Дыхание. Как научиться правильно дышать.

Изиланова Аниса Александровнa

Дыхательные упражнения в коррекционно - развивающей работе.

(для родителей и педагогов)

Изиланова А.А.

инструктор высшей квалификационной

категории по физической культуре

МАДОУ ДС №77 «ЭРУДИТ»

г. Нижневартовск

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является более поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В коррекционно – развивающих целях необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Как установить, правильно ли мы дышим? Есть простейший способ. Измерьте объем груди при вдохе и выдохе. Разница между максимальным объемом при вдохе и выдохе должна составлять 4-6 см. Чем она больше, тем лучше вы дышите.

Нужно научиться, не только вдыхать, но и выдыхать воздух через нос. Во время выдоха слизистая оболочка носа и носоглотки раздражается продуктами выделения (углекислой), а этой способствует нормальной регуляции дыхания.

Каждый ребенок с нарушениями функций грудной клетки должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой. Необходимо дышать всеми легкими, а не только диафрагмой (брюшное дыхание чаще свойственно мужчинам), грудью (грудное дыхание характерно для женщин) или только верхушками легких.

Вот основные упражнения правильной гимнастики. На первых парах их лучше выполнять, положив одну руку на грудь, а другую на живот.

Брюшное дыхание. Спокойный глубокий вдох: рука на животе поднимается, а на груди остается неподвижной. Во время вдоха живот постепенно втягивается.

Грудное дыхание. Во время вдоха и выдоха движется рука, лежащая на груди.

Полное дыхание. Вдох происходит волнообразно, т.е. начинается брюшным дыханием и плавно переходит в грудное. При выдохе живот втягивается, а заканчивается выдох опусканием грудной клетки.

Спокойное дыхание. После двух-трех глубоких вдохов и выдохов делаются два спокойных вдоха и выдоха, но обязательно тем же способом – волнообразно.  

Дыхательная гимнастика противопоказана после еды и перед сном, так как возбуждает нервную систему. Упражнения надо выполнять в хорошо проветренной комнате.

Овладев правильным дыханием, выполняйте дыхательные упражнения в сочетании с физическими упражнениями разного вида (гимнастикой, бегом, плаванием).

Дыхательная гимнастика служит для коррекции нарушений функций грудной клетки, повышает работоспособность ребенка, предохраняет его от многих заболеваний, в том числе легочных и сердечных.

Дыхание состоит из вдоха и выдоха, которые по длительности одинаковы. Давайте это проверим.

На счет «раз, два» - делаем вдох, а на счет «три, четыре» - делаем выдох.

Все наши движения сопровождаются дыханием. При выполнении упражнений существуют особые правила дыхания:

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.

Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха, дышим равномерно, не задерживая дыхания.

Выработке правильного дыхания способствуют занятия физическими упражнениями, а особенно дыхательные упражнения, например:

- сидя или стоя полный глубокий вдох и выдох;

- кисти рук на затылке, локти направлены вперед, в таком положении медленный и глубокий вдох (обязательно через нос), одновременно отводя локти в стороны, а затем – медленный выдох (через нос), локти приводятся в первоначальное положение;

- стоя или сидя медленно поднимать плечи – вдох, опускать – выдох;

- ходьба под счет: на два шага – вдох, на два шага – выдох; на три шага – вдох, на три шага – выдох; на четыре шага – вдох, на четыре шага – выдох;

Дыхательные упражнения обязательно включаются в комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минуток, физкультурных пауз, специально вводятся в комплексы упражнений на занятиях физической культуры.

