Игрушки для слепого ребенка.
В статье приводится перечень игрушек для слепых детей и их использование для развития сохранных анализаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_i_ee_rol_v_vospitanii_slepogo_rebenka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка
С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.
Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на одну из сторон развития ребенка: на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. В соответствии с тем, развитию каких функции ребенка способствуют игрушки, их педагогическим назначением, они подразделяются, согласно принятой педагогической классификации Е. А. Флериной, на виды: моторно-спортивные и тренировочные, сюжетно-образные, технические, музыкальные, театральные игрушки, веселые игры-забавы и настольные игры с дидактическими задачами и правилами.
Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (бирюльки, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение -способствовать развитию сюжетной игры ребенка.
Технические игрушки с механическим управлением: экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки призваны демонстрировать физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка, играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.
К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования — строительные наборы, конструкторы и т. д.
Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.
Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.
Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.
Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.
Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.
В исследованиях многих ученых игрушка рассматривается в контексте развивающейся деятельности ребенка. Прежде всего изучалось влияние игрушек на развитие ведущей деятельности ребенка определенного возраста, а также формирующейся внутри нее деятельности, которая станет ведущей на следующем этапе его развития Например, разрабатывая игрушки для детей преддошкольного возраста, в первую очередь, учитывают особенности развития предметной деятельности, ведущей в этом возрасте, а также зарождающейся в ней игровой деятельности, которая будет ведущей в дошкольном возрасте Исходя из этого и программируется игрушка: ее содержание, дидактические возможности, форма, величина, материал и художественное оформление.
На основе сочетания возрастного и деятельного принципов разработана педагогическая классификация игрушек, в которой учитывается не только тема игрушек, но и их свойства (материал, величина, функциональность, художественно-образное решение).
Согласно этой классификации игрушки делятся по материалу (тканевые, деревянные, резиновые, пластмассовые, бумажные); степени готовности (готовые, сборно-разборные, полуфабрикаты и материалы); величине (мелкие, соразмерные и крупно-габаритные); функциональности игрушки с устройствами, создающими эффект света, звука, действия и т. д., с подвижными частями (куклы, машины и т. д.), с атрибутами(съемная одежда, сменные части и т. д . ) . Игрушки могут быть комплексными, представляющими собой наборы на определенную тему для игры одного ребенка или группы детей. По художественно-образному решению игрушки могут быть с изобразительным и неизобразительным образом. Индивидуальный образ имеют игрушки, передающие различные особенности персонажа, его характер.
Неизобразительный художественный образ игрушки может быть функциональным и конструктивным. К игрушкам с функциональным образом относятся, например, погремушки, а с конструктивным - строительные наборы, универсальные конструкторы и т. д.
Предложенная классификация помогает подобрать для детей каждого возрастного периода определенный набор игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.
Так, для детей всех возрастных групп необходимы дидактические и музыкальные игрушки. В младенческом возрасте дети играют игрушками-забавами, сюжетно-образными и моторно-спортивными игрушками. Возраст от полутора до двух лет характерезуется сюжетно-отобразительной игровой деятельностью, в процессе которой ребенок воспроизводит действия, наблюдаемые им в реальной жизни. Среди его игрушек появляются первые технические, празднично-карнавальные игрушки. И, наконец, в два-три года, с появлением сюжетно-ролевой игры, дети начинают играть с театральными игрушками.
При подборе игрушек необходимо соблюдать возрастной и деятельный принципы, а также учитывать величину игрушек. Мелкие игрушки нужны детям в любом возрасте. В начале это погремушки, шарики, колечки, затем фигурки, машинки и т. д. Основное значение для детей второго года жизни, активно осваивающих пространство, приобретают соразмерные игрушки. Крупногабаритные игрушки, важные для общего физического развития ребенка, могут быть включены в его игру только к концу третьего года жизни с появлением сюжетно-ролевой игры. Дети старшего дошкольного возраста любят играть как с маленькими, так и с большими игрушками. Также подбираются игрушки и по другим параметрам (художественно-образному решению, функциональности, материалу, степени готовности).
Психическое развитие слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полной развития также необходимо возникновение и развитие игровой деятельности.
Отсутствие зрения прежде всего отрицательно сказывается на развитии движений ребенка и его ориентировки в пространстве, на формировании предметных действий, развитии тактильного восприятия и создании адекватных представлений об окружающем мире.
В младенческом возрасте у слепого ребенка позже развиваются хватательные движения, он позже начинает самостоятельно садиться, ходить.
До четырех месяцем отставание в поведении слепого ребенка по сравнению со зрячим явно не проявляется. Именно с этого возраста ведущее значение в развитии движений ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают четко регулироваться деятельностью зрительного анализатора. До этого времени, в возрасте двух-трех месяцев, возникают первые ощупывающие движения рук ребенка. Впервые они возникают, когда руки ребенка случайно касаются предмета или собственного тела, и часто протекают вне зрительной регуляции. С третьего месяца жизни ребенок начинает активно ощупывать к захватывать попадающиеся под руку предметы. Эти движения рук образуются на основе установления связей между тактильным и кинестетическим (двигательным) анализатором.
