Описание системы опыта работы
Конкурс " Профессионал - 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_opyta_raboty_vospitatelya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы воспитателя
Тимониной Елены Дмитриевны
по теме: «Социализация личности дошкольников через привитие навыков культуры поведения»
Содержание:
1.Актуальность, инновационность опыта.
2..Цели и задачи опыта.
3.Условия формирования опыта.
4. Критерии эффективности проводимой работы с детьми по социокультурному воспитанию.
5.Формы работы.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7.Результативность.
8.Перспектива
1. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Однако, нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. Чтобы понять других людей необходимо иметь хорошо развитое мышление и эмоционально-волевые процессы.
Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
2.Моя цель - подготовить детей к жизни, как готовит родная мать своё дитя. Я должна дать им путёвку в школьное детство. Если я сформирую достойное настоящее, то государство и общество получит от них достойное будущее. Значит, я должна закладывать те основы в сознание и условия жизни детей которые сформируют у них такие морально- личностные позиции, от которых будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь «мои» дети станут созидателями новой жизни. Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития ребёнка, так как именно дошкольный возраст наиболее синзетивный для её решения.
На материале программы « От рождения до школы» под редакцией И.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, методологических основ Н.Е.Богуславской, А.Н.Куприной «Веселый этикет» по коммуникативным особенностям ребенка были сформулированы задачи по социокультурному воспитанию.
У детей старшего дошкольного возраста формирую дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Повседневное общение с детьми строго на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующие на ее основе чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость. При воспитании детей старшего дошкольного возраста обращаю внимание на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста проявляют большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только, перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых.
В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.
Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях специально упражняла их в нравственных поступках.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставлю следующие задачи:
- Ознакомление с правилами этикета.
- Выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценка их эмоциональных состояний.
-Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей. - Воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.
-Формирование элементарных правил культуры поведения. -.Формирование любви к природе, родному краю, стремления сохранять и приумножать его богатства.
3.Опыт сформирован в условиях государственного образовательного учреждения «Детский сад № 2573», расположенного в г. Москве и продолжает обобщаться в МБДОУ№ 154 –детский сад г. Тула. В детском саду воспитываются 70 детей. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение работает по художественно-эстетическому направлению .
Цель ДОУ: воспитание здоровой и всесторонне развитой личности, адаптированной к социальным условиям.
На формирование опыта оказали влияние:
- педагогические наблюдения нравственных и интеллектуальных качеств личности ребенка;
- изучение опыта Алябьевой Е.А, Коноваленко С.В., Петериной С.В. и знакомство с опытом педагогов, работающих по этой проблеме;
- работа в творческой группе государственного образовательного учреждения;
- изучение педагогической литературы, в том числе и педагогического наследия Л.Н.Толстого.
- защита дипломной работы в ТГПУ им.Л.Н.Толстого по данной теме.
4.Критерии эффективности проводимой работы с детьми по социокультурному воспитанию.
Все задачи комплексного подхода к социокультурному воспитанию в условиях детского сада существуют необоснованно, а взаимосвязано. Критерии эффективности проводимой работы с детьми:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- систематичное и последовательное использование методов и приемов, способствующих формированию у детей коммуникативных умений;
- соблюдение этики общения между детьми;
- умение детей общаться в различных типовых ситуациях.
Итак, социокультурное воспитание детей рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру (социуму) должны лежать гуманные чувства, сотоварищество, сопереживание. 5.Формы работы.
-Вежливые сказки.
Сказка необходима ребенку как воздух. Ведь именно из сказок дети впервые узнают о противостоянии зла и добра, о проявлении коварства и благородства, предательства и верности.
Детям предлагала истории - сказки, которые знакомят детей с простыми правилами этикета. Герои - животные, птицы, игрушки взяты самые обыкновенные. Вежливые сказки дают детям возможность анализировать поступки героев. В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения. Вежливые сказки дают ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Интерес детей в вежливой сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, а также конечным результатом. Большую роль играют следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Сказки рассказывают в занимательной форме, что дает возможность стать членом, интересного общества друзей, научиться понимать их потребности и взаимопонимание друг с другом.
Сказки, сочиненные мной для детей представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность.
-Интегрированные занятия.
В соответствии с поставленными задачами занятия строила в интересной, занимательной для детей форме. Все занятия давались детям с учетом 3-х уровневого подхода. В содержании занятия использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И.Чистякова, С.И.Семенака, И.Н.Пикулева) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов использовала:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.
-Разыгрывание игровых ситуаций.
Предлагала детям разыгрывать те или иные ситуации, которые направлены на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Побуждала детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
-Беседы.
Беседы - специально организованный разговор с детьми на определенные темы. Целью бесед является уточнение и систематизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения.
- Ознакомление с художественной литературой.
Подбирала художественные произведения, сказки для детей
старшего дошкольного возраста. Почему именно художественную
литературу и в особенности сказки? Потому что искусство,
литература - богатейший источник и побудитель чувств,
переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
-Игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.
Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения использую коллективные игры - занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Таким образом, игры-занятия, упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета, увлекают детей и служат переходом от игры к серьезным, сознательным действиям.
5. Работа с родителями.
В работе с родителями детей по вопросу нравственного воспитания использовала «папки-передвижки», которые родители брали домой, и осмысливали материал по конкретной теме, с учетом поведения каждого ребенка. Оформила стенд для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения - ее значение, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей.
Предлагала родителям анкеты, которые позволяют выявить уровень коммуникативных умений родителей и раскрывают особенности общения родителей с детьми. Ежемесячно организую консультации, содержание которых соответствует темам предстоящих родительских собраний, отвечаю на все интересующие родителей вопросы по данной теме.
Провела собрание в нетрадиционной форме «круглый стол» для родителей вместе с детьми, где разыгрывались игровые ситуации,с участием родителей и детей. В результате возникла необходимость совместного проведения «родители + дети» собраний по вопросам социокультурного воспитания.
Таким образом, веду работу с родителями в 2-х направлениях. Во-первых, оказываю действенную помощь родителям в воспитании детей, и, во-вторых, координирую работу с детьми детского сада и родителей. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи - это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
6. Работа с педагогами.
В работе с педагогами по вопросам воспитания у дошкольников культуры поведения использовала следующие формы:
- проведение консультаций на темы: «Планирование работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста», «Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах»;
- выступление на педагогических часах по вопросам воспитания у дошкольников культуры поведения;
- проведение семинара- практикума «Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;
- показ открытых занятий по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и этикета.
7.Результативность
У детей появились культурные навыки общения в социуме:
- самостоятельно вступают в общение со взрослыми, сверстниками;
- научились пользоваться ласковыми и вежливыми словами;
- проявляют интерес ко взрослым, их действиям;
- применяют правила культуры поведения в общественных местах ;
- участвуют вместе со взрослыми в добрых делах.
- правильно понимают эмоциональные состояния других,
- активно выражают готовность помочь младшим.
8. Перспективы.
1. Внедрить в практику работы по воспитанию правильных этических норм технологию Н.Е.Богуславской, Н.А.Куприна «Весёлый этикет».
2. Разработать и включить в практику работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников игры- перевоплощения, игры- импровизации.
3. Повысить качество работы по социально- нравственному воспитанию до 100%, посредством внедрения новых технологий и методических пособий.
Комментарии
Тема актуальна!И работу
Тема актуальна!И работу провели на 5+!