О правильном дыхании не следует забывать и в обычной обстановке. Никогда нельзя забывать об осанке, имеющей прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию, и, правильное дыхание способствует коррекции нарушений осанки. Очень полезно для выработки правильного дыхания выполнять несколько дыхательных упражнений во время прогулки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто как дышит»

  1. И.п. – основная стойка.
  2. Как пыхтит тесто? «пых-пых-пых…»
  3. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из…»
  4. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш…»
  5. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха…»
  6. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С…»
  7. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «ф-ф-ф…»
  8. И.п. – лежа на спине на полу, правая рука лежит ладонью на животе, левая вдоль туловища. При дыхании меняем положения рук.
  9. И.п. – сидя на полу, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, произнося в конце «фу-фу», каждый раз сильно втягиваем живот.
  10. Ходьба. 2 шага – вдох, 2 шага – выдох

Дыхательные упражнения

В положении стоя

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, потянитесь, на сколько это возможно, и сделайте глубокий вдох. Затем согните ноги в коленях, опустите корпус вперед – вниз и сделайте глубокий выдох.

В положении стоя с руками на поясе

Ноги слегка расставьте в стороны, руки положите на пояс, наклонитесь в левую сторону. Правый бок растягивается, как гармошка, происходит выдох. Затем выпрямитесь и сделайте вдох. После этого сделайте наклон в правую сторону. Теперь левый бок растянулся, как гармошка. Выпрямитесь и сделайте глубокий выдох.

В положении сидя по-турецки

Сядьте, скрестив ноги по-турецки, положите руки на затылок, грудь распрямите. Откиньте голову назад и сделайте глубокий вдох, затем наклоните верхнюю часть тела вперед и сделайте выдох.  

Положите руки на затылок и наклонитесь в правую сторону. Выпрямитесь и сделайте вдох. Затем наклонитесь в левую сторону и снова выпрямитесь.

Восстановим естественный тип дыхания

 Сядьте удобно, чтобы мышцы не напрягались. Закройте глаза и образно представьте, что все в организме происходит ритмично, равномерно чередуется по времени, сосредоточьтесь на чередовании вдоха, выдоха и паузы (задержки дыхания) после выдоха.  

У каждого человека сердце стучит равномерно, а сокращение и расслабление предсердий и желудочков происходит ритмично. Чтобы восстановить естественный тип дыхания, необходимо осознать, что диафрагма – самая сильная мышца для вдоха, а брюшной пресс (живот) для выдоха. Если все мышцы функционируют правильно, то при вдохе живот немного выпячивается – (диафрагма уплотняется и нажимает, массируя на внутренности). При выдохе живот уменьшается (сокращение мышц брюшного пресса, и диафрагма принимает куполообразное положение). Такое дыхание называется диафрагмальным.

Упражнение 1.

 Диафрагмальное дыхание легче проводить лежа на спине, согнув ноги в коленях на 450, одна рука на груди, другая – на животе. Восстановить диафрагмальный тип дыхания, следует проверить, владеете ли вы гармонично полным типом дыхания, когда в процессе вдоха или выдоха принимают участие все дыхательные мышцы (диафрагма, межреберные мышцы и брюшной пресс).

Упражнение 2.

Наилучшим способом приобретения навыков гармоничного (полного) дыхания является такой. Необходимо удобно сесть, опираясь спиной о спинку стула. Сидеть напряженно, шею держать вертикально. Выдыхать так, чтобы почти одновременно опускалась грудь, и уменьшался объем живота. Не дышать, пока не появятся неприятные ощущения. Затем начать думать, или мысленно повторять, что при неглубоком вдохе одновременно немного выпячивается живот и расширяется грудь, а при выдохе грудь опускается, и чуть позже вытягивается живот.

Естественный тип дыхания восстанавливается в течение 3-7 дней. В покое удобнее всего дышать диафрагмальным типом дыхания, при этом ритм дыхания уменьшается до 6-10 раз в минуту, что оказывает благотворное влияние на уравновешивание нервных процессов (возбуждения, торможения).

Упражнение 3.

Если приходится долго сидеть, то следует каждые два часа проветривать легкие особым выдохом 2-3 раза во время удлиненного выдоха нужно произносить «фу-фу», каждый раз сильно втягивая живот. Эти упражнения выполняются в состоянии покоя.

   Памятка для родителей

     Уважаемые родители! Ваши дети посещают  кабинет БОС (биологической обратной связи) - ортопедический.  По программе "Cardio" осуществляется обучени диафрагмально - релаксационному  типу дыхания. Этот тип дыхания  способствует:

  • Оздоровлению организма в целом.
  • Профилактике бронхо-легочных и сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Формированию правильного речевого дыхания.

