Моя педагогическая философия.

Кривицкая Татьяна Леонидовна

Так сложилось, что работать воспитателем  я  стала случайно.  Да, был в моей жизни двадцать три  года назад такой крутой поворот! И за эти годы я ни разу об этом не пожалела.  Потому, что воспитатель – это не профессия, не работа, а призвание, состояние души, образ жизни. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других.  Сначала я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству, а теперь и сама могу поделиться своим педагогическим опытом.

Что значит быть воспитателем? Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Дети бывают "легкими" и "трудными".   Одни воспитатели предпочитают тихих, послушных детей и им бывает не совсем просто  с энергичным и шумным ребенком. Другие легко справляются с мальчишкой-непоседой и драчуном. Но в любом случае воспитатель ставит перед собой высокие цели и двигается к ним несмотря, ни на что!  А достигая  их, не останавливается, идет вперёд.

В моей жизни в детском саду было, наверное,  много педагогов, но двоих я запомнила на всю жизнь.  Первую «любимую» звали Татьяна Кирилловна.  Мне кажется, что я до сих пор помню ее улыбку, цвет волос, цвет ее добрых глаз и  ее волшебные руки, которыми она творила чудеса. А чудеса прятались в ее рисунках! Татьяна Кирилловна прекрасно рисовала! Очень долго я хранила свой портрет, который нарисовала моя любимая воспитательница. И еще один образ педагога  из моей детсадовской жизни – Анна Ивановна, которая ставила меня на стульчик во время сонного часа. Таким образом, воспитательница заставляла меня спать. Наверное, Анна Ивановна прививала мне и ребятам из моей группы «разумное, доброе, вечное…», но мне, навсегда, запомнилось только это.  Знаменитый чешский педагог и писатель Януш Корчак сказал: «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей…» Темы о таких «Аннах Ивановнах» часто обсуждаются в Интернете, на страницах газет и журналов,  в различных телепередачах! А  ведь у нас, у дошкольников  много интересного и полезного для всего общества.   И сколько прекрасных педагогов!

Каждый, кто выбирает профессию воспитателя, берет на себя ответственность за тех,  кого он будет учить  и воспитывать.   Вместе с тем он отвечает и за самого себя.  Мне кажется, что  воспитатель, прежде всего, должен быть профессионалом.   Используя   « слово, дело и наблюдение», педагог должен создать условия для развития детей, где  бы каждый ребенок проявил себя. И чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана соответствующая атмосфера, так называемое  «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства воспитатель занимает определенное место, играет одну из главных ролей.  Я не боюсь вставать на одну позицию с ребенком. Мне нравится играть с детьми, учить их чему-то новому, давать им разные знания. Очень люблю сочинять для ребят сказки. Они получаются умными и добрыми, люблю писать стихи, особенно о красоте сибирской природы, о родном городе. Мне приятно слышать, когда ребенок называет меня «мамой». Я не испытываю дискомфорта, когда дети обращаются ко мне на «ты». Мне кажется, что в это время они видят во мне своего друга  или подругу. Я думаю, что в  работе воспитателя необходимо взаимное уважение. И поэтому  стараюсь  уважать  мнение детей, а они уважают мое. Также педагог должен быть «убедительным».  Это значит, что нужно уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности поставленного дела.

А еще у нас, у воспитателей не должно быть плохого настроения!  Поэтому в  моей работе самое главное – улыбаться! Ведь  «улыбчивость» - улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.  А еще детей нужно всегда чем-нибудь  удивлять! Педагогу надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем». Сейчас, в век высоких технологий, скоростей, интернета, в процессе обучения и воспитания очень важно учитывать интересы ребенка. Существует такой термин, как  «детская субкультура».  С ней нужно обязательно  считаться, так как она сейчас очень изменилась, поменялась. На смену Чебурашке и Буратино пришел Человек-Паук и Шрек.  На  смену Красной Шапочке и Золушке – феи Винксы.  И мне,  как и другим  воспитателям, приходиться отслеживать новинки мультипликации и детского кино, листать всевозможные журналы – в общем, быть в курсе всех событий. И поэтому, если я хочу говорить с ребенком на одном языке, то должна все это знать и учитывать в своей работе.

Непременно хороший воспитатель должен быть уверенным в знании своих прав и прав ребенка, способных защитить его. Мне кажется, что педагог  должен быть еще и успешным.   Взяв любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему самому.  Еще воспитатель должен вести здоровый образ жизни. Я люблю заниматься физкультурой с детьми.  Особенно мне  нравятся нестандартные виды деятельности,  как игровой стретчинг, физтеатр, ритмопластика. Это развивает у детей творчество  в движениях, гибкость, фантазию,  свободу выбора.

На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие,  мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашего Отечества. Кто-то возможно из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца!