Организация работы с детьми и социального партнёства с семьёй по теме Воспитание у детей почтительного отношения к хлебу, уважения к людям труженникам в системе социокультурных ценностей

Жукова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

  1. Беседа  «Зёрнышко».

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: уточнить знания детей о зернах злаков ржи и пшеницы; дать знания – зерна злаков – древнейшая пища человека, они содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины; формировать умение различать зерна ржи и пшеницы.

Мышка – норушка (игрушка театра би – ба - бо) приносит зернышко ржи в мешочке.

М.: - Здравствуйте, ребятишки! Что я нашла! Кто узнает? Что в мешочке лежит?

Дети на ощупь отгадывают, говорят «признаки»: твердый, маленький, остренький и т.д.

Д.: - Зернышко.

М.: - Как вы думаете, где я его нашла?

М.: - Вот здесь у меня еще одно зернышко.

В.: - Кто знает, с каких растений эти зерна?

Д.: - Со ржи, пшеницы.

В.: - Значит, как их можно назвать? Одно из них какое?

Д.: - Ржаное зернышко.

В.: - Скажем хором – ржаное зернышко.

Д.: - Ржаное зернышко.

В.: - А это?

Д.: - Пшеничное зернышко.

В.: - Скажем дружно – пшеничное зернышко.

М.: - Я каждому из вас дам по зернышку – и ржаное, и пшеничное.

В.: - Спасибо, Мышка – норушка. Ребята, потрогаем эти зернышки. Какие они на ощупь?

В.: - Сравним зернышки. Чем они отличаются?

Д.: - Зерно ржи продолговатое, заостренное. Зерно пшеницы потолще, оно округлое.

В.: - Рожь и пшеница, в которых вырастают эти зернышки – это злаки. Так называют эти растения. Зерна злаков – древнейшая пища человека. Они содержат полезные для человека вещества – углеводы, растительные жиры, витамины. Почему нужны человеку углеводы, растительные жиры, витамины? Все это нужно для здоровья человека. Поблагодарим Мышку – норушку за зернышки.

М.: - Вот интересно, чем будут эти зернышки? Я побегу, ребята. До свиданья.

В.: - Мышке – норушке интересно, чем будут эти зернышки? Что из них вырастет? Подумайте, ребята, над этим вопросом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

  1. Беседа  «Колосок».

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: уточнить знания детей о ржаном, пшеничном колосе; продолжать формировать умение составлять описательный рассказ; содействовать развитию стремления к познанию.

Петушок (игрушка театра би – ба – бо) «входит» в группу с колоском.

П.: - Ку – ка – ре – ку! Здравствуйте, ребята! Смотрите, что я нашел! Знаете, что это?

Д.: - Колосок.

Петушок дает колосок.

В.: - Спасибо, Петушок.

Дети с воспитателем рассматривают, обследуют колосок.

В.: - Сам колосок на чем держится?

Д.: - На стебле.

В.: - Какой стебель?

Д.: - Плотный, полый, желтый, гладкий.

В.: - Что стебель удерживает?

Д.: - Сам колос.

В.: - Что в колоске?

Д.: - Зерна.

В.: - Вот они, зернышки. Кто нам их принес? Помните?

Д.: - Мышка – норушка.

В.: - Вынем зернышко из колоска. Внимательно посмотрим на зернышко. Петушок послушает нас. Чем оно покрыто?

В.: - Да, зерно окружено довольно твердой оболочкой. Для чего нужна такая оболочка?

Д.: - Оболочка защищает зерно от высыхания.

Появляется Колобок с колоском на ширме.

К.: - Здравствуйте, ребята! У меня тоже есть колосок! Хотите посмотреть!

В.: - Положим эти колоски рядом. Посмотрим внимательно. Они одинаковые? Что общего? Чем отличаются колоски?

В.: - Назовем эти колоски. Кто знает?

Д.: - Пшеничный колос. Ржаной колос.

К.: - Как вы думаете, ребята, из какого колоска взяла бабушка зернышки, чтобы испечь меня?

Д.: - Из ржаного колоска.

К.: - А почему, как вы думаете? Вы, ребята, думайте. А мне пора катиться дальше. До свидания!

П.: - И мне пора. Только вот думаю, как же выросли такие колоски? Стихотворение хочу почитать:

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Тяжело ему устоять предстали

Тяжкий колос удержать.

В.: - Вот какие вопросы, ребята, предстали перед нами. Колобок о чем спросил нас?

В.: - А Петушок над каким вопросом задумался? Будем искать ответы. Согласны?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Беседа  «Великий  день пахать пора. Вышли  в поле трактора!» (вести с поля).

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: расширить знания детей о пахоте земли как одном из этапов выращивания хлеба; воспитывать уважение к труду тракториста; дать знания об обычаях русского народа перед началом полевых работ.

Мышка – норушка снова встречается с ребятами.

М.: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Д.: - Здравствуй, Мышка – норушка!

М.: - Что я видела, ребята! Идет по полю конь. А конь – то стальной. Рычит. Его не гонят кнутом. Овсом не кормят. А кормят бензином. Что это за конь такой?

Д.: - Трактор.

В.: - Мышка – норушка, вот такого коня ты видела в поле? (показ картинки, игрушки).

М.: - Да, да, да.

В.: - Расскажем Мышке, что мы знаем о тракторе в поле. Зачем трактор в поле?

Д.: - Чтобы пахать.

В.: - Чем он вспахивает землю?

Д.: - Плугами.

В.: - Какой станет земля, когда ее вспашут?

Д.: - Мягкой, рыхлой.

В.: - Кто из вас знает, что еще нужно для того, чтобы земля стала еще более рыхлой, пышной, хорошо дышала?

Д.: - Надо землю взборонить.

Снег растаял в поле чистом

Стынет талая вода –

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

М.: - Молодцы! Много знаете! Вот это все, о чем вы мне сейчас рассказали, я и увидела на поле. И что – то еще видела. Об этом расскажу в следующий раз. А пока до свидания. До скорой встречи, ребята!

Д.: - До свидания, Мышка – норушка!

В.: - Ребята, а кто управляет трактором?

Д.: - Тракторист.

В.: - Тяжелая работа у трактористов. Они встают очень - очень рано, заводят трактора и едут пахать на поля.

Стихотворение про трактористов.

В.: - Дети, как вы думаете, кто помогал русскому крестьянину пахать землю, когда тракторов еще не было?

Д.: - Лошадь, был один плуг.

Воспитатель показывает иллюстрации.