Пожалуйста, для закрепления результата работы инструктора кабинета БОС в детском саду выполняйте ежедневно перед сном эти несложные упражнения по 10 минут.

Диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца

ИНСТРУКЦИЯ:

Ребенок находится в расслабленном состоянии в положении лёжа. Кладёт одну руку на грудь, другую на живот для фиксирования дыхательных движений живота.  Грудь остается без движения.

 1.Неглубокий вдох через нос

 2. Во время вдоха живот надувается (выпячивается вперёд)

 3.Выдох через слегка сомкнутые губы

 4.Выдох медленный, плавный, длиннее вдоха

5. Равномерно распределять струю выдыхаемого воздуха на всю

 длину выдоха

 6.Во время выдоха живот возвращается в исходное положение (или чуть-чуть подтягивается)

 Благодарю за сотрудничество.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание часто болеющего ребенка

Школа для родителей

                                                               Изиланова А.А.

Врач        рекомендует родителям ознакомиться с информацией:

КРИТЕРИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППУ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ

Возраст ребенка Число случаев ОРЗ в год

До года                     4 и более

1-3 года                    6 и более

4-5 лет                       5  и более

Старше 5 лет           4  и более

1.Современная медицинская наука утверждает: «Проблемы детей до семилетнего возраста - это проблемы их родителей». Если ребенок часто болеет, то причину болезни следует искать и устранять и в состоянии здоровья семьи.

2.Ребенок является «симптомом» своих родителей, т. е. болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации (в том числе и в вопросах санитарной культуры).

3. Частые ОРЗ у ребенка сильно осложняют его воспитание. Действительно, современные дети часто простужаются. Но давайте вместе подумаем: почему? Разумеется, огромную роль играют хорошо известные причины:

снижение иммунитета;

высокая частота контактов с источниками инфекций;

экологические факторы: загрязненный воздух в крупных городах, загрязненный воздух в помещении (курение, пыль, горение газовых плит).

С другой стороны, ни в коем случае не следует забывать о психологических факторах. Достаточно ли родители уделяют своим детям любви? Как детям добиться внимания мамы и папы? Бывает так, что у маленького ребенка остается лишь единственный способ - заболеть. Тогда он получает все блага, как материальные, так и духовные.

4. Заболевания ребенка могут являться защитной ре- акцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в детском саду или школе, то болезнь позволяет не ходить туда.

5. Здоровье или нездоровье ребенка, как физическое,  так и психическое, неразрывно связано со стилем родительского воспитания и напрямую зависит от характера внутрисемейных взаимоотношений. Нарушенное общение в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивает риск развития различных заболеваний. Существуют два наиболее распространенных типа неправильного отношения родителей к детям:

   * переоценка их возможностей и способностей;

  * сверхзабота, чрезмерная тревога родителей за здоровье и школьные успехи своего ребенка, а также за его будущее.

6. В случае пренебрежительного отношения мам и пап к детям может возникнуть недооценка опасности простудных и других болезней, халатное отношение к вакцинации или своевременной эффективной терапии «простуды». В итоге ребенок либо сталкивается с серьезными осложнениями (синуситы, отиты и др.), либо на всю жизнь получает хронические заболевания (хронический тонзиллит, хронический синусит, хронический аденоидит, хронические заболевания легких, бронхиальная астма, пиелонефрит и т. д.). Именно при этом, особенно неблагоприятном типе родительского отношения отмечается отсутствие саногенно-го мышления и, следовательно, адекватного поведения с точки зрения укрепления здоровья у самих детей. Подобный стиль жизни закрепляется на долгие годы.

7.Напротив, излишнее внимание и гиперопека приводят к тому, что дети постепенно заражаются мнительностью взрослых, испытывают страх перед естественными трудностями жизни. Ведь представления ребенка отражают мировоззрение его родителей. Утрированная забота о часто болеющих детях, проявляемая ипохондричными родителями, способствует тому, что у данной группы ребят преобладают отрицательные эмоции, присутствуют элементы острого переживания своей болезни, преобладают одиночные игры. Именно в этих случаях у ребенка, пока еще не способного получать необходимую объективную информацию из других источников, возникает неадекватно пессимистическая оценка заболевания. Это может накладывать негативный отпечаток и на иммунную систему ребенка, что может приводить к частым повторам эпизодов ОРЗ.

