Картотека игр для развития фонематического слуха у дошкольников.

Одобецкая Лариса Анатольевна

Н.В ДуроваПредлагаю вашему вниманию картотеку   игр для  работы по формированию звуковой культуры речи для детей средней группы. Картотека создана по материалам   Н.В. Дуровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa_fonematika.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

№ 1 «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Оборудование:                                                                                    Бумажная лодочка, длинною 4см, тазик с водой.       Организация: Воспитатель делит детей на две группы: лодочка и пароход. Когда плывет лодочка по реке,  то слышно: «Шух, шух»; когда корабль, то слышно: «Тшух, тшух» по сигналу плывут пароходу(дети повторяют звукосочетание).                                                                               По сигналу «плывут лодочка», первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетание «шух-шух»; по сигналу «плывут пароходы», упражнение выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролям и игра повторяется.

№  2 «Чья бабочка дальше полетит»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Оборудование: Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4на 4 см) на нитке длинной в 8 -10 см. (леска натянута на уровне рта ребенка). Организация: Вызывается трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Конькобежцы и лыжники»                                     Организация:                                                                          Воспитатель. Мы будем конькобежцами – будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух» (дети имитируют, что едут на коньках,  скользя ногами по полу, и произносят звукосочетание). – Теперь мы будем лыжниками – будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, Ши-их, Ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и произносят звукосочетание). Затем дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу: «Едут лыжники» действия выполняет вторая группа. Затем меняются ролями, и игра продолжается.

№ 3 «Поезд»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Мишка, зайка (игрушка).                     Организация: Мы поедем в гости к Мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы – вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», а поезд гудит: «У-у-у-у» (дети  повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул на котором сидит мишка), он останавливается: «Уу-ух –ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику… Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями                                                                            Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»… «Порычите: «ХРП-хрп-хрп»… «Ешьте мед – слизывайте                 с лапы… оближите губы.. зубы круговым движением» (Дети выполняют задания).

Затем задания дает детям  зайка: «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта)               Я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-ух, у-у-у-ух» (дети повторяют).

№ 4 «Надуем мяч»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух.                                                      Оборудование: Мяч.                                                       Организация: Воспитатель предлагает детям  встать в круг. Круг – это мяч. Мяч плохо надут, давайте его надуем:              «Пф-ф, пФ-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят звукосочетания). Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова надуем: «Пф-ф»…Опять лопнул…                                       Игра повторяется и с тем и с другим звукосочетанием еще раз.                                                                                                 Мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу. В игру должны принять участие все дети.                                            Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.

№ 5 «Падают листья»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.                                                                                          Организация: Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст.                                                                                      Утром мы во двор идем -  (дети идут по кругу)                                     Листья сыплются дождем,                                                                         Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик».      (Переступают с ноги на ногу.)                                                                   И летят ….летят…летят.                                                         (Поднимают руки вверх . медленно их опускают  и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Упр. «Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу  на руку и произносят: «Сффф-сффф».

Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую После этого они меняются местами.

№ 6 «Оркестр»

Цель:  Развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.                                               Оборудование: На каждого ребенка и воспитателя по большому и маленькому кружку; искусственный или живой цветок.                                                                               Организация: Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.              Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.                                                    Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану:                 «Там-там-татам»; По маленькому – «Тям-тям-тятям». (Дети повторяют звукосочетания 2-3 раза).                                                        - Играем на больших барабанах ( показывает на большой кружок; дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку.)                        - Играем на маленьких барабанах(показывает на маленький кружок; дети понимают свои кружки и поют другую песенку.)  Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, а дети, поднимая их, поют нужные песенки.                                     Упр. «Понюхай цветок» Артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Посмотрите. Как я его нюхаю ( вдох через нос, на выходе без напряжения в голосе сказать: «Ах-х-х-». Когда все понюхают цветок воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок.»

   № 7 «Оркестр – пианино»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.

Оборудование: На каждого ребенка и воспитателя по белой и черной полоске (1.5 на 4см).

Организация: Воспитатель. Это пианино (выставляет белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Лала-лалала» (последние три слога произносятся слитно). Я буду дирижером. Играющим раздаются полоски. Воспитатель без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с воспитателем: 3 раза – медленно, 3 раза – по быстрее. Воспитатель хвалит детей и аплодирует им.                                                                                                                         Упр. «Тренировка»

 Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. Встаньте парами друг против друга, протяните руки, сжимайте пальцы в кулачок и говорите: «Ух-ах» (упр. повторяется 6-7 раз). Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» - и перебросит мяч другому ребенку; другой, поймав, скажет: «ать» - и тоже перебросит мяч. (Дети повторяют звукосочетания). В зависимости от количества мячей в группе  играю сразу все дети или по очереди: перебрасывают мяч по 4 -5 раз.                            

№ 8 «Оркестр »

Упр. «тренировка»

Цель: Развивать речевое  внимание, речевое  дыхание и артикуляционный аппарат детей.                                          Оборудование: Игрушки: кукла, мишка.

Организация:                                                                               Воспитатель.  Сегодня  вы опять станните артистами и будете  играть на дудочке: «ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетания 2-3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас во рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Пууу» (повтор. 5-6 раз).

Игра «Оркестр»

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я поднимаю куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты – весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия(9-12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

№ 9 «Поезд и птичка»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.

Организация.                                                                            Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «т-т-т- ттт». Услыхала его песенку птица и захотела  спеть так же, но у нее получилось ласковая песенка: «ть-ть-ть-тьть» (дети повторяют звукосочетание по 2 раза). И так, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (дети произносят нужные звукосочетания).                                                                                Упр. повтор.  по 3 раза, затем дети меняются ролями, игра повторяется. Воспитатель. В это время мама с дочкой пришла на речку около леса полоскать белье. Они услышали песенки поезда и птички. Девочка говорит маме: «какая нежная, ласковая песенка у птички, а у поезда грубая, сердитая». Мама с ней согласилась. Они начали полоскать белье (Показ), и стала слышно: «шух-шух-шух» (дети имитируют полоскание и повторяют звукосочетание 6 -7 раз).

№ 10 «Высоко - низко»

Цель:   Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.        

Оборудование: Картинка с изображением индюка.            Организация: Воспитатель. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки ). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «вьют-вьют»; когда я опущу их, будем петь: «фьют – фьют -фьют». (игра повтор. 5-6 раз с разными звукосочетаниями). Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, и дети бегут к воспитателю). Улетела птица (возвращаются на свои места).  Игра повтор.

Упр. «Индюк дразнится»                                                                           Воспитатель. Посмотрите (показывает картинку), это домашняя птица -  индюк. Когда он ходит, то высовывает язык: «бл-бл-бл». Как будто дразнится (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).  – Однажды кот увидел индюка. Подумал, что тот его дразнит, и зашипел на него: «шш-шш-шш» (дети произносят это звукосочетание все громче и громче 4-5 раз). Дети делятся на группы  - коты и индюки. Они встают друг против друга и выполняют игровые действия 3 раза. Затем меняются ролями, и ирга повторяется.

№ 11 «Карнавал»

Цель: Развивать речевое внимание, речевой слух. Оборудование: картинка с изображением кошки, котенка, щенка, гуся, гусенка, лягушки, жеребенка, коровы, теленка; танцевальная музыка (в записи).

Организация:                                                                           Воспитатель. Сегодня карнавал птиц и животных. Они придут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздаются картинки с изображениями птиц и животных, их детенышей).                                                                                             Я буду объявлять, кто идет: кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть. Собака со щенком….(по очереди называются все персонажи).                 Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты).                                                                                              Встали в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню). Кто  хочет выступить: спеть свою песенку? (вызываются 2-3 желающих).                                               Карнавал окончен; поклонитесь. (показ) и попрощайтесь – спойте каждый свою песенку.

                                       

№ 12 «Назови игрушку»

Цель:  Развивать артикуляционный аппарат и дикцию ребенка.                                                                                     Оборудование: Мяч.                                                                   Организация: Воспитатель. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол и громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу.                                – Я буду первая: «Буратино» (воспитатель произносит слово и одновременно ударяет мячиком об пол, ловит его и передает ребенку). В игре принимают участие все дети.    

Упр. «Болтушка»

Воспитатель. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: Пусть он опускается  вниз за нижнюю губу и поднимается вверх                        (показ). Язык должен дотрагиваться до губ.                                    После 8 движений детям дается короткий отдых, и упр. повторяется.

№ 13 « Назови животное»

Цель: Развивать фонематический слух и речевое внимание  и дикцию детей.

Оборудование: большой и маленький желтые круги; мяч. Организация: Воспитатель. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное, или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол  и произносит слово,  ловит и передает мяч ребенку.          (В игре должны принять участие все дети)

Игра «Разговор синичек»

Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло.  Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали – пели свои песенки. Большая синичка ( показ большого круга пела: «Зинь –зинь- зинь», а маленькая (показ маленького кружка) пела: «Синь-синь-синь» (дети повторяют звукосочетание по 2 раза).                                                                                                 Вызывает двух детей, одному дает большой,  другому -  маленький  кружок (большая и маленькая синичка).                  Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песенки (по 2 раза), затем меняются ролями и снова поют песенки. В игре должны участвовать все дети.

№ 14 «Ветер и волны»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: по одной бумажной салфетке на каждого ребенка.                                                                                        Организация:                                                                            Воспитатель. Когда дует сильный ветер: «шш-шш-шш» (дети вместе с воспитателем повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону), то волны  на речке большие: «шшш-шшш-шшш» (дети вместе с воспитателем произносят звуки, резко раскачивают одной рукой перед собой от плеча до плеча – полукруглым движением), когда дует слабый ветерок – «ш-ш-ш» (дети вместе с воспитателем тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону), волны на реке маленькие: «сь-сь-сь» (дети и воспитатель произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой).                                      Оба упражнения дети выполняют по 2 раза.

Упр. «Большие и маленькие волны»

Воспитатель. Наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно; дети проводят пр нижней губе    5-6 раз).Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе и дети делают тоже 5-6 раз. Упр. повторяют после короткого отдыха. При выполнении упр. детям дают бумажные салфетки для губ.

№ 15 «Пляшут наши ножки»

Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.                                                                                         Упр. «Послушный язычок»                                           Организация: Воспитатель. Мы умеем давать задания языку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упр.). Он может стать узким: уколите пальчик (показ), умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия).  Наш  язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующие действие). Мы научили его дразнить котенка (упр. «Индюк дразнится»). Все действия выполняются  не в быстром темпе; нужно добиваться путем неоднократного показа четкости выполнения. Повтор. 2-3 раза, по ходу рассказа. Воспитатель. Вот какой язык у нас послушный. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прикусите его тихонько зубами и проведите ими до самого кончика (показ). Это упр. повтор. 3-4 раза.

Игра «Пляшут наши ножки»

Воспитатель. Будем  прыгать на одной ножке: подпрыгнем  3раза и скажем: «та- та-та»; потом прыгнем на другой ножке и скажем: «да-да-да» (прыжок должен синхронно совпадать с произнесением слога). Дети выполняют упр. 6 раз, чередуя ноги. После короткого отдыха дети прыгают попеременно на одной ноге и произносят слоги: «ту-ту-ту» и «ду-ду-ду».

№ 16                                                                                                        Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Круг с широкой полосой по диаметру; фланелеграф и к нему картинки: собака, слон, бусы, лист, автобус, троллейбус.                                                                                     Упр. «Заморозим ручки»                                                              Воспитатель предлагает детям  подставить ладонь ко рту, произнести: «тссс», не высовывая языка и сомкнутыми зубами (показ). Некоторым детям предлагает подуть и на свою руку.Упр. повтор. 6раз. С переменой руки.                         Игра «Вода – водичка»                                                        Организация: Воспитатель. Когда из крана течет  сильная струя воды, то слышно: «С-с-с-с-» (дети долго и громко тянут звук); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «С-с-с» (дети произносят звуки отрывисто и тихо). – Вот кран (показ кружка с полоской). Если я поверну кран сильно (воспитатель держит круг перед собой и поворачивает его слева на права), вы будете громко петь:                « С-с-с-с»; если  немножко поверну (показ), вы будете громко петь: «С-с-с-с». (Воспитатель поворачивает круг по разному 6-8 раз, дети  поют соответствующие песенки). – Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов – в словах (показ на картинке). Послушайте: «сссобака, ссслон, бусы, лисссток, автобуссс, тролейбуссс (каждое слово дети повторяют вместе с воспитателем).  Воспитатель вызывает ребенка, тот называет предмет и вместе с воспитателем и самостоятельно произносит слова. Выделяя звук «с» (тянет его).

№ 17 «Часы»

Цель:  Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.    

Оборудование: круг разделенный по диагонали на несколько частей.

Упр. «Маятник»        

Организация: Воспитатель.    У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют).               Что вы делаете утром? (Ответы детей). Умываетесь (имитируют умывание).                                                                          Часы говорят: «День –день»   ( раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали?                                                                                                         Что вы делаете днем? (Ответы детей). Слушайте, что скажут часы: «ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком) Что вы делаете вечером?  Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой). Часы говорят: «ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? Спите.  (дети имитируют сон.)           Часы говорят: «до-сви-да-ния». (дети прощаются с часами).  

№ 18 «Веселый мяч»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание  и артикуляционный аппарат детей.    

Оборудование: бумажный двухтрубный кораблик.

Организация: Воспитатель. У меня веселый мяч, он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: « ха-ха-ха» (дети повтор.); когда в него играет  мальчик, он смеется: «хи-хи-хи» (дети повтор.); когда падает, то говорит: «ах-ох». – Я буду бросать вам мяч,  вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут: «Ах-ох».  Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети. Затем девочки и  мальчики меняются ролями, и игра повторяется.

Упр. «Пусти лодочку по воде»                                                                  Таз на половину заполненный водой. Каждый ребенок.  Произносит: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она поплыла от одного «берега» до другого.  Упр. выполняется 2 раза.

№ 19 «Делай правильно»

Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.    

Оборудование: Картинка с изображением пилы, иглы, щетки.                                                                                                Организация: Воспитатель. Когда шью иглой (показ картинки), слышится: «Шик-шик-шик». Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: «жик-жик-жик», а когда чистя одежду щеткой, слышно: «щих-щих-щих» (дети повторяют все звукосочетания вместе с воспитателем по 2-3 раза) - давайте шить…пилить дрова…чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Воспитатель в произвольном порядке произносит звукосочетание, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

Упр. «Болтушка»

Воспитатель. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: Пусть он опускается  вниз за нижнюю губу и поднимается вверх                        (показ). Язык должен дотрагиваться до губ.                                    После 8 движений детям дается короткий отдых, и упр. повторяется.

№ 20 «Песенки чайника»                                                                                                       Цель:  Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.    

Оборудование: кукла, желобок (из достаточно плотной бумаги сделать трубочку, склеить ее затем разрезать вдоль и использовать одну часть.)

Организация: Воспитатель. Однажды чайник решил петь песенки вместе с ребятами. Но из чайник выходил пар, и все песенки начинались с «Сс-с-с» - песенки водички. Дети пели: «ли-ли-ли», а чайник: «Ссссли-сссли-сссли».                            – Кукла будет петь свою песенку, а вы – песенки чайника                   (кукла: «ло-ло-ло»; дети: «Сссло – сссло- сссло»;                                               – воспитатель помогает).                                                                         В игре используются следующие слоги: «ла», «ля», «ле», «лё», «лю», «лу», «лы».                                                                           Упр. «Сделай желобок»                                                                        Воспитатель показывает бумажный желобок:                                       Это желобок. По нему течет вода. Мы научим свой  язык изображать желобок. Покажите мне язык, теперь дайте ему задание сделать желобок (показ несколько раз всей группе и индивидуально тем детям, у которых не получается).               Упр. повтор. 5-6 раз.

№ 21 «Пчелы»

Цель: Развивать речевое внимание и фонематический слух  детей.                                                                                      Оборудование: Картинка с изображением улья.

Организация:                                                                                                                   Воспитатель. Пчелы  живут в ульях – домики, которые для них сделали  люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь». Вы будете пчелами. Встаньте сюда             (с одной стороны комнаты) –  поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет:                       « Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет  пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты). Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети). Набрали много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-зззз-зззз» 9дети имитируют  полет и произносят звуки).

№ 22 «Ветер-ветерок»

Цель: Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.                                                                                            Организация: Воспитатель. Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки). – Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш-ш» (дети присаживаются, раскачивают руками и тихо произносят звуки).               Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит: «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие действия.

«Лыжники»

Дети стоят у одной стены.                                                               Воспитатель. Мы – лыжники. Забрались мы на высокую гору (встают по одно сторону комнаты) и съезжаем с нее. Снег хрустит под лыжами: «Шух –шух-шух»                                             (дети повторяют звукосочетания). Если лыжник упадет, то все скажут: «Бух». Едет первый лыжник (ребенок имитирует езду и произносит  звукосочетания). Упал (все дети произносят: «Бух», ребенок, присаживается у другой стены комнаты). Такая работа проводится совсеми детьми в быстром темпе.

№ 23 «Волшебные колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.                                                                                 Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.

Организация:                                                                                 Воспитатель. Колокольчики умеют петь разные песенки. Маленькие колокольчики (показ маленького кружка) звенят: «Диль-диль-диль» (дети повторяют звукосочетания) большие (показ большого круга) звенят: «Дил-дил-дил» (дети повторяют). Воспитатель делит детей на две группы – большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга. Воспитатель. Я – дирижер. На какие колокольчики я покажу, те зазвенят. Воспитатель показывает 4 раза то одну, то другую команду, и дети выполняют игровые действия. Затем меняются ролями, и игра повторяется. Теперь большие колокольчики буду петь: «Тин-тин-тин», а маленькие: «Тинь-тинь-тинь» (команды выполняют упражнение 2 раза, меняются ролями, и игра продолжается.

№ 24 «Жуки»

Цель: Развивать речевое внимание детей.                          Оборудование: Фланелеграф и картинки: помидор, пароход, тарелка, виноград, корова, шарик, лягушка, петушок, медвежонок, ежик, яблоко, белочка, цыпленок, колесо, кукла.                                                                                      Организация: Мы будем жуками. Жуки жужжат:                              «Жж-ж-ж» (дети повторяют звуки).                                                              – Полетели жуки, зажужжал (дети жужжат), сели на «листочки» (присаживаются). – До кого дотронусь, тот полетит (можно дотрагиваться до 2-3 детей) и потом сядет на «листок». В игре должны принять участие все дети.              Упр. «будь внимательным»                                                                    На фланелеграфе картинки. Вы с куклой будете их называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ  на помидор), а вы скажете? «»дор», получится «помидор». Слова для работы: пету-шок, па-роход, та-релка, вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, мед-вежонок, е-жик, яб-локо,бе-лочка, цып-ленок, коле-со (после того, как дети дополнят слово, воспитатель  произносит его целиком).

