«Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».
Разработала воспитатель Долгушева С. А.
1. Тема проекта: «Игровая деятельность детей раннего возраста ».
2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре
3. Цель и задачи проекта.
Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.
1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром , действуя со взрослым и самостоятельно;
2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам ,игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;
3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками
4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей ,развитие их адаптационных возможностей
4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре .Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.
Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:
- здоровье и физическое развитие;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
В игре происходит:
- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между детьми;
- уважительное отношение к окружающим;
- коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;
- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.
5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2014-май 2015)
6. План реализации.
Сентябрь
- составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный год;
- подбор методической литературы по теме;
Октябрь
- согласовать тему с методистом;
- консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;
-анкетирование родителей, тестирование;
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду ;
Декабрь
- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста;
- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;
Январь
- беседы на тему «Зимние сказки»;
- выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование пальчикам);
Февраль
- проведение совместно с детьми аппликацию «Рукавичка»;
- народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)
Март
- проведение праздника «Мамин день»;
- Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»
Апрель
- организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);
- выставка рисунков «Солнечные ладошки»
Май
- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;
- Коллективная работа «Коллаж»;
7. Предполагаемые результаты.
Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:
. Дети должны знать:
-названия образных , спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
-особенности использования разных видов игрушек;
-правила бережного отношения к игрушкам;
-названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь:
-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
-готовить игрушки и место для игры;
-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
- играть рядом и вместе с другими детьми;
-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;
-подражать взрослому , действовать в игре по речевой инструкции взрослого
-самостоятельно инициировать игру;
-создать условия для игр.
В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие ,игры-развлечения, музыкальные игры.
8. Востребованность результатов реализации проекта.
Востребованность этого проекта научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление,воображение
9. Опыт работы по предложенному направлению.
Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности . Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей, воспитание игровой деятельности детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры
10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.
- Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.
- Знакомство педагогов ДОУ с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.
- Для ознакомления педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».
Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ .
План проведения семинара:
- воспитание в детском саду.
- Мальчики и девочки.
- Роль игры в жизни детей раннего возраста.
- Игрушки для детей.
- С чего начать
- Деловая игра «Педагогический комментарий»
Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста .
- Консультации для родителей «Наш малыш, какой он?» (Особенности психического развития детей раннего возраста), «Три года: трудный возраст?» (Основные характеристики кризиса трёх лет), «Все дети разные :значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка», «Почему у ребёнка нарушается поведение? (защитные механизмы детской психики)
Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
- Предложить проведение городского методического объединения на предстоящий учебный год по теме развитие игровой деятельности детей раннего возраста».