В.: - Ребята, я хочу вам рассказать об обычае русских крестьян перед началом полевых работ. Хотите узнать?

Д.: - Да. Хотим.

В.: - Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, шли в поле, кланялись в пояс земле – матушке, просили о богатом урожае. В храмах служили молебен и обходили поля с иконами и зажженными свечами. А еще молились Святому Николаю – Чудотворцу (показ иконы). Этот святой почитался в народе покровителем землепашца.

Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Теплых дождей

Ты для нас не жалей,

Землю – матушку полей!

Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась.

Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Беседа  «Положил в землю человек зерно»

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: содействовать уточнению, расширению знаний о посеве зерна, о времени сева; познакомить с обычаями русского народа перед началом посевной; дать знания о том, как сеяли на Руси в старину; развивать интерес к познанию нового.

Появляется Мышка – норушка.

М.: - Здравствуйте, ребятишки!

Д.: - Здравствуй, Мышка – норушка!

М.: - Что я видела, ребята! Столько зерна в поле! Все поле в зернах! Но они землей прикрыты. Что это было? Как вы думаете?

Д.: - Сев зерна.

М.: - А знаете ли вы, как происходит сев зерна?

Д.: - Да.

М.: - Какая машина по полю идет?

Д.: - Трактор.

М.: - Как же зерно сеялось?

Д.: - Из сеялки.

М.: - Да, вы правы. К трактору прикрепляют сеялку.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

М.: - Я сегодня тороплюсь, ребята. Вы беседуйте, а воспитателю для вас вот вопросик передам (передает вопрос, записанный на листе бумаги). А я побегу.

В.: - Спасибо, Мышка – норушка. Твой вопрос обязательно прочитаем и постараемся найти на него ответ.

М.: - До свиданья.

Д.: - До свиданья, Мышка – норушка.

В.: - До свиданья.

В.: - В сеялке есть ящички – бункера, в которых помещается зерно. Зернышки высеваются в бороздки на определенном расстоянии. И есть в сеялке устройства, которые засыпают бороздки с зерном землей. За всем этим следит и управляет сеялкой человек. Ребята, есть пословица о севе. «Что посеешь – то и пожнешь», - так говорили на Руси. И еще есть такая поговорка: «Кто весной не сеет, тот осенью пожалеет». Ребята, как вы ее понимаете?

В.: - Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать». Как вы объясните эту поговорку?

В.: - Когда же сев начинать? Хотите знать? К вспаханной борозде, земле в старину прикасались раскрытыми ладонями. Примечали, если от нее исходит холод, то можно сеять, как вы думаете?

Д.: - Нет.

В.: - Нет. Сеять рано, земля еще холодная, не прогрелась. А если от борозды веет теплом, то …

Д.: - Можно сеять.

В.: - Дети, в старину, как мы уже говорили ранее, трактора с сеялкой не было. Каким же образом засевали в старину зерно? Этот вопрос будет для вас домашним заданием. Хорошо?

Д.: - Да.

В.: - Ребята,  Максим с бабушкой приготовили для вас стихотворение «На пашне» Т.А. Шорыгиной. Слушаем внимательно.

Д.: - Словно в русской бане

Парится земля,

Теплыми клубами

Пар обвил поля.

Ветер ветви клонит

К голубой воде.

Приложи ладони

К свежей борозде.

Коль земля «поспела»,

То теплом обдаст,

И готов для сева

Свежий влажный пласт.

В.: - Это весной. А еще есть другое время года для посева? Знаете ли вы?

Д.: - Осень.

В.: - Осенью сеют зернышки ржи. Так как их сеют под зиму, то и называют такие растения «озимые». Скажем хором «озимые».

Д.: - Озимые.

В.: - Выращивают озимые там, где зима не суровая, как говорят, мягкая. В нашем районе тоже выращивают озимые. Ребята, как вы думаете, что защищает озимые от морозов?

Д.: - Снег.

В.: - Ребята, знаете ли вы пословицу? («Много снега – много хлеба»). Теперь пора прочитать вопрос Мышки: «Какого цвета поле будет после сева?». Предлагаю подумать над этим вопросом дома.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Беседа  «Созревай же колос к колосу – сладкий хлеб моей земли!».

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: содействовать уточнению знаний у детей о росте, развитии злаковых растений – ржи, пшеницы; обеспечивать развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

В.: - Ребята, кто из вас может рассказать, как сеяли зерно в старые времена, когда не было тракторов, сеялок (домашнее задание).

Рассказы детей. Показ картинок с изображением сева вручную.

В.: - Сегодня, ребята, я приготовила для вас звуковое письмо – загадку.

Прослушивание аудиозаписи звукового письма.

В.: - Ребята, догадались, о ком идет речь? Кто к вам обращается?

Воспитатель показывает таблицу «Сев».

Д.: - Зернышко.

В.: - Да, это зернышко. Мы с вами беседовали о севе зерна и Мышка – норушка оставила вопрос: «Какого цвета поле будет?». Давайте попробуем ответить на ее вопрос.

Д.: - Сначала поле будет зеленого цвета.

В.: - Да, зерна прорастут и появятся молодые зеленые ростки, как травинки. Чтобы эти ростки поднимались, росли, надо … Какие условия необходимы.

Д.: - Нужна вода. Чтобы дождик полил всходы. Тепло. Чтобы светило солнышко.

В.: - Правильно, дети. Хочется сказать такие слова:

Вырастай, пшеница

Наливайся, рожь,

И стеной высокой

Поднимайтесь сплошь!

Д.: - Да, когда взойдет, прорастет рожь, поле станет зеленого цвета.

Показ иллюстрации с изображением зеленого поля.

В.: - Ребята, а каким поле станет потом?

Д.: - Спелым, золотым.

В.: - Какого цвета спелый колос?

Д.: - Желтого цвета.

В.: - Золотой, говорят в народе. И какого цвета будет поле?

Д.: - Желтое, золотое.

В.: - Колхозники и летом трудятся на полях, где растет рожь, пшеница..  Моя тетя работала в колхозе. Она рассказывала мне, как они ходили по полям, проверяли колоски, нет ли больных. И если встречались больные колоски с черными зернышками, их срывали. Помогали им и летчики на самолетах. Вот как писал об их труде поэт В. Степанов:

Чтобы всходы были крепче

Не напала злая тля

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

В.: - Люди должны все лето трудиться:

Чтоб поднялся колос спелый

Полный зерен, золотой

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру густой струной.

В.: - Вот таким должен быть спелый колос (показывает иллюстрацию).

В.: - Ребята, а вы сами хотите посеять зернышки ржи, пшеницы. Увидеть, как они прорастают?

Д.: - Да. Хотим.

В.: - Тогда и вас ждет и трудовая деятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Беседа  «Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай».

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель:  способствовать уточнению  и формированию знаний у детей об уборке урожая ржи, пшеницы – о жатве, о старинных способах уборки урожая; побудить чувство уважительного отношения к труду людей.

Ход:

Появляется Мышка – норушка.

М.: - Здравствуйте, ребята!

Д.: - Здравствуй, Мышка – норушка!

М.: - Ребята, хотите узнать, что я видела на поле?

Д.: - Да. Хотим.

М.: - Ох и машинища! Идет, колоски сечет. Из трубы зерно течет…

В.: - Догадались, что за машина такая на поле? Сечет, значит, срезает.

Д.: - Комбайн (показ картинки).

В.: - Спасибо, Мышка, за вести с поля. Значит, началась уборка с поля ржи, пшеницы, этих дорогих ценных злаков. Помните, нам Петушок приносил колоски?

М.: - Знаете ли вы, ребята, как называют эту уборку в поле?

М.: - Жатва.

В.: - От какого слова образовалось слово «жатва»?

Д.: - От слова «жать».

Чтение ребенком стихотворения «Жатва» (Т.А. Шорыгина).

Р.: - В знатную погоду

Жатва началась

Дорог хлеборобу

Нынче каждый час!

М.: - Ребята, когда же надо жатву начинать?

Д.: - Когда поспеют колоски, когда созреют зернышки.

В.: - И поднимется рожь спелым колосом

        Над полями

        Влагой наполненными.

М.: - Ребята, мне пора бежать. Интересно посмотреть, понаблюдать, что дальше будет. А вам я вопросик оставлю. Попробуйте на него ответить.

В.: - Хорошо, Мышка – норушка. До свидания. Спасибо за вопрос. Попробуем на него ответ найти.

В.: - А мы вернемся к комбайну. «Комбайн» - по – английски соединение. Значит, в нем несколько таких приспособлений есть, которые выполняют разную работу, разные функции. Какую же работу выполняет комбайн? Комбайн скашивает, срезает колоски, длинные стебли ржи, пшеницы. В комбайне есть молотилка. Колоски с зерном в молотилке обмолачиваются. Что значит обмолачиваются?

В.: - Да, зернышки из колоска при обмолачивании выпадают. Вверху у комбайна – бункер. Скажем хором – бункер.

Д.: - Бункер.

В.: - В бункере зерно накапливается. А помните, ребята, что Мышка сказала про зерно. Оно течет, как будто. А откуда?

Д.: - Из трубы.

В.: - Эта труба у комбайна называется рукав. Посмотрите внимательно. Вот этот рукав у комбайна (показ иллюстрации). Куда зерно ссыпается из рукава?

Д.: - В кузов грузовой машины.

В.: - Сзади у комбайна копнитель, от слов копится. В копнитель идет солома (стебли). Там она прессуется, уплотняется, а потом выбрасывается. Вот сколько дел выполняет комбайн. Чудо – машина!

Стихотворение о комбайне.

В.: - Теперь посмотрим, как он работает в поле.

Показ слайда.

В.: - Вот оно поле. Ребята, какое оно?

Д.: - Желтое, золотое, огромное, просторное.

В.: - А вот и комбайны выходят в поле. Посмотрите, как они работают. Идут, как корабли.

Показ видео.

Проведение физкультминутки «Колоски».

В.: - Дети, давайте мы представим, что мы колоски в поле и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски».

По весне поле вспахали (дети делают скользящие движения ладоней друг о друга).

Зерном поле засевали (отводят руку в сторону, «сеют»)

Солнце припекало (перекрещивают ладони, раздвигают пальцы, поднимают руки – «солнце»)

Землю согревало (опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу).

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, поднимают руки)

А как дождичек идет (медленно опускают руки)

Рожь водицу пьет и пьет (складывают ладони чашечкой и подносят ко рту – «пьют»)

Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты)

До чего ж красива!

В.: - Ребята, посмотрите, в руке у меня вот такой предмет. Что это?

Д.: - Серп.

В.: - Кто из вас знает, что им делают?

Д.: - Что – то срезают.

В.: - Да, он острый и им срезают растения. Вот таким серпом и срезали, жали спелую рожь, пшеницу, когда не было комбайнов. Захватывали одной рукой сразу несколько колосьев и серпом сжинали. И косой косили. А чем обмолачивали? Обмолачивали цепами (показ иллюстрации). Все делали вручную, без техники. Вот такой тяжелой была работа крестьян по уборке созревшей ржи, пшеницы. А жатву называли еще и страдой. Скажем дружно: «страда».

Р.: - Был завет старинный –

Срезав хлеб серпом,

Первый, именинный

Сноп вносился в дом.

Верили, что сила

Зерен золотых

Многих исцелила

Слабых и больных.

В.: - И сейчас, ребята, работа комбайнеров на комбайнах тоже нелегкая. Надо вовремя убрать урожай,  пока стоит хорошая сухая погода. Чтобы его не пролили дожди. И трудятся они с самого раннего утра и до позднего вечера. Уборка урожая ржи, пшеницы – это самая горячая пора. В колхозах в это время вывешиваются плакаты «Уберем хлеб без потерь и в самые короткие сроки».

В.: - А нас ждет вопрос, который оставила Мышка – норушка: «Что будет с зерном, которое собрал комбайн и увезли машины?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Беседа  «Об элеваторе».

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель:

  • Уточнить представления детей об элеваторе;
  • Дать детям знания о работе на току в колхозе;
  • Продолжать воспитывать уважение к тяжелому труду работников колхоза, понимание необходимости сберечь собранное зерно.

Ход.

В группу детям пришла записка с вопросом от Мышки-норунки.

Воспитатель (зачитывает записку с  вопросом): «Ребятишки, а куда зерно с полей везут?»

Воспитатель: Ребята, кому из вас известно, что такое элеватор?

Показ слайда.

Воспитатель: Это специальное помещение для хранения зерна. Там оно не только просто хранится…. Что делают с зерном в элеваторе?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь зерно очищают, его проветривают, просушивают. Зерно, убранное комбайном, содержит кусочки соломы, комочки земли. В них содержится влага. А если есть влага, то, что случится с зерном?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, оно станет влажным и может сгнить. И тогда пропадёт труд людей, которые трудились по выращиванию будущего хлеба – ржи, пшеницы. Вспомните, пожалуйста, кто вложил свой труд в выращивание хлеба.

