НОД по музейной педагогике в рамках ФГОС
Тема: «В музее кукол»
Возраст детей: 3 – 4 года
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, самостоятельная.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр: музыкальный руководитель.
Методы и приёмы:
· наглядные – наблюдение, демонстрация, рассматривание.
· словесные – стихи, приветствие в стихотворной форме, заклинание, колыбельные песни.
· музыкальные –весёлая русская песня « Мы - матрешки» , танец с использованием музыкальных инструментов.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, театральная, трудовая.
Цель: Создать условия для развитие познавательной деятельности дошкольников в процессе
формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении .
Закрепить знания детей о понятии «музей»; формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении, ее возникновением и назначением.
Задачи:
Обучающие:
-учить детей составлять описание игрушки, называя её характерные признаки.
- формировать представление о кукле, её функции и назначении;
-отвечать на вопросы предложениями, обогащать словарный запас детей.
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, тряпичная
-дать представление о различных куклах, созданных из разных материалов;
Развивающие:
-развивать внимание, память, творческое воображение;
-расширять представления о сезонных изменениях в природе.
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания экспонатов мини-музея;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом.
- развивать умение согласовывать движения с музыкой;
- развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы.
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
-воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку;
-воспитывать в детях чувство доброжелательности к окружающим;
- воспитывать у детей интерес к кукле и её созданию;
- содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на экспонаты мини-музея (куклы) и их создателей (мам);
-приобщать детей к декоративной деятельности (украшение шляпок) посредством аппликации;
-воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты: эмоционально - заинтересованно рассматривают экспонаты мини-музея (куклы); активно участвуют в разговоре во время их рассматривания, участвуют в обсуждениях, отвечают на вопросы, проявляют интерес к созданию игровых сюжетов с куклой, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и декоративное украшение.
Оборудование: расписной сундучок, нарядная кукла, красочный пригласительный билет, экспонаты музея: куклы, изготовленные из различного материала и коллекция кукол, разноцветные шляпки (шаблон), элементы декорации.
Форма организации деятельности воспитанников:
- познавательно-исследовательская,
- социально-коммуникативная: беседа о куклах, вопросы,
- художественно-эстетическая: выполнение музыкально-ритмических движений, украшение шляпок.
Предварительная работа.
Создание и оформление музея кукол с активной деятельностью родителей.
Взаимодействие с куклой в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Театр». Заучивание стихотворения об осени, заучивание колыбельных песен
беседы о любимых игрушках
разучивание пальчиковых игр, игры с куклами
Рассматривание иллюстраций, фотографий кукол;
Словарная работа : музей, деревянный, тряпичная,
Тема: «В музее кукол»
Возраст детей: 3 – 4 года
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, самостоятельная.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр: музыкальный руководитель.
Методы и приёмы:
· наглядные – наблюдение, демонстрация, рассматривание.
· словесные – стихи, приветствие в стихотворной форме, заклинание, колыбельные песни.
· музыкальные –весёлая русская песня « Мы - матрешки» , танец с использованием музыкальных инструментов.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, театральная, трудовая.
Цель: Создать условия для развитие познавательной деятельности дошкольников в процессе
формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении .
Закрепить знания детей о понятии «музей»; формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении, ее возникновением и назначением.
Задачи:
Обучающие:
-учить детей составлять описание игрушки, называя её характерные признаки.
- формировать представление о кукле, её функции и назначении;
-отвечать на вопросы предложениями, обогащать словарный запас детей.
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, тряпичная
-дать представление о различных куклах, созданных из разных материалов;
Развивающие:
-развивать внимание, память, творческое воображение;
-расширять представления о сезонных изменениях в природе.
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания экспонатов мини-музея;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом.
- развивать умение согласовывать движения с музыкой;
- развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы.
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
-воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку;
-воспитывать в детях чувство доброжелательности к окружающим;
- воспитывать у детей интерес к кукле и её созданию;
- содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на экспонаты мини-музея (куклы) и их создателей (мам);
-приобщать детей к декоративной деятельности (украшение шляпок) посредством аппликации;
-воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты: эмоционально - заинтересованно рассматривают экспонаты мини-музея (куклы); активно участвуют в разговоре во время их рассматривания, участвуют в обсуждениях, отвечают на вопросы, проявляют интерес к созданию игровых сюжетов с куклой, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и декоративное украшение.
Оборудование: расписной сундучок, нарядная кукла, красочный пригласительный билет, экспонаты музея: куклы, изготовленные из различного материала и коллекция кукол, разноцветные шляпки (шаблон), элементы декорации.
Форма организации деятельности воспитанников:
- познавательно-исследовательская,
- социально-коммуникативная: беседа о куклах, вопросы,
- художественно-эстетическая: выполнение музыкально-ритмических движений, украшение шляпок.
Предварительная работа.
Создание и оформление музея кукол с активной деятельностью родителей.
