Рабочая программа "Ступени к здоровью"
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная платная услуга «Проведение занятий по укреплению здоровья детей на основе технологии «БОС»» реализуется по программе «Ступени к здоровью», разработанной педагогом дополнительного образования. Методологической основой программы является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А.Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Компьютерная программа применяется для повышения эффективности тренировок функционально значимых мышечных групп при различных состояниях: от развития двигательных навыков до коррекции двигательных расстройств при заболеваниях и нарушениях функций опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводит инструктор по физической культуре с высшим образованием и с высшей квалификационной категорией, прошедший курсы повышения квалификации по темам «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи», «Инновационные обучающие компьютерны программы на основе технологии «БОС - Здоровье», «Мониторинг эффективности БОС-технологии в образовании детей и подростков», в соответствии с учебным планом индивидуально 2 раза в неделю по 30 минут в кабинете «БОС - ортопедический» дошкольного учреждения.
1.2. Цель: сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс технологии БОС – ортопедический.
Задачи:
1) оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
2) регулировать гармоничность работы сердечнососудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
3) сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
4) использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников МБДОУ;
5) воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
6) повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии " БОС-ортопедический".
1.3.Основные планируемые результаты:
- клиническое улучшение состояния ребенка;
- статистически значимые изменения регулируемой функции;
- сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени;
- положительная динамика показателей уровня физического и познавательного развития.
Дополнительная платная услуга «Проведение занятий по укреплению здоровья детей на основе технологии «БОС» поводится десять раз в месяц. Для детей 5 года жизни - 20 минут, для детей 6 года жизни - 25 минут, для детей 7 года жизни - 30минут.
Оценка усвоения программного материала по укреплению здоровья детей на основе технологии «БОС- ортопедический» осуществляется по окончании цикла сеансов по программе БОС в форме компьютерной диагностики шаблоном «Диагностика».
2.3.Учебный план
Продолжительность дополнительной платной услуги «Проведение занятий по укреплению здоровья детей на основе технологии «БОС» и их количество для всех возрастных групп представлены в таблице:
Группа | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц | Длительность занятий | Количество детей |
5 год жизни
6 год жизни
7 год жизни | 2-3
2-3
2-3 | 10
10
10 | 20мин
25мин.
30мин | 5
5
5 |
2.4. Учебный план по обучению управлению работой мышц по компьютерной программе «МИО 2.2С»
Компьютерная программа «МИО 2.2 С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазо-бедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме (ЭМГ-БОС).
№ |
Задачи |
№ занятия |
1. | Знакомство с компьютерным манипулятором, элементарными правилами пользования оргтехникой. | 1 |
2. | Обучение работе на аппаратах ЭМГ-БОС. Контроль мышечного сокращения. | 1-2 |
3. | Диагностика мышечного чувства. Пороговый режим. Уровень чувствительности – оптимальный. | 1 |
4. | Восстановление и тренировка мышечного чувства. Для усложнения задачи повышается уровень чувствительности прибора и уменьшается величина межпорогового интервала. | 3-10 |
5. | Выработать навык управления функциями мышц с изменениями ЭМГ- кривой Инструкция ребенку: выполнять упражнение с оптимальным уровнем чувствительности. | 4-10 |
6. | Закрепить выработанный навык управления функциями мышц на уровне динамического стереотипа. | 6-10 |
2.5. Учебный план обучения диафрагмально-релаксационному дыханию по компьютерной программе «Cardio»
Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки при патологиях опорно – двигательного аппарата и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете (для часто болеющих детей) методом ДАС –БОС.
№ | Задачи | № занятий |
1. | Знакомство с компьютером, элементарными правилами пользования оргтехникой. | 1-2 |
2. | Выработать навык диафрагмально-релаксационного | 1-3 |
3. | Выработать навык диафрагмально – релаксационного дыхания с максимальной величиной дыхательной | 3-5 |
4. | Навык диафрагмально- релаксационного дыхания с | 5-10 |
5. | Закрепить выработанный навык диафрагмально - релаксационного дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца на бессознательном уровне (во время самостоятельной деятельности под). | 11-20 |
2.6. Компьютерная программа на основе методики ДАС – БОС
«Учимся и оздоравливаемся»
Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции (без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов), основу которой составляет программа «БОС - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент.
