Конспект НОД « Традиции народов мира»

Олейникова Алла Ивановна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнемамонский детский сад № 1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

 

Конспект НОД « Традиции народов мира»

 

Подготовила: воспитатель

Олейникова А.И.

с. Верхний Мамон

2015 г

 

"Богатство и многообразие музыки разных народов мира"

Цель занятия: Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

 

Музыкальный материал:

Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание

«Испанские мотивы», –слушание.

Русская народная песня «Миленький ты мой», - слушание, исполнение.

Песня из индийского кино – слушание.

Музыка В.Мурадели. Слова С.Островского. “Мы будем петь о мире”, – слушание.

Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- слушание.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.

 

Ход занятия.

 

Организационная часть занятия.

 

1. Музыкальное приветствие “Добрый день”.

 

2. Воспитатель сообщает тему занятия: “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” и читает эпиграф.

 

“Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех”.

 

3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

 

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

- Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса. (Приложение).

 

 

1. Китай.

-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.

 

2. Индия.

-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары.

 

3. Африка.

-Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы.

 

4. Австралия.

- Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

 

5. Япония.

- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

 

6. Индонезия.

- Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан”. Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

 

- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах.

- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами.

- На островах Карибского моря очень популярны металлические барабаны. Существуют целые ансамбли, играющие на таких барабанах.

- Ближний Восток. Во многих районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки.

- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длинны, связанных вместе.

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.

 

Основная часть занятия.

 

1.  Мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас послушайте музыкальный фрагмент и вспомните название этого произведения. (дети по звучанию называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента “Колыбельная”

- Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение.

- Джордж Гершвин, американский композитор.

- Послушайте ещё один фрагмент музыкального произведения и скажите что вы о нем думаете.

Слушание фрагмента испанской песни.

- Скажите, язык, на котором звучали эти песни, вам понятен?

- Нет?

- А можем ли мы, не зная языка определить характер этих песен?

- Да. “Колыбельная” плавная и протяжная, мелодичная, а испанская песня быстрая, энергичная.

- Это ещё это говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.

 

2 . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,

Я – ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я?

Ну, конечно же, … (песня)

 

3. - Конечно же, ребята мы с вами уже знаем, что каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Что песня это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле.

Воспитатель включает мелодию песни, (дети по звучанию называют её).

Звучит фрагмент песни “Мы будем петь о мире”.

4. На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой родной земли.

- Я познакомлю вас с особенностями русской народной музыки и танца.

-Сейчас ребята мы с вами разучим один куплет этой песни и с его помощью проведём разминку.

Воспитатель разучивает куплет русской народной песни и проводит разминку.

Руки сами хлопают, хлопают,

Ноги сами топают, топают.

Дружит танец с песенкой, песенкой,

Всем ребятам весело, весело.

 

7. Закрепление материала.

Воспитатель предлагает детям переодеться в костюмы и исполнить танец под понравившуюся музыку.

 

Итог занятия.

1. Совместные выводы воспитателя и детей.

- Сегодня на занятии мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

 

2. Исполняется песня “Большой хоровод”.

Занятие я бы хотела закончить стихотворением.

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,

Вас голуби крепкою дружбой сдружили.

Как вестники мира пускай пролетают

Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

 

Или:

“Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнемамонский детский сад № 1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Конспект НОД « Традиции народов мира»

Подготовила: воспитатель

Олейникова А.И.

с. Верхний Мамон

2015 г

"Богатство и многообразие музыки разных народов мира"

Цель занятия: Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал:

Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание

«Испанские мотивы», –слушание.

Русская народная песня «Миленький ты мой», - слушание, исполнение.

Песня из индийского кино – слушание.

Музыка В.Мурадели. Слова С.Островского. “Мы будем петь о мире”, – слушание.

Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- слушание.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия.

Организационная часть занятия.

1. Музыкальное приветствие “Добрый день”.

2. Воспитатель сообщает тему занятия: “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” и читает эпиграф.

“Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех”.

3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

- Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса. (Приложение).

1. Китай.

-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.

2. Индия.

-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары.

3. Африка.

-Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы.

4. Австралия.

- Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония.

- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия.

- Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан”. Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах.

- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами.

- На островах Карибского моря очень популярны металлические барабаны. Существуют целые ансамбли, играющие на таких барабанах.

- Ближний Восток. Во многих районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки.

- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длинны, связанных вместе.

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.

Основная часть занятия.

1.  Мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас послушайте музыкальный фрагмент и вспомните название этого произведения. (дети по звучанию называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента “Колыбельная”

- Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение.

- Джордж Гершвин, американский композитор.

- Послушайте ещё один фрагмент музыкального произведения и скажите что вы о нем думаете.

Слушание фрагмента испанской песни.

- Скажите, язык, на котором звучали эти песни, вам понятен?

- Нет?

- А можем ли мы, не зная языка определить характер этих песен?

- Да. “Колыбельная” плавная и протяжная, мелодичная, а испанская песня быстрая, энергичная.

- Это ещё это говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.

2 . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,

Я – ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я?

Ну, конечно же, … (песня)

3. - Конечно же, ребята мы с вами уже знаем, что каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Что песня это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле.

Воспитатель включает мелодию песни, (дети по звучанию называют её).

Звучит фрагмент песни “Мы будем петь о мире”.

4. На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой родной земли.

- Я познакомлю вас с особенностями русской народной музыки и танца.

-Сейчас ребята мы с вами разучим один куплет этой песни и с его помощью проведём разминку.

Воспитатель разучивает куплет русской народной песни и проводит разминку.

Руки сами хлопают, хлопают,

Ноги сами топают, топают.

Дружит танец с песенкой, песенкой,

Всем ребятам весело, весело.

7. Закрепление материала.

Воспитатель предлагает детям переодеться в костюмы и исполнить танец под понравившуюся музыку.

Итог занятия.

1. Совместные выводы воспитателя и детей.

- Сегодня на занятии мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

2. Исполняется песня “Большой хоровод”.

Занятие я бы хотела закончить стихотворением.

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,

Вас голуби крепкою дружбой сдружили.

Как вестники мира пускай пролетают

Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

Или:

“Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Олейникова А.И. с. Верхний Мамон 2015г

Слайд 2

№ п/п «Танцы народов мир 1. Конспект НОД по социально-личностному развитию дошкольников Цель и задачи занятия Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре своей страны и культуре других стран посредством хореографического искусства. Задачи: познакомить детей с народным творчеством: фольклор, песни, танцы, костюмы; воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию; обучить детей элементам народных танцев; воспитывать любовь к своей родной земле, уважение к традициям своего народа; воспитывать и пробуждать интерес к культуре других народов; воспитывать интерес к танцам народов разной национальности; изучить адаптированную для детей танцевальную лексику и слова; создавать условия для развития творческой активности и поэтапного освоения детьми различных видов творчества; развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально- эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, танцевальной); формировать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность.

Слайд 3

3. Практическая работа Разучивание: элементов «Испанского танца», «Русского народного танца», «Кадрили», «Восточного танца»; музыкально – ритмические игры; беседа о традиционных музыкальных инструментах; чтение художественной литературы; просмотр презентации– народные танцы, народные костюмы. Музыкальная разминка «Танцевальная мозаика». 4. Ожидаемые результаты Развитие эстетического воспитания, художественного вкуса, музыкальности, ритмичности. Развитие художественно - творческой активности детей, отражение в разных видах деятельности, . Формирование у детей представления о народных традициях. Пробуждение интереса к народному творчеству, воспитание чувства патриотизма. Расширение общего музыкального кругозора. Умение танцевать народные танцы, как патриотические так и задорные шуточные танцы .

Слайд 7

Русские народные танцы.

Слайд 9

Музыкальная разминка