Культура речи воспитателя и детей
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_vospitatelya_i_detey.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Культура речи воспитателя и детей.
Дети каждой возрастной группы общаются со своими воспитателями на занятиях в
игровой, бытовой, трудовой деятельности. Педагог, организуя эту деятельность, говорит с
детьми, знакомит их со всеми стилями речи: разговорным, литературным и другими.
Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в целом зависит от качества речи
воспитателя.
Безусловная истина: речевое воспитание ребенка в детском саду – дело огромной
важности, требующее высокой педагогической квалификации, безупречного владения
языком, терпения и любви к воспитанникам. Дети черпают свои знания об языке из
окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении с взрослыми.
Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к
работе с детьми, постоянно следить за речью детей не только на занятии, но и в бытовой
деятельности. И еще не факт, что если с детьми работают педагоги высокой
квалификационной категории, что они пойдут в школу с правильной речью. Большое
место занимает в общении с детьми речевое общение педагога с родителями, детьми,
младшим обслуживающим персоналом. И стоит еще раз повторить, что стиль общения
взрослых – пример для малышей.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную
значимость. Культура речевого предполагает соблюдение определенного этикета..
«Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям».
Если к тому же учесть, что внешние проявления есть ни что иное, как проявление
внутренней воспитанности, то надо ли говорить, какое важное значение уделяется
вопросам речевого этикета.
Пожалуй, редко мы с вами задумываемся: умею ли я разговаривать с
окружающими людьми, обладаю ли я культурой речевого общения, интересный ли я
собеседник.
Давайте прислушаемся и присмотримся к себе, как мы общаемся с детьми утром.
Да, для нас есть определенные правила, но ведь ребенок не виноват, что он эти правила не
знает. Он ждет, когда с ним поздороваются, обратят внимание на его красивое платье.
Имеет ли значение, кто первый поздоровался, оказывается имеет. По правилам речевого
этикета, кто вошел в помещение, тот и должен здороваться первым, пусть даже он лицо
начальствующее, а в группе его подчиненные.
Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые
свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. Если человек хочет, чтобы с
ним разговаривали вежливо, то он сам в первую очередь будет разговаривать вежливо.
Овладение искусством речевого общения доступно каждому. Умение выражать свои
мысли грамотно и ясно, не прибегая к вульгаризмам… Стоит научить ребенка посмотреть
на себя со стороны – как я умею говорить с разными собеседниками.
Тональность речевого общения – это один из значительных факторов, который во многом
определяет нравственно – эмоциональный климат в детском саду. Привычные слова
можно сказать с разной выразительностью. Даже поздравление может быть произнесено
таким тоном, что в одном случае обрадует, а в другом обидит. В каждом из нас свои
доминирующие интонации. Вслушиваемся ли мы в них. Согласно этому можно по
разному строить работу с детьми, можно внимательно выслушать ребенка, а можно
отправить его, не решив никаких проблем. Какими фразами можно привлечь ребенка
(Какой ты молодец, я в тебя верила, ты все можешь, давай подумаем вместе и др), какими
фразами можно оттолкнуть малыша ( мне некогда, подожди, не мешай, иди сам думай,
иди поиграй и другие).
Настоящий воспитатель не будет навязывать родителям свои рекомендации. Он
постарается придать разговору такую тональность, чтобы мать почувствовала себя
соавтором в поиске путей и средств воспитания. Какие фразы можно сказать (Давайте
подумаем вместе, помогите нам, вы лучше знаете своего ребенка…)
Культура словесных обращений: как мы обращаемся друг к другу, к лицу старшему
по возрасту, или занимаемой должности. От того, как сформулировано обращение, с
какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры.
Деловая игра «Обратись к ребенку» - надо принести что – то
«Обратись к родителю» - надо помочь детскому саду.
Для маленького человека очень важно, как к нему обращаются. Со старшими
дошкольниками уместны и шутки и ирония и добродушное подтрунивание, но это не
значит, что можно высмеивать малыша.
Речевая сдержанность – одно из драгоценных умений, помогающих установить
обратную связь. Вместо логически обоснованного диалога каждый выдает свой монолог,
каждый торопится выдать свое. Умение сделать в разговоре паузу, а может и промолчать,
как это важно, чтобы вникнуть в суть сказанного и, следовательно, продолжить диалог по
существу, чтобы высказать свое уважение и внимание. Промолчать, чтобы не сказать
сгоряча слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта.
Народная мудрость напоминает: «Лишнее говорить – делу вредить», « Корову ловят за
рога, а человека за язык», «Слово – серебро, молчание – золото». Неплохо, если бы они
были принципами нашего общения, особенно если тон будет задавать воспитатель в
группе.
Нельзя забывать, чтобы речь педагога была грамотной. В речи можно встретить
ошибки, которые необходимо устранять:
1 группа: орфоэпические, связанные с произношением. В речи педагога не должно быть
таких ошибок. Есть ошибки, связанные с произношением, связанные с регионами. Или
акают, или окают, произносят «што» вместо «что» и т.д.
2 группа: акцентологические – это речевые ошибки с неверной постановкой ударения в
слове.
3 группа: словообразовательные, они состоят в неправильном новосочинительстве и
неверном употреблении приставок и суффиксов;
4 группа: морфологические ошибки, связанные в ненормативным образованием слов и
употреблением частей речи;
5 группа: лексические ошибки;
6 группа: синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении
словосочетаний и предложений;
Речь педагога должна быть четкой, ясной, достаточно громкой, выразительной,
образной.
Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (
слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений,
интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.
Воспитатель обязан интуитивно владеть чувством стиля: в общении с близкими людьми
допускается разговорный стиль; в общественной жизни пользуемся речью книжного
стиля, его разновидностями: научной, публицистической, поэтической, деловой речью),
он должен уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых
создается определенный стиль.
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде
всего должен позаботится о синонимическом богатстве ее компонентов: лексики,
грамматики, фонетики. Он должен помнить для чего в русском языке существует такое
множество стилей и лексических рядов. Нужно выработать в себе потребность постоянно
обращаться к словарям. Нужно помнить о выразительных средствах морфологии-
синонимах, антонимах, а так же пользоваться в своей речи все богатство русского языка.
Воспитатель должен быть натренирован в правильной артикуляции всех звуков
родного языка, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы
(силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств:
радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки). Для этого я предлагаю
вам одно и тоже стихотворение прочитать с различным выражением:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Игровая ситуация:
1. Уложите куклу спать, пожелайте ей спокойно ночи.
2. Поздоровайтесь с детьми, с родителями..
3. «Дурную траву с поля вон»
Вспомните, как называют в народе такого человека:
- Подал ручку, да подставил ножку (двуличный)
- Мое горе стрела во мне, чужое горе- стрела во пне(эгоист)
- Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном
(подхалим).
- Ел да устал, спал да намаялся(лентяй)
-
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится
( самоуверенный).
- Язык без костей: что хочет, то и лопочет(болтун).