Взаимодействие с куклой в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Театр». Заучивание стихотворения об осени, заучивание колыбельных песен
беседы о любимых игрушках
разучивание пальчиковых игр, игры с куклами
Рассматривание иллюстраций, фотографий кукол;
Словарная работа : музей, деревянный, тряпичная,
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечания |
Создание проблемной ситуации |
Входит с детьми в группу
Создаёт ситуацию, чтобы дети обратили внимание на сундук (детям было сказано, что после завтрака их ждет сюрприз) - « откуда сундук появился?
Что же там может лежать?
Как узнать, что в нем лежит?
Сундук не простой, не открывается.
Сундук открывается, педагог предлагает заглянуть вовнутрь и посмотреть, что там лежит.
- какая она? - что на ней надето?
Почему она так называется?
| Приветствует гостей словами:
Здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте! Всем родным, знакомым и друзьям. Будьте счастливы, и просто, здравствуйте, Мира, радости и процветанья вам!
включаются в образовательную деятельность, проявляют интерес. Стремятся быть вместе со всеми.
Это обещанный сюрприз.
-Чтобы узнать , что там лежит , нужно его открыть. -Там лежат подарки, игрушки, золото, книги.
Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Называют возможности открытия сундука: ключом, с помощью волшебного слова «пожалуйста» или заклинания.
Топ, топ, хлоп, хлоп Вокруг себя повернись, Сундучок волшебный отворись.
Включаются в разговор, активно взаимодействуют с педагогом и друг с другом.
Находят куклу, рассматривают и отвечают на вопросы педагога. - красивая, нарядная, - платье красивое, цветное, сшито из ткани. - кукла тоже сшита из ткани, значит она тряпичная. |
Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.
Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Эмоционально положительный настрой для продолжения образовательной деятельности
Дети, проговаривая слова, отрабатывают четкое произношение слов в сочетании с движениями.
Формируют умения подбирать прилагательные для описания внешнего вида куклы. знакомство со словом «тряпичная» |
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
| Ребята, вы верите в чудеса? А хотите чудо? Для этого закройте глазки, только не подсматривайте – раз, два, три – кукла Катя – оживи! (появляется Кукла ожившая) - воспитатель
Замечает, что кукла грустная и спрашивает у детей - почему кукле грустно?
Кукла рассказывает причину грусти. «В музее, где я живу, со своими подружками, случилось что-то странное, у меня пропала шляпка».
Предлагает ряд вопросов: -что нужно делать в случае пропажи?
-как можно помочь кукле Кате?
Под музыку В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» дети с куклой идут в музей.
Кукла приглашает детей в музей, где хочет познакомить со своими подругами. -
Спрашивает у детей, что такое музей? Воспитатель даёт новую информацию о мини- музеях, которые созданы в других группах. Наш музей называется музей «Кукол», в нем живут куклы, а в группе «Машенька» создан музей сказок, в котором живут герои многих сказок, а в группе «Валентинка» создан музей «Насекомых» мы с вами обязательно посетим и познакомимся с ними. |
Выдвижение различных вариантов; - она заболела, у нее нет настроения, что- то потеряла, скучает.
Принимают участие в обсуждении проблемы. Отвечают на вопросы - позвонить в полицию или спросить у кого-нибудь, пойти искать.
- пойти в музей и спросить у ее подружек.
Указывают место расположения музея кукол.
Музей – это место, где живут разные предметы и с ними можно познакомиться. Музей – это здание, куда ходят люди, что бы узнать что-то новое, интересное.
Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, вспоминают ранее усвоенное и отвечают на вопрос.
|
Внутренняя мотивация на деятельность, формирование желания помочь кукле Кате.
Развивают речь, умение отвечать на поставленные вопросы.
Повторение знаний понятия, что такое музей.
|
Проектирование решений проблемной ситуации
| Кукла знакомит детей со своими подружками.
Предлагает рассмотреть кукол. Какие красивые куклы живут здесь, многие из них созданы руками ваших мам.
Вопрос педагога о цели прихода в музей. Ребята, а вы помните для чего мы пришли в музей?
У какой куклы вы хотели просить про шляпку?
Предлагается взять куклу
Проводится беседа о кукле по вопросам: -потрогайте куклу, какая она? - из какого материала она сделана? - что вы ощущаете, когда трогаете её? - как с ней можно играть?
Посмотрите, среди этих кукол есть подружка-веселушка. Как вы думаете, кто это? А почему – веселушка?
Из чего сделана эта кукла?
Потрогайте эту куклу и скажите, из чего она сделана?
Подводит детей к целевому вопросу Красивые куклы, залюбовались мы ими, но вы помните, для чего мы пришли в музей?
Кукла-матрешка предлагает детям повеселиться с ней , а потом она подскажет, у кого можно узнать, про шляпку Кати.
Приглашает детей на веселый хоровод матрешек. А чтобы было веселее, мы не только станцуем, но и сыграем на музыкальных инструментах.
Кукла – матрешка благодарит ребят за веселье и дарит волшебный листочек, который приведет их к другой кукле.
Что делать с этим листочком и где искать куклу? Ой еще нашла ( если дети затрудняются ответить, педагог находит следующий листочек на полу)
Обратите внимание, эта кукла необычная и непохожая на другие куклы.
- Почему? И зовут ее Осенинка. Совсем необычное имя. - как вы думаете, почему ее так назвали?