Она включает в себя 15 занятий по выработке правильного диафрагмального дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. В ходе обучения правильному дыханию используются программы по изучению детьми дошкольного возраста математики и азбуки. Эти программы получили название «Здоровая Математика» и «Здоровая Азбука», потому что они не просто обучают и сберегают здоровье детей, они эффективно развивают это здоровье в процессе обучения. Математика и азбука тоже включают в себя по 16 уроков. Каждый урок длится по 6 минут.
2.7. Перспективно - тематическое планирование программного материала «Ступени к здоровью»
№ | Месяц | Лексическая тема | Программа «МИО» | Программа «Cardio» | «Учимся и Оздоравливаемся» |
1. | Сентябрь | Природа
| Слайды: «Закаты», «Ночь», «Облака», «Пейзаж». Игра: «Горки» | Слайды: «Ночь», «Облака», «Закаты»,
| Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Осень. Сентябрь |
2. | Октябрь | Растения
| Слайды: «Розы», «Цветы 1», «Цветы 2» «Букеты». Раскрашивание: «Лист» | Слайды: «Розы»
| Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Осень. Октябрь |
3. | Ноябрь | Семья.
| Слайды: «Семья 1», «Семья 2», «Дети», «Дети 1», «Дети 2». Раскрашивание: «Дети». Игра: «Домик» | Рассказ: «Блин» Сказки: «Репка», «Красная шапочка» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Осень. Ноябрь |
4. | Декабрь | 1 нед. Обувь. Головные уборы.
|
| Рассказ: «Туфелька» Сказка: «Красная шапочка» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Зима. Декабрь |
2-3 нед. Зима. .
| Слайды: «Зима», «Снежная королева», «Сказки» Игра: «Зима». Видео: «Зима в Простоквашино» | Слайды: «Зима» | |||
4 нед. Игрушки.
| Раскрашивание: «Игрушки», «Полосы» | Слайды. Игрушки | |||
5. | Январь | 4 нед. Домашние животные, птицы и их детёныши. | Слайды: «Домашние животные», «Лошади 1», «Лошади 2». Видео: «Котенок по имени Гав», «Простоквашино» | Слайды: «Животные» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Зима. Январь |
5 нед. Дикие животные и их детёныши, | Слайды: «Животные», «Животные 1», «Животные 2», «Зверюшки». Раскрашивание: «Животные» | Слайды. Животные Сказки: «Лиса и Волк», «Маша и медведь»
| |||
6. | Февраль |
1-2 нед. Путешествия.
| Слайды: «Романтика», «Путешествие», «Виды 1», «Виды 2», «Америка», «Восток», «Египет», «Италия», «Париж» | Слайды: «Зима» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Зима. Февраль |
3-4 нед. День защитника Отечества (профессии, рода войск) | Слайды: «Армия» | Слайды: «Армия» | |||
7. | Март | 1 нед. Наш город.
| Слайды: «Центр», «Нащ город 1», «Наш город 2», «Ночной город» | Слайды: «Города»,
| Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Весна. Март |
2-3 нед. Искусство.
| Слайды: «Рисунки» «Эрмитаж», «Искусство», «Цирк», Видео: «Петербург», «Петергоф» | Слайды: «Искусство», «Эрмитаж», «Петергоф», «Замки», «Архитектура» | |||
4 нед. Транспорт.
| Слайды: «Автомобили», «Мотоциклы» «Модели». Раскрашивание: «Ракета и пароход» | Слайды: «Автомобили», «Мотоциклы» «Модели» | |||
8. | Апрель | 1 нед. Весна.
| Слайды: «Вода», «Река», «Розы» | Слайды: «Вода», «Река», «Розы» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Весна. Апрель |
2 нед. Перелётные птицы.
|
| Слайды. «Птицы», «Лебеди» «Природа», «Облака». Рассказ: «Цапля» | |||
9. | Май | 1-2 нед. День Победы
| Слайды: «Города»,
| Слайды: «Города», «Центр» | Урок дыхания. 1,3 нед. Математика. 2,3 нед. Азбука. Видео: Весна. Май |
2 нед. Животные жарких стран.
| Слайды: «Тропики», «Фауна», «Животные», «Животные 1», «Животные 2» Игра: «Дорожка» | Слайды: «Животные»,
| |||
4 нед. Рыбы. Насекомые.
| Слайды: «Рыбы», «Баюочки», «Дельфины» | Слайды: «Рыбы», Рассказ: «Муха» |
2.8. Работа с родителями
1. Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка
2. Ориентировать родителей на совместное с ребенком посещение спортивного бассейна.
3. Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
4.Разъяснять родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
5. Ориентировать на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту;
- привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику,
- совместными подвижными играми,-
- длительными прогулками в парк или лес;
- создание дома спортивного уголка;
- покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.);
- совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
6. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
7. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
3.1.Учебно-методическое обеспечение программы
Методический материал для шаблонов компьютерной программы «МИО 2.2С»
№ | Слайды | Видео | Игры | Картинки |
| «Закаты» «Ночь» «Облака» «Пейзаж» «Животные» «Животные 1» «Животные 2» «Зверюшки» «Розы» | 1.Мультфильмы: «Котенок по имени ГАВ», «Простоквашино», «Император». 2.Фильмы: «Петергоф» «Петербург»
| Домик Горки Дорожка Зима
| - Дети - Животные - Лист - Машинки -Полосы(игрушки) - Ракета и пароход - Цирк |
«Цветы 1», «Цветы 2», «Букеты», «Семья 1», «Семья 2», «Дети», «Дети1», «Дети 2», «Зима», «Снежная королева», «Сказки», «Домашние животные», «Лошади 1», «Лошади 2», «Романтика», «Путешествие», «Виды 1», «Виды 2», «Америка», «Восток», «Египет», «Италия», «Париж», «Армия», «Центр», «Города», «Нащ город 1», «Наш город 2», «Ночной город», «Рисунки», «Эрмитаж», «Искусство», «Цирк», «Автомобили», «Мотоциклы», «Модели», «Вода», «Река» |
Шаблоны компьютерной программы «МИО 2.2С»
№ | Методика | Сюжеты | Музыкальный материал |
1. | Без БОС | Мозаика Слайды Видео | Шопен №1 Шопен №2 Шопен №3 Шопен №4 Шопен №5 Шопен №6 Шопен №7 Шопен №8 Шопен №9 Шопен №10 Шопен №11 Шопен №12 Детские песни Клайдерман Кноффер Релакс |
2. | БОС - тренинг | Мозаика Слайды Видео | |
3. | Игровой БОС -тренинг | Домик Горки Дорожка Зима Видео | |
4. | Раскрашивание | Картинки
|
Шблоны компьютерной программы «Cardio»
Отдых (релаксация) | Работа (диафрагмальное дыхание) | Музыкальное приложение
| |||
Методический материал для шаблонов | |||||
Слайды | Рассказы | Слайды | Рассказы | Шопен №1 Шопен №2 Шопен №3 Шопен №4 Шопен №5 Шопен №6 Шопен №7 Шопен №8 Шопен №9 Шопен №10 Шопен №11 Шопен №12 | |
Автомобили Армия Вода Города Животные Закаты Зима Искусство Модели
| - Блин - Красная шапочка - Лебеди - Лиса и Волк - Маша и Медведь - Муха - Репка -Туфелька - Цапля | Мотоциклы Ночь Облака Петергоф Природа Птицы Река Розы Центр Эрмитаж | - Блин - Красная шапочка - Лебеди - Лиса и Волк - Маша и Медведь - Муха - Репка -Туфелька - Цапля | ||
Шблоны компьютерной программы «Учимся и Оздоравливаемся»
Оздоровительный компонент | Образовательный компонент | |
Урок дыхания | «Здоровая Азбука» | «Здоровая Математика» |
Буквы: - «А, О» - «У, Ы» - «Э, И» - «П, Б» - «Т, Д» - «К, Г» - «Ф, В» - «С, З» - «Ш, Ж» - «Ч,Щ» - «Ц, Х» - «М, Н» - «Л, Р» - «Е, Е» - «Ю, Я» - «Ъ, Ь, Й» | 1.Величина: - «Большой, маленький» - «Длинный, короткий» 2.Счет: - «Мало, много» - «Много, один, ни одного» - «Счет от 1 до 5» - - «Счет от 1 до10» - 3.Цифры: - «Цифры 1 и 2» -«Цифры 3 и 4» -«Цифры 5 и 6» -«Цифры 7 и 8» -«Цифры 9 и 10» -«Цифра 0» 3.Решение элементарных задач: - Сравнение - Сложение - Вычитание 4.Контрольные тесты для проверки знаний |
3.2.Материально-техническое обеспечение
Оборудование для проведения занятий по технологии БОС - ортопедический
№ | Наименование оборудования | Количество | Назначение оборудования |
1. | Компьютер (системный блок, монитор)
| 2
| Программное обеспечение для тренировки мыщц опорно – двигательного аппарата. «Миотренажер» с программами: «МИО 2.2С и «КАРДИО 2.11С»; |
2. | Колонки | 3 ком. | Для усиления звука |
3. | Клавиатура | 2 | Для оформления индивидуальных карточек, |
4. | Аппарат бесперебойного питания | 1 | Для безопасности работы компьютера |
5. | Ноутбук | 1 | Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся», по программам «МИО» и «Кардио» |
6. | Принтер | 1 | Для печати полученных результатов |
8. | Аппарат «Митон - 03» | 2 | Для тренировки мыщц опорно – двигательного аппарата |
