Гиподинамический синдром: разбудите сонную тетерю.
Что общего у умницы графа Вишенки из "Приключений Чипполино", сонного Пончика из "Приключений Незнайки", миролюбивого кота Леопольда из мультфильма и меланхоличного Пьеро из "Золотого ключика"? Все они никуда не торопились!Медлительные дети такие разные-флегматики и меланхолики,тревожные и безмятежные,сонные толстячки и тоненькие мечтатели. Но все они требуют огромного терпения,внимания, такта и помощи со стороны взрослых. Неврологи называют медлительных детей гиподинамичными.
В детском саду гиподинамичные дети обычно воспринимаются воспитателями как "удобные " или ,по крайней мере,"безобидные". Но уже в 1классе медлительные дети часто вызывают раздражение и у взрослых, и у ровесников. И называют таких детей разными словами:в детском саду "тюфячок" и "копуша", а в школе к ним приклеивается обидное клеймо "тормоз" или "мямля"; дошколёнок "летает в облаках",а первоклассник в лучшем случае "считает ворон",а то и вообще"пыльным мешком пристукнутый". Психологи подчёркивают,что медлительные дети обладают особым типом нервной системы,который принято называть "слабым",что не означает "плохой"-просто другой. Ведь по уровню общего психического развития медлительные дети не отстают от своих шустрых ровесников. Однако специфические трудности у них есть.
ТРУДНОСТИ С АДАПТАЦИЕЙ.
Новые обстоятельства,резкие изменения темпа жизни провоцируют у таких детей неврозы.
НИЗКИЙ ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Если медлительного ребёнка торопить,он начинает нервничать, и качество выполнения им задания резко падает.
УТОМЛЯЕМОСТЬ.
Медлительные дети быстрее устают,а взрослым кажется,что чадо просто"тянет резину",ленится.У таких детей часто наблюдается тики и другие невротические реакции,связанные с высокой утомляемостью.
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ.
Медлительный "копуша" замирает,наполовину надев колготки,-его отвлекает вид из окна. И чтобы он завершил этот процесс, маме придётся напоминать ему ещё не раз. А выполнять с медлительным ребёнком какие-то задания-"сущий ад",особенно для мамы или папы с высоким темпом деятельности. Ситуация усугубляется в школе- ведь надо выполнять задания и на время, и на оценку. Это обстоятельство важно учитывать родителям,когда приходит пора присмотреться к будущей учительнице. "Стремительная " классная дама-тяжёлое испытание для "мямлика".
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ.
Медлительные дети от природы часто мечтательны,не слишком общительны, для них очень важна психологическая безопасность. "Тюфячку" комфортно дружить с одним товарищем или "потеряться" в толпе детей-лишь бы не трогали.Такого ребёнка и в детском саду нельзя "силком в хоровод" загонять,а требовать от него большей социальной активности в школе тоже бесполезно. Медлительных мальчиков и девочек немало, примерно 21%-23% от общего числа детей. (М.М.Кольцова).К сожалению, при их воспитании взрослые часто впадают в крайности: либо совсем не считаются с особенностями ребёнка и ставят перед ним непосильные по темпу выполнения и нагрузке задачи,травмируя его психику,либо опускают руки ("Что с ним сделаешь,такой уж уродился!"),лишая ребёнка надежды на помощь. Конечно,из "мямлика" сделать "шустрика" невозможно, но помочь ребёнку поверить в себя, дать возможность испытать радость от преодоления трудностей можно.
ИТАК, БУДИМ СОННУЮ ТЕТЕРЮ!!!
ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
-Не сравнивайте медлительного ребёнка с его подвижными сверстниками.
-Без необходимости не торопите ребёнка,лучше научите его следить за часами.
-Старайтесь резко не прерывать игру ребёнка,заранеепредупредите о смене деятельности:" Через 10 минут пойдём гулять".
-Не ругайте ребёнка за медлительность,это только закрепит его мнение о себе как о "копуше". Лучше окажите организующую помощь: например,вместо того чтобы одевать ребёнка, диктуйте ему (дружелюбно ) алгоритм этого процесса.
-Старайтесь как можно чаще играть с ребёнком в подвижные игры.Однако избегайте соревнований и эстафет, поскольку его медлительность может вызвать раздражение у товарищей.
-Придерживайтесь позитивной модели воспитания: подбадривайте ребёнка,подчёркивайте его успехи.
МОТИВАЦИЯ.
Часто родители и воспитатели жалуются, что медлительный ребёнок 3х-4х лет отказывается от какого-то вида деятельности-не любит рисовать или не хочет танцевать,говорит, что у него "ручки устали" или "ножки болят". От медлительных детей можно услышать такие объяснения,оправдывающие нежелания что-то делать: "Всё равно не успею", " У меня не получится" и т.п. Команды "соберись", "мобилизуйся", "делай быстрее" абсолютно бесполезны. Материальная мотивация,т.е. "покупка желания" ребёнка работать не для решения конкретной проблемы, а ради бонуса (что часто делают родители ),конечно, помогает, но только временно, а вред наносит большой.
Для того чтобы медлительный ребёнок стал успешнее, важно,чтобы он сам захотел преодолевать трудности. Надо помочь ребёнку понять, что у него есть проблема, которую он хочет и может решить сам. Для этого необходимо проговаривать вслух любой опыт преодоления трудностей. Если малыш на горку забрался сам- не просто похвалить,а сказать: " Ты захотел на горку, было трудно, но ты смог, старался и сумел! Ты справился!". Если ребёнок научился рисовать круг, который раньше не получался, надо сказать: "Ты захотел научиться, тренировался, и вот какой ровный круг получился. Ты преодолел эту трудность, победил её!". Медлительные дети не обречены на неуспешность. Спокойные и вдумчивые, они достигают значительных успехов, если в детстве получили поддержку внимательных родителей и педагогов.