8. Помните, что психическое и физическое здоровье  детей находится в руках их родителей, то есть в Ваших руках. Хорошо известно, что наличие прочной социальной поддержки благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Построенное с любовью и пониманием сотрудничество родителей с детьми является во многом гарантом психического и физического здоровья последних. Ребенок - это не пассивный объект для профилактического, лечебного, реабилитационного воздействия, а субъект, от поведения которого в значительной степени зависит эффективность профилактических, лечебных и реабилитационных вмешательств.

9.   В основе профилактики заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, который может быть достигнут следующими средствами. • Спокойное, уравновешенное состояние матери. У тревожной и нервной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Объясняется это наследственной предрасположенностью, постоянным психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери.

*Продление домашнего периода дошкольного детства. Если малыш от природы боязлив, не любит шумной, большой компании детей, то детский сад становится для неокрепшей еще нервной системы испытанием.

*Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Неготовый к школе ребенок с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, т.к. не выполняет его требований. У ученика развивается отрицательное отношение к школе, что может привести к разнообразным заболеваниям, «школьному неврозу». Важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так как чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, взрослым, обучающим ребенка (и

родителям, воспитателям детских дошкольных учреждений, и учителям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Значимым профилактическим средством частых ОРЗ у детей является демократический стиль родительского воспитания, характеризующийся высоким уровнем принятия ребенка, верой в его самостоятельность в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости, проявлением доброты и твердости одновременно, возможностью проявления инициативы с установленными четкими границами.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

*Поверьте в уникальность своего ребенка.

*Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.

*Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

*В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами -это самый эффективный способ давать ему инструкции.

*Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его не менее 4, а лучше по 8 раз в день. *Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть». *Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные).

*Старайтесь бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете лучше понять друг друга, а также передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.

*Не вмешивайтесь в занятия ребенка, с которыми он справляется.

*Помогайте, когда он просит.

*Поддерживайте его успехи.

*Чаще разговаривайте с ребенком. Активно слушайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте свои чувства.

       

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ОРЗ У ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА.

*Повышайте санитарную культуру всей семьи - берите курс на здоровый образ жизни.

*Исключите курение в семье.

*Закаливайте ребенка (процедуры можно начинать после нетяжелого респираторного заболевания - через 7-10 дней; после ОРЗ с лихорадкой более 4 дней - через 2 недели; после 10-дневной лихорадки - через 3-4 недели).

*Помните о том, что все дети должны быть своевременно и в полном объеме вакцинированы прививками, утвержденными Национальным календарем прививок: туберкулез, гепатит В, коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, корь, краснуха, эпидемический паротит. Частые ОРЗ не являются противопоказанием к проведению календарных прививок, и в случае совпадения срока плановой прививки с очередным эпизодом респираторной инфекции - вакцинация просто переносится на более позднее время после выздоровления ребенка (через 2-3 недели после нормализации температуры).

*В период ОРЗ с первых дней болезни обеспечьте вашего ребенка эффективным и безопасным лечением. При отсутствии строгих показаний к системной антибактериальной терапии участковый педиатр может порекомендовать Вам и Вашему ребенку современные препараты, обладающие только местным двойным антибактериальным и противовоспалительным действием (Биопарокс - рекомендован часто болеющим детям с 2,5 лет по 4 ингаляции через рот и/или 4 ингаляции в каждый носовой ход 4 раза в день - 7-10 дней), что обеспечивает быстрое уменьшение всех основных симптомов инфекций верхних дыхательных путей (боль в горле, осиплость, заложенность носа, насморк) при отсутствии системного воздействия на организм ребенка и побочных эффектов. Следует помнить, что нельзя давать детям лекарства без назначения врача.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ ВАШИ ДЕТИ