Дети: агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы.

Воспитатель: Сначала очищают зерно от всяких примесей (земли, кусочков соломы). Это делают в самом колхозе, в таком месте, которое называется ТОК. Здесь зерно просушивается. Мы с Татьяной Анатольевной, когда были молодыми, работали на току, просушивали зерно. Вот так мы работали. В руках у нас были деревянные лопаты (показ картины), и этими лопатами мы переворачивали зерно, ссыпанное в вот такие кучи.  Труд тяжелый, здесь очень пыльно. Так и трудятся в колхозе труженики – хлеборобы, чтобы сберечь зерно. (Показ фото). Вот фотография, на которой Татьяна Анатольевна отдыхает в перерыве между работой на току.

После тока далее куда зерно везут?

Дети: на элеватор

Воспитатель: Итак, что с зерном здесь происходит?

Дети: Зерно проветривается, просушивается, хранится.

Воспитатель: А какой далее путь у зерна, мы с вами поговорим и узнаем потом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

  1. Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«Мука и ее свойства »

(образовательная область «Познание»)

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

  1. г. Заволжье

Цель: Расширять знания детей о муке.

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с зерновыми культурами, получением из них муки. Уметь называть свойства муки. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.

Материал к занятию: мешочки с мукой, песком крахмалом, стаканчики с пшеничной и ржаной мукой, зерна ржаные и пшеничные. Иллюстрации мельницы и хлебозавода, ступы, кофемолка.

 

Предварительная работа: чтение рассказа А.Мусатова «Как к нам хлеб пришел?», рассматривание картин, иллюстраций по теме.

Ход НОД.

Воспитатель. Дети, знаете ли вы, из чего пекут хлеб?

Дети. Хлеб пекут из муки.

Воспитатель. А из чего получают муку?

Дети. Муку получают из злаков зерен.

Воспитатель. Посмотрите сколько у меня зерен злаков, они разные. Хотите узнать, чем они отличаются? (Раздает детям зерна, лупы).

Дети. Зерна пшеницы овальной формы, твердые, а зерна ржи – удлиненные.

Воспитатель. Какую муку получают из пшеницы? (Ответы детей)

А какую муку получают  их ржи?

Сегодня я вам приготовила мешочки с разными сыпучими продуктами. Определите на ощупь, в каком мешочке находится мука, в каком песок, а в каком крахмал? (Дети выполняют задание).

Что можно сказать про муку? Какая она на ощупь?

Дети. Мука без кристалликов, без хруста, рассыпчатая, как порошок.

Воспитатель. А теперь возьмите 2 стаканчика с мукой и определите, где мука пшеничная, а где ржаная.

 

Дети. Пшеничная мука – белая, ржаная – темная.

Воспитатель. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржаной – ржаной.

Сегодня мы с вами попытаемся сделать муку в ступе, так ее раньше, в старину, делали люди.  (Проводится опыт приготовления муки в ступе).

Трудно толочь муку в ступе и долго. А хотите попробовать смолоть зерна в кофемолке?  Получилось намного быстрее, но муки получилось совсем мало.

Для того чтобы можно было много намолоть муки, люди придумали мельницу. (Выставляется иллюстрация мельницы).

Труженица – мельница встала у руки.

Намели нам мельница зерен из муки.

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит, и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьем

С медом и корицей коврижки испечем!

Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Представьте себе, что вы зернышки. Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы. (Сжатые ладошки потянулись вверх, дети потихоньку поднимаются). И вот уже два листика тянутся к солнцу. ( Ладони раскрыты, запястья сомкнуты). А стебельки все тянутся и тянутся к солнышку, и вот выросли хлебные колоски.

Воспитатель. Вот сделали на мельнице муку. А как называется человек, который работает на мельнице?

Дети. Мукомол.

Воспитатель. А что же дальше делают с мукой? (Выставляются иллюстрации).

 Дети.  Везут на хлебозавод, в пекарню. Пекари делают из муки тесто.

Воспитатель.

На большом хлебозаводе

Станет тестом та мука.

Хлебу путь теперь недолгий

Вот он в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал – пришел.

Игра «Цепочка слов» (с мячом)

Откуда к нам хлеб пришел? (из магазина)

А в магазин, откуда попал? (из пекарни)

Из чего пекут хлеб? (из муки)

Из чего мука?  (из зерна)

Откуда зерно? (из колоска)

Откуда колос? (вырос в поле)

Воспитатель.

Поскорей накрывай

Стол скатеркой чистой.

Перед нами каравай

С корочкой душистой.

Дети и взрослые угощаются свежеиспеченным хлебом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

  1. Конспект непосредственно – образовательной деятельности

« Витамины всем нужны ».

(образовательная область «Коммуникация»)

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

  1. г. Заволжье
  1. Цель: уточнить знания детей о витаминах.
  2. Задачи:
  3. - расширять знания о значении хлеба в питании, жизни человека;
  4. - формировать у детей потребность в употреблении хлеба, как ценного продукта;
  5. - развивать словарь определений (прилагательных);
  6. -  создавать условия для познавательного развития;
  7. -  воспитывать ценностное отношение к хлебу.

Оборудование:

  • Сундучок Доктора, в нём:

-баночка с кусочками ржаного хлеба

-баночка с обычными витаминами

-хлеб круглый ржано-пшеничный («витаминка»)

-пинцет

  • Слайды с изображением здорового ребёнка из «Страны здоровья» и с изображением слабого нездорового, бледного, бледного ребёнка
  • Модели-квадраты разного цвета, обозначающие жиры. Белки, углеводы, растительную клетчатку
  • Костюм Доктора (на халате разноцветные круглой формы изображения витаминов, на шапочке – небольшие разноцветные кружочки, тоже обозначающие витамины)

Предварительная работа:

  • Беседа о зернышке
  • Беседа о колосках
  • Беседа о севе
  • Беседа о жатве
  • НОД  «Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу» (о хлебе)
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение произведений
  • Разучивание физкультминутки

  1. Ход НОД.
  2. Раздается стук в дверь. Приходит доктор Витаминкин.

Воспитатель и дети. Добро пожаловать, доктор Айболит.

Доктор. Здравствуйте! Здравствуйте! Но я не доктор Айболит. Я – доктор Витаминкин!

Воспитатель. Мы рады с вами познакомиться. Дети, а почему, как вы думаете, он доктор Витаминкин?

 Дети. Он заботится о здоровье. Много знает о витаминах.

Доктор. Да, правильно. Важно болезни предупредить, быть крепкими, здоровыми. А для этого надо хорошо и правильно питаться. В организме должны быть витамины. А кто из вас знает, что такое витамины? (Ответы детей)

Доктор. Дети, а знаете ли вы, как поступают витамины в организм? С чем они поступают?

Дети. С пищей, с продуктами питания.

Доктор. Молодцы! Знаете.

Воспитатель. Уважаемый доктор, тебя наши дети могут порадовать частушками о витаминах. ( Дети исполняют частушки)

Доктор. А если в организме у витаминов не хватает или их недостаточно, что происходит с человеком? (Ответы детей)

Доктор. Когда витаминов недостаточно, организм слабеет, человек быстро устает и выглядит больным. Вот так. (Показ иллюстраций с лицом человека)  

А вот это – фотография здоровячка, маленького жителя из моей страны здоровья. Как он выглядит?  (Ответы детей)

Проводится физкультминутка.

Доктор. Сегодня у меня, дорогие дети, вот такие необычные витамины (показывает кусочки нарезанного ржаного хлеба). Кто узнал, что это за витамины?

Воспитатель. Почему доктор принес такие необычные витамины?

Дети. Чтобы мы были здоровыми, сильными.

Доктор. Да, да, да! В хлебе содержится витамин В (показ иллюстрации). Для организма человека хлеб имеет огромное значение. Хлеб содержит много разных необходимых для жизни человека пищевых веществ.

Воспитатель. Что это за пищевые вещества? Вам, ребята, про это интересно узнать?

Доктор. Необходимые, очень нужные вещества содержатся в хлебе. Это: белки, жиры, углеводы, пищевые волокна. О них вы подробно узнаете в школе.

Воспитатель. Не зря говорят: «Хлеб – батюшка – кормилец». «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно». Когда мы едим хлеб?

Дети. На завтрак, на обед, на полдник, на ужин.

Воспитатель. Хлеб никогда не приедается, то есть не надоедает. Все предается, а хлеб никогда. А почему?

Доктор. У меня есть знакомый ученый, который работает в институте Питания. Сейчас я ему позвоню и он, я думаю, ответит на ваш вопрос.

Показ видео с ученым.

Воспитатель. Спасибо вам за такую ценную информацию. В одной книге я нашла прекрасное стихотворение.

Важней чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон душистый, каравай –

Все, что угодно выбирай.

Доктор. Пришло время угостить вас, дети, эти витаминами.

Воспитатель. Дети, какие же слова мы должны сказать о хлебе, чтобы подчеркнуть его пользу в жизни человека.

Дети. Ценный, полезный, важный, питательный, необходимый, нужный.

Доктор. Особенно полезен хлеб ржаной (выставляет буханку ржаного хлеба).

 Будьте здоровы! Бодры! До свиданья!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

Досуг  «Без печки холодно, без хлеба голодно»

(в Русской избе в гостях у Хозяюшки)

Провела: воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

г. Заволжье

Цель: содействовать продуктивной деятельности детей по приготовлению хлебобулочных изделий.

Ход.

1.Хозяюшка встречает детей в «русской избе»

2.Предлагает детям напечь колобушек из теста (тесто готово)

3.Спрашивает детей, как приготовлено тесто.

4.Вместе с детьми уточняет последовательность процесса изготовления колобушек.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Творческая продуктивная деятельность детей по изготовлению своих хлебобулочных изделий из остатков теста

7.Хозяюшка собирает изделия на противень и сажает в печь.

8.Дети уходят в группу, хозяюшка обещает принести детям испечённые колобушки в группу.

9.В группе дети угощаются колобушками с молоком.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №45»

КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ НОД

НА ТЕМУ:

«ТОГДА И ЧЁРСТВОМУ КУСОЧКУ ХЛЕБА

НЕ ПРОСТО РАД БЫЛ –

НЕ БЫЛО ЦЕНЫ»

Провела

воспитатель группы

компенсирующей направленности

Жукова Татьяна Александровна

г. Заволжье

Цель: довести до сознания детей, что хлеб достоин уважения, бережного к нему отношения.

Задачи:

  1. Дать детям знания о тяжелом положении с хлебом в страшные годы войны.
  2. Расширять представление детей  о значении хлеба.
  3. Продолжать формировать у детей понятие о хлебе, как символе благополучия и достатка.
  4. Вызвать эмоциональный отклик у детей, сопереживание при восприятии рассказов.

Оборудование:

  • 2 тарелки с кусочком хлеба и целой буханкой,
  • Слайды о блокадном Ленинграде,
  • Слайд  «Мама о хлебе»,
  • Книги с произведениями  «Цветок хлеба», автор Ю Я Яковлев, «Отцовское поле», автор В.Куприн, «Как хлеб на стол пришёл»
  • Аудиозапись песни «Колосок».

Предварительная работа:

  • Беседа о зерне
  • Беседа о колосках
  • Беседа о севе
  • Беседа о жатве
  • Встреча- беседа  с хозяюшкой в русской избе
  • НОД «Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу» (о хлебе)
  • НОД «В нём здоровье наше, сила» (встреча с доктором Витаминкиным)
  • Разучивание песни «Колосок»
  • Экскурсия на хлебозавод
  • Экскурсия на кухню
  • Целевая прогулка в магазин
  • Продуктивная деятельность детей
  • Опытно-эксперементальная деятельность (посев зёрен ржи и пшеницы)

Ход.

На столе на 2- тарелочках лежат:

  • Маленький кусочек хлеба, такой, какой выдавали в блокадном Ленинграде
  • Целая буханка

Воспитатель: Ребята, сегодня на столе снова лежит хлеб. Что вы можете сказать про этот хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель: Если говорить о величине хлеба, то он одинаковый?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, слева от меня кусочек хлеба небольшой, маленький. Я сегодня положила его не просто так.  Хотите знать, почему? Тогда слушаем очень внимательно. Вот столько (берёт хлеб в ладони) выдавали хлебушка в день на целые сутки человеку во время войны в городе Ленинграде. Его называли паёк. Фашисты, которые напали на нашу страну, окружили город Ленинград. Город оказался как-будто в кольце, как говорят, в блокаде. Людям жилось очень-очень тяжело. Продуктов питания не хватало. Хлеба было совсем-совсем мало.  И даже многие люди умирали, не доедая,  от голода.