9. | Стол (стандартный -1, детский -2) | 3 | Для установки мониторов |
10. | Кресло с высокими спинками и подлокотниками (с регуляцией высоты) | 2 | Для тренировки мыщц верхних конечностей, грудной клетки с фиксацией положения головы |
11. | Подставка для ног (с регуляцией высоты) | 1 | Для регулирования опоры нижних конечностей |
12. | Подушка | 1 | Для регулирования глубины посадки для работы по программе «Кардио» |
13. | Кушетка
| 2 | Для тренировки мыщц спины, живота, ягодиц и тазобедренных суставов |
14. | Подставка (с регуляцией высоты) | 2 | Для установки аппаратов: «Митон», ноутбука, проектора |
15 | Аппарат ПБС - БОС | 2 | Для преобразований мышечных импульсов в видео и аудио сигналы для работы с ПК |
16. | Мешочки (гантели 200-400гр.) | 2 | Для тренировки мыщц нижних и верхних конечностей |
17. | «Мышь» | 3 | Для манипуляций на дисплее |
18. | Электроды датчиков электромиографические (многоразовые) | 6 | Для передачи биоимпульсов в ПБС |
19. | Электроды датчиков электромиографические (одноразовые) | 4 | Для передачи биоимпульсов в ПБС |
20. | Ремешки резиновые (короткие – 10, длинные - 10), | 20 | Для крепления миодатчиков к мышцам |
21. | Ремень | 2 | Для крепления датчика ЧСС («Кардио») |
22. | Электроды датчиков электроэнцефалографические | 2 | Для передачи ЧСС («Кардио») |
23. | Датчики электромиографические | 2 | Для передачи электромиограммы дыхательного цикла |
Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение | Наименование оборудования |
- программы на электронном носителе: «Мио 2.2С», «Cardio2.11с », «Учимся и Оздоравливаемся»; | |
- методические рекомендации; | |
- научно – методическая литература; | |
- рабочая учебная программа «Ступени к здоровью», разработанная мной, утверждённая педагогическим советом;. | |
- консультации для педагогов и родителей; | |
-фото интерьера, учебно – методического обеспечения. |
3.3. График работы кабинета БОС по платным услугам
Платные
услуги | Дети, посещающие ДОУ | Не посещающие ДОУ | |
Понедельник Среда Пятница | 15.00-16.00 | 16.00-17.00
| |
4. Технология мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программного материала
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Мониторинг проводится инструктором поэтапно 2 раза в год (сентябрь, апрель) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Объектом мониторинга выступает качество образовательной области физическая культура (плавание), обеспечиваемое дошкольным учреждением воспитанникам.
Субъектом мониторинга качества образования являются носители мониторинговых функций: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной методической работе, старший воспитатель, старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, профильные специалисты.
В нашем мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:
· наблюдение,
· беседы,
· изучение медицинских карт детей,
· проведение оценочно-контрольных срезов,
· проведение обследования,
· тестирование,
· аппаратурные методы,
· скрининг-тесты.
Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении. Согласно требованиям программ «Истоки» и ФГТ нами принята трехуровневая оценка, где:
«Достаточный» - 2 балла. Ребенок самостоятельно справляется с заданием.
«Ближе к достаточному» - 1 балл. Ребенку требуется минимальная помощь педагога (в виде подсказки, правильности направления).
«Недостаточный» – 0 балл. Ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего этапа.
4.1. Диагностика результатов занятий методом ЭМГ - БОС
(программа «МИО 2.2С»)
проводится 2 раза: в начале занятий и в конце тренингов сеансом «Диагностика». Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей по трем показателям:
- максимальная амплитуда ЭМГ;
- средняя амплитуда ЭМГ;
- средняя интегральная активность (приложение «Отчет о сеансах диагностики»). Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».
Шаблоны «Диагностика»
Шаблоны папки «Диагностика» предназначены для исследования изменений биоэлектрической активности (БЭА) мышечных групп (по каналам) при различных движениях и включают тренинг «Диагностика. Без сюжета». При применении этой методики на экране отображаются ЭМГ контролируемых мышц.
