор на тему: «Телефон как средство общения и развития диалогической речи у детей». Задание на дом: закрепить умения детей правильно разговаривать по телефону. | Центр экологического воспитания. Макет леса. Энциклопедии, книги о природе для рассматривания, чтения. Разные виды телефонов. |
Май | Экскурсия на почту. Чтение стихотворения С.Я Маршака «Загадки» С \ и «Почта». Игротека. Играем вместе. Игры по выбору детей. Круглый стол вопросов и ответов. | Совершенствование навыков коллективного обсуждения. Актуализировать ролевую и компенсирующую речь детей. Побуждать детей к совместной игровой деятельности со взрослыми и сверстниками, совершенствовать усвоенные навыки речевого общения. воспитание инициативности и самостоятельности. Побуждать детей проявлять интерес к беседе со сверстниками, учить детей коллективно задавать и отвечать на вопросы. | Консультация «Использование речевых игр в формирование речевого общения детей». Родительское собрание за круглым столом «Мы идём в школу» Итоговое занятие «Путешествие в страну Знаний» | Центр ролевой игры. Атрибуты для игры «Почта». Центры: театра, познавательно-речевой, ролевой игры, физического развития, художественного творчества. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Мне нравится (2)
Комментарии
Наталья Николаевна, спасибо
Наталья Николаевна, спасибо за статью. Очень актуальная тема.
Очень интересно, я занимаюсь
Очень интересно, я занимаюсь другой темой:"Развитие речевого творчества средствами мнемонических приемов"
Отличный материал!!!!!!!! Как
Отличный материал!!!!!!!! Как много практики, буду использовать! Кладезь для педагога.