Посмотрите слайды того времени о блокаде Ленинграда, о невыносимой жизни людей

Показ слайдов

Воспитатель: А кого-то может и спас от голодной смерти кусок хлеба. Послушайте, я прочитаю стихотворение.

О хлебе.

Как стали люди к хлебу относиться?

Ты помнишь голод страшный в дни войны?

Тогда и чёрствому кусочку хлеба

Не просто рад был – не было цены.

Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде,

Отдав детишкам пайку, гибла мать,

Взрослели дети быстро и, поверьте,

Умели важность хлеба понимать

Как уважили, ценили хлеб, вы понимаете?

     Ирина Владимировна – воспитатель группы №11, вы её знаете, рассказа мне, что её бабушка в годы войны работала на хлебозаводе в городе Городце. Муки для хлеба не хватало. И в хлебное тесто добавляли мелкое сено, и даже, опилки из древесины. И люди ели такой хлеб, спасаясь от голода.

    Ребята, моя мама ходила в школу, когда была война, она была немного старше, чем вы сейчас. Мама рассказывала нам с братом о своём трудном военном детстве. Как очень тяжело было с хлебом. Хлебушка им вдоволь не доставало. Хлеб отправляли на фронт солдатам, защитникам Отечества.

     Послушайте и посмотрите, что рассказала моя мама.

Показ слайда.

Динамическая пауза.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни «Колосок».

Воспитатель: Мне сегодня вам очень хочется прочесть отрывок из одного произведения. Название произведения «Цветок хлеба», автор Ю.Я.Яковлев. здесь рассказывается о мальчике Коле, его семье в годы войны, как им очень-очень тяжело жилось, и Коля ходил всегда почти голодный. Его мама пекла знаете какой хлеб? С вениками из проса. Муки было очень мало. Она вымачивала эти венички и добавляла в тесто. И как-то раз пришли к ним в избу солдаты нашей армии. И один из солдат предложил Коле кусок хлеба. Коля увидел настоящий большой кусочек хлеба. Взял его…

Чтение отрывка

Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он мягким хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

Воспитатель: Ребята, вы заметил, сами почувствовали, как Коля воспринимал хлеб, как он к нему относился?(Что делал с ним?)

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, для него этот хлеб был, я думаю, настоящим чудом, большим, самым лучшим угощением. Мне ещё раз хочется зачитать для вас вот эти строчки: «…он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками, щекой. Коля подобрел от хлеба. Ему казалось, что всё вокруг хлебное, и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он мягким хлебом». Вот каким хорошим, самым добрым подарком стал для Коли кусок хлеба. Что было дальше с Колей и его семьёй мы почитаем вечером. Хорошо?

Воспитатель: А сейчас, ребята, какое время настало. Хлебушка много, какого только нет. И ешь ты его сколько хочешь! Досыта всем хватает.Но в такое прекрасное наше время случаются вот такие истории. Эти истории расскажут вам Коля и Паша. О них мальчики узнали из книг. Коля с мамой читали книгу «Отцовское поле», автор В.Крупин. Пожалуйста, Коля.

Рассказ Коли (отрывок из произведения)

Один папа со своими детьми Ваней и Лёней возвращались из детского сада. Они подходили к магазину. И вдруг они увидели, что горит костёр. У костра были птицы. Голуби бросались прямо в огонь. Почему они так вели себя?  В костре лежал обгоревший белый каравай хлеба.

Воспитатель: Сейчас послушаем Пашу. Его история из книги «Как хлеб на стол пришёл».

Рассказ Паши.

Хлеб был мягкий, пахучий, податливый. Лёнька со своим братом Петей слепили из него петухов. И затеяли петушиный бой. У петухов клювы, хвосты отвалились. Тогда ребята сделали из своих хлебных петухов шарики и стали ими шмякать об пол.

Воспитатель: Представляете, скатать из свежего мягкого хлебушка шарики  и бросать, шмякать их об пол? Пожалуйста, выразите своё мнение, скажите о своём отношении к этим мальчикам – Лёне и Пете.

Ответы детей.

Воспитатель: Вы представляете, хлеб горит в огне, кто-то бросил его в костёр. Как вы оцениваете то, о чём рассказал Коля?

Ответы детей.

Воспитатель: Что было дальше в этих историях, мы почитаем потом. Договорились?

Воспитатель: Мы с вами услышали о разном отношении к хлебу. Ребята, как вы думаете, как же к хлебу  мы должны относиться?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему он заслужил к себе такое отношение? Почему мы должны к нему относиться бережно?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, мы с вами много беседовали,  как же трудятся люди, чтобы вырастить хлеб, чтобы он готовым уже появился у каждого из вас, на вашем столе. Труд этих людей достоин уважения. И хлеб тоже достоин уважения, и отношение к нему должно быть бережное. Я предлагаю, ребята, установить правила обращения с хлебом. Этих правил должны придерживаться все.

Правила обращения с хлебом.

  1. Берегите хлеб, он дорого достаётся.
  2. Брать хлеба нужно столько, сколько можешь съесть.
  3. Никогда не бросайте хлеб.
  4. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: А сейчас послушаем стихотворение, которое написал Г.Остера, а прочтёт нам его Данил.

Чтение стиха ребёнком

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!!!

Воспитатель:

  • Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
  • Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.
  • Хлеб – это символ благополучия и достатка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 45»

  1. Праздник «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!».

Провели: воспитатели подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

 Т.А.Жукова

Т.А.Балуева

г. Заволжье

Дети входят в празднично оформленный зал под звуки песни « Моя Россия» Г. Струве.

Ведущий.  

Велика и необъятна вся наша земля,

Урожаями богаты наши нивы и поля.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

Ведущий: Дети, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся, чтобы мы каждый день утром, в обед и вечером ели свежий хлеб.

Ребенок.

Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора,

Весенний сев идет.

Ведущий. Правильно, первыми трактористы вспахали землю – матушку, а потом посеяли зерно.

Хоровод «Земелюшка – чернозем» р.н.м.

 Ребенок.

Поднимаются ростки,

Зеленеют стебельки,

Скоро будут колоски.

Танец с колосками.

Ведущий обращает внимание детей на картину «Рожь» И. Шишкина

Посмотрите на картину. Хлеб созрел, пора убирать. А кто же его будет убирать?  Послушайте загадку об этом.

Он идет волну сечет,

Из трубы зерно течет.

 

Дети. Комбайнеры.

Ребенок.

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры

Полевые корабли.

Ведущий.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришел.