В конце второго — начале третьего месяца впервые образуется «связь между кинестетическим и зрительным анализатором: ребенок придает руке такое положение, чтобы ее можно было фиксировать взором».
Целенаправленные хватательные движения зрячего ребенка начинают формироваться напятом-шестом месяце жизни и с самого начала осуществляются под контролем зрения. Так, у четырехмесячных нормально видящих детей при действии с предметами, в том числе с игрушками, преобладают ориентировочные реакции зрительного типа, направленные в основном на руку, удерживающую предмет, на сочленение руки и предмета. У десятимесячного зрячего ребенка наблюдается активное зрительное и тактильное обследование всех деталей предмета, выраженное в его ощупывании, поглаживании при участии всех пальцев руки.
У ребенка, лишенного возможности контролировать свои движения с помощью зрения, затягивается процесс формирования хватательных движений, а также тактильного обследования предметов и манипуляций с ними. В то время, как зрячий ребенок уже в три-четыре месяца начинаем обращать внимание на свои руки, играет с ними, слепой малыш и в семь-восемь месяцев не обращает внимания на свои руки.
Ограничение информации, поступающей к слепому ребенку из окружающего мира и отсутствие возможности контролировать и планировать свои движения с помощью зрения приводят не только к более позднему развитию моторики и тактильного восприятия, но и к объединению предметных действий. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии игровой деятельности слепого ребенка. Игра слепых детей дошкольного возраста, не имеющих жизненного опыта зрячих детей и достаточно широкого контакта со сверстниками, беднее по содержанию и малочисленна предметными действиями.
Без специального обучения игре слепой ребенок останавливается на стадии манипулятивных действий с игрушкой, часто принимающих стереотипный характер. В то же время упорная, целенаправленная работа по развитию игровой деятельности слепых дошкольников может привести к появлению у них ролевых коллективных игр.
Немаловажная роль в этой работе принадлежит игрушке, которая признана стимулировать развитие игровой деятельности слепого ребенка, способствовать формированию его чувственного опыта.
Для слепого ребенка игрушка является не вспомогательным, как для зрячего, а основным и даже единственным (в совокупности со словесным описанием) средством познания того или иного предмета.
С помощью игрушки он знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему недоступны. Игрушка способствует развитию предметных действий слепого ребенка, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка, Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют, тактильное обследование развивают слух и остаточное зрение ребенка.
Игровые ситуации, созданные взрослым, способствуют развитию отношений незрячего ребенка со сверстниками, расширяют его информацию об окружающем мире. Так, например, зрячий ребенок узнает о деятельности водителя автомобиля из различных источников: из рассказов взрослых, иллюстраций книг, из собственных наблюдений. Слепой ребенок может получить ту же информацию лишь из рассказов взрослых и из организованной взрослыми игры с транспортными игрушками.
Таким образом, игрушка — действенное средство в коррекции недостатков развития.Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.
Как уже отмечалось, игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того, чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы. Однако игрушка для слепого ребенка — это не модель того или иного предмета, не его уменьшенная копия.
Для слепого ребенка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Слепым детям, у которых еще недостаточно сформированы осязательные приемы обследования предметов, трудно создать целостный образ большой игрушки (30—50 см) и выделить детали маленькой (2 — 7 см). Поэтому оптимальны для них игрушки средней величины (9—30 см).
Желательно, чтобы материал, из которого изготавливаются игрушки, по своим осязательным свойствам был сходен с материалом натуральных предметов и, в то же время, приятен для осязания. Следует учитывать, что слепой ребенок чаще, чем зрячий, бросает игрушку, нажимает на нее. По возможности игрушка должна быть разборной с подвижными деталями и частями. Такая игрушки представляет для ребенка игровую ценность, вызывает интерес. Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличение, игрушки должны быть ярко окрашены.
Слепые дети, манипулируя с игрушкой или обследуя ее, часто берут ее в рот. Поэтому игрушка должна хорошо мыться.
Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребенка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.
Слепые дети дошкольного возраста отличаются друг от друга по умственному развитию, умению ориентироваться в пространстве, развитию игровой деятельности. Развитие одного слепого ребенка по отдельным параметрам может приближаться к развитию зрячего ребенка, в то время как у другого его сверстника наблюдается значительное отставание по тем же параметрам развития (отсутствие игровой деятельности с игрушками, отставание в развитии фразовой речи, слабое развитие моторики и т. д.). Поэтому к игрушкам, предназначенным для слепых детей каждой возрастной группы, должны предъявляться особые требования.
Комментарии
Полезная информация
Полезная информация
Игрушки для слепого ребенка.
Спасибо. Приятно, что информация оказалась полезной. В продолжении темы прочитайте в моем блоге статью "Как научить слепого ребенка играть". Правда,данная технология "работает" на слепых детях с сохранным интеллектом. Если же имеются серьезные органические поражения головного мозга , то процесс может занять несколько лет и остаться на стадии манипулирования или, в лучшем случае, предметных действий.