Консультация для родителей.

Бобова Алевтина Андреевна

 

Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_rechevyh_narusheniy.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чем причина этого явления в наш просвещенный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?
Речевые нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.

Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.

В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению речи?

Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга.

Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых дефектов. Логопедические воздействия (артикуляционная гимнастика; постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и зрительного внимания; фонематического слуха, то есть способности различать звуковые единицы родного языка; совершенствование пальцевой моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта родителей, воспитателей, педагогов в детском саду, в школе и дома. Должны учитываться особенности каждого ребенка, то есть работа по воспитанию правильной речи индивидуальна. Обязательно нужно консультироваться и проводить курсы лечения у врачей - невропатолога и психиатра. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной) речи ребенка, нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации специалиста. Во многих случаях следует настроиться на длительную помощь своему ребенку и не унывать.

Причины речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.

Речевые нарушения разнообразны: от нарушения произношения отдельных звуков (р), (л), (ш, ж, ч, щ), (с-з, ц) и т. д.; нескольких групп звуков - свистящих, шипящих, соноров (р, л) и т. д. (что ведет к непониманию речи говорящего) - до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются отдельными звуками и жестами. Часто встречается такой вид речевого нарушения, как заикание (логоневроз) - от легкой формы до тяжелой, когда, из-за нарушения речевого дыхания, спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате, речь практически невозможна. Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалии), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями - это расщелины нёба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов, зубного ряда. Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, - если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса - он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.


Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь