Проектная работа «Программа развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников (на основе программы А.Бурениной)»
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Программа развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников (на основе программы А.Бурениной)»
Выполнили:
Матяж Дина Мирзадзановна, музыкальный руководитель (I-ой категории)
МБДОУ «Детский сад № 96 комбинированного вида»
Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО по проблеме «Деятельность музыкального руководителя дошкольной образовательной организации в условиях перехода на ФГОС ДО»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
Исламова Гузель Гайнетдиновна старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО
__________________«______» 2015г.
В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Основная направленность этой программы - ориентация не только на развитие детей, но и совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М,Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К. Сен упражнениях. -Санса и др.), ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроения и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Среди всего этого многообразия А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:
-развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
-развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение к друг другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).
Ещё одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Коммуникативные игры являются универсальным материалом в педагогической работе.
Доступность этого материала позволяет нам использовать его в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.
Современный ФГОС ДО предъявляет высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Это обязывает музыкальных руководителей организовывать процесс художественно-эстетического воспитания с учётом новых требований. Готовых программно-методических материалов по данному направлению разработано достаточно, но они разработаны до создания ФГОС и нуждаются в доработке и адаптации.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях
ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям.
Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников
состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.
Поэтому наш проект посвящён развитию творческих способностей, посредством ритмических движений.
В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения.
Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.
Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.
Основная часть
С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.
В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.
Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.
Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
Возраст 4 — 5 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
Кружок дополнительного образования «Хрустальный каблучок» разработан на основе:
- программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» (по ритмической пластике для детей 3–7 лет);
- учебно-методическому пособию «Са-фи-дансе» (по танцевально-игровой гимнастики для детей).
Цель:
Разработать и реализовать программу развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников. Определить уровень развития у воспитанников ДОУ творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
1. Совершенствовать ритмопластические движения как у детей, так и у педагогов.
2. Приобщать к миру прекрасного от детских песен до симфонических произведений композиторов –классиков с помощью пластических этюдов.
3. Свободно осознанно владеть телом.
4. Развивать коммуникативные качества .
5. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют дошкольники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений в начале учебного года.
6. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период учебного года.
7. Определить уровень развития творческих способностей у дошкольников в конце учебного года.
Инновационность
Заключается в определении путей развития творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:
- изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации сочетанием творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);
- расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность выбора
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
Возраст детей и срок реализации программы.
Курс программы рассчитан на 1 год — проведение занятий 2 раза в неделю, длительность занятия – один академический час – 30 минут (общий объём – 72 занятий в год).
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Форма работы:
Используется групповой способ реализации (10-14 детей).
В соответствии с ФГОС программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, художественно-эстетическое творчество, познание, социально-коммуникативная, речевое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
- принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
- принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
- принцип — развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).
Перечень вспомогательного материала
- музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
- видеопособия (ритмические игры);
- нотные приложения;
- аудио- и видео-записи;
- схемы танцевальных движений;
- разнообразная атрибутика;
- танцевальные костюмы.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
- танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:
- игроритмика
- игрогимнастика
- игротанцы
- диско-разминка
- нетрадиционные виды упражнений:
- игропластика
- пальчиковая гимнастика
- игровой самомассаж
- музыкально-подвижные игры
- креативная гимнастика:
- музыкально-творческие игры
- специальные задания
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям:
- Музыкальная игра.
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
- Пляски, танцы, хороводы.
Своеобразной формой музыкально — ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:
- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;
- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;
- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями;
детский «бальный танец»,включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа);
характерный танец,в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петрушки).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.
- Упражнения.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.
Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.
Ожидаемые результаты
- Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.
- Улучшение физического развития.
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.
Интеграция содержания образовательной области
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
Художественно-эстетическое творчество |
|
Физическая культура |
|
Социально-коммуникативная |
|
«Познание» |
|
Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников:
Музыкально-ритмические движения:
- Высокий: знает словесное обозначение движений, самостоятельно выполняет движения.
- Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет движения частично с педагогом.
- Низкий: не называет движения, выполняет их только с педагогом
Танцевальные движения:
- Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие, выразительные.
- Средний: знает движения, движения невыразительные.
- Низкий: выполняет движения только с педагогом.
Вывод
Программа развития музыкально-ритмических движений ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность.
Главными условиями развития детей на занятиях являются:
- поддержка интереса и желания заниматься;
- сочетание игровых и творческих моментов
-доброжелательная обстановка.
Ресурсное обеспечение
Дидактический и наглядный материал:
Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилка движений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр, сборник «Ладушки»).
Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д.
Литература:
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
-А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.
- Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.
- М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004.
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.:ТЦ Сфера2003
- Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.
- Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.
- С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.
- С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей 5-6, 6-7 лет. – М., 1984.