№ 25 «Чья бабочка дальше полетит?»                                           Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание                        и артикуляционный аппарат детей.                                    Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением куклы, кубика, машины, телефона, мячика, пирамидки; пособие для игры-соревнования «Чья бабочка дальше полетит?»                                                                                                  Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4на 4 см) на нитке длинной в 8 -10 см. (леска натянута на уровне рта ребенка). Организация:                                                                                        Вызывается трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл. В игре должны принять участие все дети.         Словесная игра «Мишка ленится»                                                          Мишка ленится и плохо произносит слова. Давайте научим его говорить их по частям. Мишка, скажи: «Кук-ла» (мишка произносит быстро, неотчетливо). Нет, мишка. Ты сказал плохо. Сейчас дети тебя научат говорить слова по частям. Давайте хлопать на каждую часть слова: «Кук-ла»                          (2 хлопка). Подобным образом дети называют другие предметы: ку-бик, ма-ши-на, те-ле-фон, мя-чик, пи-ра-мид-ка (мишка повторяет каждое слово). Мишка (предлагая детям поиграть с ним). Я умею ходить вот так (показ), походите так же… Я люблю есть мед. Его я ем вот так (широким языком проводит около ладони – «слизывает» мед). Оближите губы…зубы…(с открытым  и закрытым ртом). Я рычу: «Гр-гр-гр». Порычите так же. Мишка прощается с детьми.

  № 26 « Падают листья»                                                                 Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.                                                                                          Организация: Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст.                                                                                      Утром мы во двор идем -  (дети идут по кругу)                                     Листья сыплются дождем,                                                                         Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик».      (Переступают с ноги на ногу.)                                                                   И летят ….летят…летят.                                                         (Поднимают руки вверх . медленно их опускают  и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Игра « Заводные игрушки»

(Показывая картинки на фланелеграфе). Это заводные  игрушки, говорящие. Они заводятся ключом так: «Гри-гри-грибок» (дети  и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово). Такая работа проводится со всеми словами-названиями: па-па-паровоз, Бу-Бу-Буратино, ми-ми-мишка, ба-ба-барабан, мат-мат-матрешка.

№ 27           « Пчелы и мухи»                                                                    Цель: Развивать фонематический слух и  речевое внимание. Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением  зебры, зайца, козы, розы, зеркала, корзины; синий и зеленый кружки одного и того же диаметра. Организация: Воспитатель делит детей на две группы: пчел и мух. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з-з»). А мухи гудят:           «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар – сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются). Полетели мухи и загудели… сели на травку… дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упр. «Где живут песенки»

Вывешивая картинке на фланелеграфе, я буду  называть предметы и в словах буду петь песенки пчел или мух (произносить все слова с выделением звуков «з» и «зь»). Вы слышали песенки пчел (называет слова со звуком «з»), потому что в словах есть звук «з». В других  словах (называют слова со звуком «зь». «З» произносится твердо (дети повторяют звук), а «зь» произносится мягко. «З» и            «зь» - братцы: «з» -  большой братец, а «зь»- маленький братец.  Картинки со звуком «з» будем ставить возле синего кружка, со звуком «зь» - возле зеленого.  Воспитатель вызывает ребенка, он называет предмет, затем вместе  с воспитателем повторяет слово с выделением звука «з» или «зь», ставит  картинку возле соответствующего кружка. Такая работа проводится со всеми словами-названиями.

№ 28     «Балалайка»                                                                                                                                                          Цель: Развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.        Организация:                   воспитатель делит детей на две группы – большие и маленькие балалайки. Маленькие балалайки поют: «Лю-лю-лю-лю» (показ действий при игре), большие балалайки поют:               «Лу-лу-лу-лу». Я – дирижер. Дети имитируют игру и произносят звукосочетания (2-3 раза). Затем меняются ролями, и игра  повторяется.  