Шаблоны сеансов диагностики включают перечень контролируемых мышц и схему расположения электродов на поверхности тела ребенка.
Выбор движений, при которых оценивается биоэлектрической активности (БЭА) исследуемых мышц, осуществляется по определенной схеме (По Тваладзе Г.М., 1965).
Длительность сеансов диагностики не ограничена и определяется пользователем во время сеанса в зависимости от задач и объема исследования.
Описание готовых шаблонов «Диагностика» представлено в таблице 1.
При необходимости выполненные изменения будут сохранены в папке «Шаблоны пользователя», и новый шаблон используется для повторных исследований.
4.2. Диагностика усвоения компьютерной программы «Cardio»
производится по «контрольной минуте» - определение ЧСС, ДАС и частоты дыхания в режиме работы без биологической обратной связи в режиме «отдых». «Контрольная минута» вводится перед началом и после завершения каждого сеанса БОС. Показатели «контрольной минуты» необходимы для оценки эффективности проводимого занятия как в течение одного сеанса, так и всего курса БОС в целом.
4.3. Усвоение компьютерной программы по технологии ДАС - БОС
«Учимся и Оздоравливаемся»
определяется методом наблюдения во время контрольного занятия в конце всего курса. Для контроля правильности выполнения дыхательных упражнений ребенок кладет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна двигаться только рука, лежащая на животе. Одновременно педагог, проводящий обучение, следит за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании оставались неподвижными.
Для определения усвоения детьми образовательного компонента в программе даются контрольные тесты.
4.4. Эффективность применения технологии БОС – ортопедический
оценивается по трем основным показателям
1. Клиническое улучшение состояния ребенка позволяет говорить о хороших результатах сеансов даже в том случае, если положительная динамика объективно выражена слабо. В конце концов, улучшение самочувствия детей с отклонениями в здоровье, вера в хороший исход - это тоже шаг к выздоровлению.
2. Статистически значимые изменения регулируемой функции, например, статистически достоверное увеличение ЭМГ ослабленной мышцы, овладения навыком диафрагмального дыхания. При этом положительные результаты, показываемые приборами БОС, объективны и, как правило, опережают явное клиническое улучшение состояния ребенка и являются его предвестниками.
3. Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени, умение применять полученные навыки в повседневных условиях, в том числе и с учетом психоконфликтных ситуаций.
Обсуждая вопрос длительности сохранения полученных навыков, можно отметить, что они далеко превосходят те сроки, которые можно было бы ожидать, если рассматривать технологию БОС - ортопедический просто как своеобразный вид лечебной физической культуры, хотя бы и под объективным контролем. Так, дети после коррекции плоскостопия технологией БОС - ортопедический не обращаются повторно только потому, что восстановленный свод стопы сохраняется в течение длительного времени и просто не требует повторных курсов БОС - тренировок.
Литература
1. Вартанова. Т. С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
2. Кузьмичева О.А. Применение биологической обратной связи по электромиограмме для коррекции двигательных нарушений. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
3. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
4. Кузьмичева О.А. Метод биологической обратной связи и его применение в медицинской реабилитации двигательных расстройств. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
5. Кузьмичева О.А. Описание шаблонов программы «МИО 2. 2С». Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2004.
6. Кузьмичева О.А., Пономаренко Г.Н. Метод биологической обратной связи в лечении плоскостопия. Пособие для врачей. Санкт- Петербург.2004.
7. Кузьмичева О.А. Общие основы лечебной физической культуры. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
8. Метод биологической обратной связи в комплексной реабилитации пациентов с контрактурами лучезапястного и голеностопного суставов. Ред. д. м. н. проф. В.В.Воробьев. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
9. Попович И.Д., Ивановский Ю.В. Применение биологической обратной связи в комплексной реабилитации пациентов с остеохандрозом грудного и поясничного отделов позвоночника. Методические рекомендации для врачей. Санкт- Петербург.2005.
10. Кузьмичева О.А. Применение биологической обратной связи по электромиограмме в восстановительном лечении косолапости. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
11. Пинчук Д.Ю., Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии. Справочное руководство. Издательство»Человек». Санкт- Петербург.2002.
12. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечной – сосудистой систем. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003.
13. Трофимов В.И. и др. Применение биологической обратной связи в комплексном лечении пациентов с бронхиальной астмой. Методические рекомендации. Санкт- Петербург.2002.
14. Марченко В.Н., Гвоздев Е.В. Метод биологической обратной связи в комплексном лечении бронхиальной астмы. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург.2003