Что же дальше будет с урожаем?

Ребенок.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Ведущий. На элеваторе зерно сушат, просеивают от мусора.

Игра «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».

Ведущий. Дети, а куда же  с элеватора везут зерно после просушки?

Ребенок.

Хлеб едет на мельницу

Мельницу – чудесницу.

Ведущий. (Выставляется картина) Посмотрите, пожалуйста на эту мельницу – чудесницу. Куда же потом с мельницы повезут муку?

Ребенок.

Богатырь – муковоз

На завод муку повез.

Ребенок.

От завода - автомата

Льется теплый хлебный запах.

Так и скачут из печи

 Плюшки, сушки, да ватрушки,

Куличи, да калачи,

Сладкие ватрушки.


Инсценировка  русской народной песни «Бай, качи – качи», («грачи» уносят калачи,
Девочки «плачут»)
Ведущая: Что случилось? Вот беда! Почему вы слёзы льёте?
Девочки: Да противные грачи утащили калачи. У-у-у…
Ведущая: Вытрите вы слёзы, это не беда. Поиграть с баранками хотите вы? (ДА!)

Игра «Свяжи связки баранок».

Ведущая: Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!
Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!

Русская народная игра «Плетень».

(В середине зала лежит мальчик – Тит)
Девочки(2-подходят к нему)
1 – Не колода – лодырь, не пень, а лежит целый день.
2 - Не жнёт, не косит, а обедать просит.
1 – Тит – иди молотить!
Тит: Живот болит…
2 – Тит – иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка…
Обе: - Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Песня «Люди работают» моравская народная песня.

Ведущий. А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора.

Игра «Весёлый бубен» - дети встают в круг.

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

Тот потешку о хлебе

Скажет нам.

Потешки о хлебе:

1. А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы -

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

2. Пирожок для Машеньки,

Пирожок для Сашеньки,

Остальным – по калачу,

Жаворонка – я хочу.

3. Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя, пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

4. Тра-та-та, тра-та-та, пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

5. Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай – переваливай, валяй!

6. Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут – поедим и воробышкам дадим.

Воробышки сели, все оладьи сели!

Ведущий. Молодцы дети, а знаете ли вы пословицы о хлебе? Вот здесь у меня на подносе лежат колоски. Вы будете говорить пословицы, а я в это время буду плести венок из колосков. Чем больше пословиц вспомните, чем больше и красивее получится венок из колосков. (Дети вспоминают пословицы о хлебе: «Хлеб – всему голова. Без хлеба нет обеда. Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно»).

Ведущий. Посмотрите, какой красивый венок получился из колосков. Повесим его на видное место, пусть он украшает наш зал.

Дети, давайте вспомним, люди каких профессий трудились, чтобы мы каждый день ели вкусный, ароматный хлеб?

Дети. Трактористы, комбайнеры, пекари.

Ведущая: Потрудились все на славу, поплясать теперь нам надо.
Как кадриль – то заиграет, всех на танец приглашает.

Кадриль.

Дети: - Убран хлеб, и тише стало. Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало. Приближается зима.
Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь, добрым хлебом угощайтесь!

Входит работник кухни – повар (с караваем хлеба):
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В круг скорее все вставайте, урожай наш прославляйте!

Хоровод «Собирайся, народ» Агафонникова.

Дети:  Слава урожаю – в закромах!
Слава караваю – на столах! Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!

Повар: Ешьте, ешьте не стесняйтесь, да здоровья набирайтесь!
(Все за ведущей идут в группу на чаепитие).

 

Перспективный план

социального партнёрства с семьёй

по теме: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста почтительного отношения к хлебу, уважения к труду людей в системе социокультурных ценностей

тема

ответственный

сроки

Анкетирование

Воспитатель

Сентябрь

«Устный журнал»

Воспитатель

Сентябрь

«Круглый стол»

Воспитатель

Сентябрь

Участие в беседах:

-«Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора» (вести с поля),

-«Положил в землю человек зерно…»

Воспитатель

Сентябрь

Беседа  «Об элеваторе»

Воспитатель

октябрь

Экскурсия в колхоз им.Куйбышева

Воспитатель

октябрь

Экскурсия на хлебозавод

Воспитатель

ноябрь

Фотостенд «Хлеб из электрической хлебопечки»

Воспитатель

ноябрь

Досуг «Знаете ли вы…» (познавательная информация о хлебе)

Воспитатель

ноябрь

Досуговые мероприятия «Вечерочки с хлебушком»

Воспитатель

январь

Совместная продуктивная деятельность (плакаты, рисунки)

Воспитатель

январь

Спектакль «Колосок»

воспитатель

январь

Драматизация «Лёгкий хлеб»

воспитатель

январь

Праздник «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»

февраль

февраль

Перспективный план

работы с детьми

по теме: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста почтительного отношения к хлебу, уважения к труду людей в системе социокультурных ценностей

месяц

Тема и форма проведения мероприятия

цель

сентябрь

             II-ая неделя

  • Беседы:
  • «О зёрнышке»

  • «О колоске»

III-ая неделя

  • Беседы:

  • «Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора!» (вести с поля)

  • «Положил в землю человек зерно»

  • НОД. Художественное  творчество. Аппликация «Поле – нива».

  • Опытно-экспериментальная деятельность:
  • Посев зерна в группе и дальнейшее наблюдение за ним
  • Посев зерна (ржи) на огороде группы и дальнейшее наблюдение за ним
  • Рассматривание картин русских художников
  • «Рожь» И.И.Шишкина

  • «Ужин трактористов» Пластова

IV-ая неделя

  • Беседа:
  • «Созревай же колос к колосу – сладкий хлеб моей земли!»

  • «Жнут -молотят, жнут – молотят, убирают урожай…»

  • Чтение художественной литературы

Цель: добиться усвоения знаний детей о зёрнах злаков ржи и пшеницы (зёрна злаков – древнейшая пища человека, они содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины), умения различать зёрна ржи и пшеницы.

Цель: содействовать развитию стремления детей к познанию о ржаном, пшеничном колосе; обеспечить развитие умения составлять описательный рассказ; обеспечить узнавание колосков ржи и пшеницы.

Цель: добиваться усвоения детьми знаний о пахоте земли   как об одном из этапов выращивания хлеба; обеспечить усвоение новых знаний детьми об обычаях русского народа перед началом полевых работ, содействуя духовно-нравственному воспитанию детей; вызвать чувство уважения к труду тракториста.