                                                                                                             Упр. «Послушный язычок»                                                       Давайте вспомним, чему мы научили наш язык. Он умеет быть широким (язык опускается за нижнюю губу); может стать узеньким – уколите пальчик… может облизывать зубы (с открытым и закрытым ртом, с широко раскрытым). Он умеет делать  желобок, дразнить кошку (дети выполняют соответствующие упражнения, знакомые им по предыдущим играм). Язык стал послушным, погладьте его зубами. Все упр. повтор. по 2 раза.

№29 Цель:                                                                                        Развивать фонематический слух и речевое внимание детей. Организация: Перед полетом мотор самолета проверяют – его заводят. У больших самолетов мотор поет:                                «Др-др-др-ррр» (дети повторяют), у маленьких  - «Дрь-дрь-рьрьрьрь» (дети повторяются) Дети делятся на две группы: большие и маленькие самолеты. По  сигналу: «Летят большие самолеты» первая группа «заводит» мотор и отправляется в « полет», затем садится на аэродром. Эти же задания после сигнала выполняет вторая команда. Игра проводится 2 раза, дети меняются ролями, и игра повторяется. Игра» будь внимательным» Большой мотор пел: «Рррр», маленький  - «Рьрьрьрь».

Эти песенки живут в разных словах. Эти звуки – братцы. «Р» - большой братец, «Рь» - маленький братец. Я буду называть разные слова. На каждое слово передавайте мяч по кругу. Если услышите песенку большого самолета «Рррр», бросьте мячик мне (дети выполняют задания). А теперь перебрасывать мяч будете, когда услышите  в слове звук «рь».

№ 30 «Телефон»                                                                        Цель: развивать речевое внимание детей.                           Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением санок, синицы, поросенка, листа, зеленый и синий круги; три сюжетные картинки.

Организация: На столе три картинки. Примерные сюжеты: мальчик пылесосит пол, девочка поливает цветы, мальчик кормит птицу. Трое детей встаю в ряд. Воспитатель говорит предложение (по сюжету одной из картинок) последнему ребенку в ряду (на ухо), тот – соседу и т.п. Последний ребенок  идет к столу, громко произносит предложение и показывает картинку.  Игра повтор. 3 раза.  

                                   

Игра «Насос» (в кругу)                                                                        Мы будем надувать насосом шину от колеса машины. Если она плохо надута, машине трудно ехать.                                              – Надуем шину от большой машины: «С-с-с-с» (дети имитируют движения насоса и произносят звуки). Надуем шины от игрушечной машины: «Сь-сь-сь-сь». Игра повторяется 2 раза.  Выставляются картинки на фланелераф. Когда мы надували большую машину, то насос пел: «С-с-с»;, когда игрушечную шину: «Сь-сь-сьс-сь». Эти песенки есть  в словах-названиях этих предметов  (называет слова с выделением звуков). Я долго тянула звуки «с» и «сь». «С» - большой братец, «сь» - маленький братец. Вызывает ребенка, который называет предмет, долго тянет  в слове звук «с» или «сь», ставит картинку после соответствующего кружка (зеленый круг – «с»,  синий – «сь»). Такая же  проводится еще проводится еще с тремя детьми.  


 

Комментарии

Савченко Оксана Алексеевна

Спасибо за замечательную картотеку. Обязательно распечатаю для своих воспитателей. Развитие речи детей, одна из актуальных тем на сегодняшний день. Из 50 детей подготовительных групп, только у троих не выявлены какие-либо нарушения речи. К сожалению родители обращают внимание на эту проблему практически на выходе в школу.

Савченко Оксана Алексеевна

Спасибо за замечательную картотеку. Распечатаю для своих воспитателей. Развитие речи - одна из важных проблем на сегодняшний день. Из 50 детей подготовительного возраста, только у троих не выявлены какие-либо нарушения речи. Только на выходе в школу родители могут придать значение этой проблеме, хорошо если обратят внимание.

Воронкова Мария Владимировна

Отличные упражнения!Спасибо!

Вершинина Яна Сергеевна

Спасибо!Очень хорошая картотека!