Кукла : осень, мое любимое время года? А вы, любите осень, что всего нравится в осени?
А вот Соня тоже любит осень и она может рассказать тебе стихотворение.
направляет детей на цель прихода к Осенинке
Осенинка шепчет на ухо педагогу, что озорной ветерок унес шляпку Кати. Что же теперь нам делать? И она предлагает свою помощь. Дает коробочку с украшениями. Открыть коробочку и посмотреть
|
-отвечают, что пришли узнать у подружек Кати, кто видел ее шляпку.
На полках находят кукол, с которыми будут общаться. Берут куклу из ткани, рассматривают, трогают.
Называют материал из которого сделана кукла и действия, которые можно с ней производить - кукла мягкая, сделана из тряпочек, ткани, она (тряпичная), её можно одевать и раздевать, гулять с ней, кормить, положить спать, спеть ей песню, ее можно стирать.
-кукла-матрешка
потому что, она любит веселиться, петь и танцевать. - берут куклу (матрешку). Рассматривают ее и отвечают на вопросы педагога.
- деревянная –потому что сделана из дерева
- спрашивают у кукол, не видели ли они шляпку Кати?
Берут музыкальные инструменты и под музыку Л.Е. Казанцевой исполняют ритмические движения.
Мы – матрешки, Мы – матрешки, Вот такие крошки! Как у нас, как у нас Чистые ладошки.
Мы – матрешки, Мы – матрешки, Вот такие крошки! Как у нас, как у нас Новые сапожки.
Мы – матрешки, Мы матрешки, Вот такие крошки! Поплясать, поплясать Мы хотим немножко! – Ух!
Находят листочки на полу и идут по ним к новому персонажу – кукле Осенинке.
Подходят к природному уголку и рассматривают куклу.
- потому что сделана она из осенних листьев.
Потому что ее создавали осенью из разноцветных листиков.
-листья похожи на монетки золотые, - дождик идет, птицы улетели ы теплые края, скоро Новый год.
Чтение стихотворения «Листья золотые» Е. Благинина Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла.
Беседа детей с куклой: Осенинка, помоги нам найти шляпку Катину, мы тебе листочки подарим для твоего платья.
|
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения, обогащается словарный запас словами тряпичная и деревянная.
Обогащают словарь детей прилагательными по теме.
Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, вспоминают ранее усвоенное и отвечают на вопрос
Выполняют движения в соответствии с текстом. развивают умение инсценировать песню;
Расширяют представления о сезонных изменениях в природе.
Продолжают работу над дикцией, выразительностью речи.
|
Выполнение действий | -что же теперь делать, так хочется сделать приятное Кате.
Подвести детей к тому, что можно сделать шляпку своими руками
Осенинка нам подарила много украшений. Предлагает пройти в нашу мастерскую для изготовления шляпки. -какие шляпки вы видите? Для изготовления шляпки для Кати необходим следующий материал, который вы видите перед собой. Объясняет последовательность выполнения задания . | Предлагают варианты и останавливаются на изготовлении шляпки своими руками. Можно купить, сшить, а можно сделать своими руками.
Тряпичные и бумажные. | Закреплены навыки работы с клеем, природным материалом, Смазывают клеем детали, поочередно их наклеивают, прижимая салфеткой. Стараются все выполнять аккуратно.
Развита мелкая моторика рук. |
| При необходимости помогает каждому ребенку. | Дети садятся за столы украшать шляпки цветочками и листиками, которые подарила кукла в процессе игры с ними. Анализируют и оценивают свою работу. Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий. Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; выполняют задание самостоятельно. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продук- тивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
|
Анализ результатов деятельности | Подарки готовы! Полюбуйтесь на шляпки, которые мы сделали для куклы Кати.
-а для чего мы все это делали? - где мы с вами были Как вы думаете, понравятся шляпки кукле, а вот мы и спросим у нее. Очень мне понравились ваши шляпки, их так много, что хватит моим подружкам. - Ребята, почему у нас получились такие красивые шляпки? Предлагает поиграть с ней в игру. -Вчера куклы перепутали все вещи, помогите разобрать их. Дидактическая игра : « Из чего сделано?» На стульчиках сидят куклы , нужно из предложенных предметов соотнести к кукле и объяснить, почему? ( из какого материала изготовлена кукла, такой предмет должен ей соответствовать) Куклы: тряпичная, бумажная, деревянная) Сюрпризный момент – кукла в благодарность дарит набор посуды, чтобы ребята могли приглашать в гости ее подружек из музея.
Ребята, где мы сегодня были? А теперь нам пора попрощаться с гостями волшебным словом «ДОСВИДАНИЯ!»и отправится в садик.
|
Ведут беседу с куклой. Спрашивают, и советуют подарить шляпки своим подружкам.
Потому что мы дружные
Детская кроватка, трещётка, тряпичная кукла, книга, альбом, карандаши, кубики, строительный материал из дерева и т.д.
В музее, в мастерской, поиграли с куклами, танцевали, играли на музыкальных инструментах. |
Учить группировать предметы по материалу, из которого они сделаны( дерево, ткань, бумага) |