Цель: обеспечить усвоение новых знаний о севе зерна, о времени сева, об обычаях русского народа  перед началом посевной. Вызвать желание к познанию нового -  о севе на Руси в старину (в старые времена). Обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Цель: способствовать созданию выразительной коллективной композиции через применение разных приёмов вырезывания

Цель: вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности по посеву зерна в разные условия.

Цель: вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности по посеву зерна в разные условия.

Цель: вызвать  эмоциональность восприятия природы на картине, результата труда тружеников села (хлеборобов); добиваться  использования в речи определений, сравнений, синонимов.

Цель: побудить чувство уважительного отношения к труду трактористов; помочь понять настроение людей, изображённых на картине по выражению лица, позе, общему колориту картины.

Цель: содействовать уточнению знаний у детей о росте, развитии злаковых растений – ржи, пшеницы; обеспечивать развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Цель:  способствовать уточнению  и формированию знаний у детей об уборке урожая ржи, пшеницы – о жатве, о старинных способах уборки урожая; побудить чувство уважительного отношения к труду людей.

октябрь

I-ая неделя

  • Беседа «Об элеваторе»

II-ая неделя

  • Экскурсия в колхоз им.Куйбышева

  • Совместная деятельность воспитателя и детей – строительные игры «Техника колхоза»

  • Досуг «Заслуженные работники колхоза им. Куйбышева» (с использованием фотоматериала, материалов газеты «Городецкий вестник»)

III-ая неделя

  • НОД. Познание. ФЦКМ. «О муке»

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое дрожжи»

  • Рассказывание из личного опыта детей (домашнее задание) «Как мама (бабушка) тесто готовит»
  • Настольно-печатная игра»Подбери предмет»

IV-ая неделя

  • Коллективный труд «Готовим тесто»

  • Экскурсия на кухню детского сада

Цель: обеспечить уточнение  представлений детей об элеваторе; дать детям знания о работе на току в колхозе; продолжать воспитывать уважение к тяжелому труду работников колхоза, понимание необходимости сберечь собранное зерно.

Цель: способствовать воспитанию уважения к труду работников колхоза; обеспечить уточнение, закрепление знаний о технике, машинах, используемых в земледельческих работах; вызвать чувство восхищения и радости.

Цель: вызвать желание найти конструктивное решение для изображения техники, необходимой в выращивании хлеба.

Цель: вызвать чувство благодарности к труженикам колхоза за их великий труд

Цель: расширять знания детей о муке.

Цель: обеспечивать развитие умения исследовать, получая сведения о продукте – о дрожжах.

Цель: содействовать развитию умения составлять рассказ из личного опыта

Цель: обеспечить знания детьми изделий из муки

Цель: дать детям возможность иметь знания и практические умения по приготовлению теста, обеспечить знания детьми роли дрожжей, как микроскопических организмов в процессе приготовления теста

Цель:  обеспечить знания детьми способов получения теста в большом объёме для детей детского сада

ноябрь

                 I-ая неделя

  • Рассказывание детей из личного опыта «Как мама (бабушка) печёт хлеб» (плюшки, ватрушки, пирожки,…)
  • Беседа с использованием фотоматериала «Хлеб из электрической  хлебопечки»

II-ая неделя

  • Экскурсия на кухню детского сада «Как и где пекут плюшки»

  • Досуг «Знаете ли вы» (познавательная информация о хлебе)

III-ая неделя

  • Досуг  «В Русской избе у Хозяюшки»

  • Потешки о хлебе

  • Экскурсия в хлебные отделы магазинов.

IV-ая неделя

  • Экскурсия на хлебозавод

  • Совместная деятельность воспитателя и детей  - строительная игра «Хлебозавод»

  • НОД. Художественное творчество. Лепка из солёного теста «Хлеб»

  • Чтение сказки «Колосок»

Цель: содействовать развитию умения составлять рассказ по представлению из личного опыта

Цель: вызвать интерес к процессу выпечки хлеба в электрической хлебопечке, представленной в фотоматериале.

Цель: содействовать воспитанию у детей уважения к труду поваров детского сада; обеспечить знания детьми способов, места выпечки хлебобулочных изделий на кухне детского сада.

Цель: обеспечивать развитие у детей стремления знать интересную познавательную информацию о хлебе.

Цель: содействовать практической деятельности детей по приготовлению хлебобулочных изделий, приобщению к обычаям русского народа

Цель: побудить чувство радости от восприятия русского народного фольклора, приобщать детей к истокам народной культуры

Цель: обеспечить знание разнообразия хлебобулочных изделий, видение результата труда работников хлебозаводов, пекарней

Цель: побудить чувство уважительного отношения к работникам хлебозавода; обеспечить формирование знаний о труде по выпечке хлеба на заводе

Цель: обеспечивать развитие навыков работы с конструктором, умения нового расположения деталей.

Цель: содействовать продуктивной деятельности детей по приготовлению хлебобулочных изделий, используя известные приёмы лепки; обеспечивать развитие мелкой моторики рук.

Цель: убедить детей в важности труда, способствовать воспитанию трудолюбия, вызвать желание поставить спектакль по сказке

январь

                II-ая неделя

  • НОД. Познание. ФЦКМ «С доктором Витаминкиным»

  • Досуговые мероприятия  «Вечерочки с хлебушком»

  • Чтение сказки  «Лёгкий хлеб»

III-ая неделя

  • Моделирование:
  • «От зёрнышка до булочки»

  • «Где хлеб выпекается?»

  • Театрализованная деятельность:
  • Спектакль «Колосок»
  • Драматизация «Лёгкий хлеб»

IV-ая неделя

  • НОД. Познание. ФЦКМ «Тогда и чёрствому кусочку хлеба не просто рад был – не было цены» (о значении хлеба во время войны)

 

  1. Цель: уточнить знания детей о витаминах.
  2. Цель: дать возможность эмоционального восприятия детьми разного вида хлеба; содействовать активному сотрудничеству родителей с детьми; способствовать пополнению знаний детей о хлебе.
  3. Цель: помочь детям понять, что «лёгкого» хлеба не бывает, содействовать закреплению знаний детей о процессе выращивания хлеба, как трудном и длительном.
  4. Цель: содействовать умению выстраивать схему-модель, передающую путь хлеба от зёрнышка до булочки
  5. Цель: содействовать закреплению знаний  о месте выпечки хлеба, умению «строить» модель

Цель: довести до сознания детей, что хлеб достоин уважения, бережного к нему отношения.

февраль

              I-ая неделя

  • Праздник «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»