Из опыта работы. Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Основная особенность музыкально-дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они созданы взрослыми в целях воспитания, обучения и развития детей .
Виды музыкально-дидактических игр разнообразны: это и подвижные игры
( дети делятся на подгруппы, и, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на нее движениями).Игры построенные по виду хороводных(дети образуют несколько кружков. Звучит музыка в высоком регистре -идут дети первого круга, на музыку в среднем регистре -идут дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга).В заключении все дети водят общий хоровод.
Дети очень любят играть в музыкально-дидактические игры с использованием наглядных пособий.
Например, музыкально- дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха « Три поросенка» по звукам мажорного трезвучия «до-ля-фа»
Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая ее показом карточек с изображением трех поросят. « В одном сказочном домике жили три веселых поросенка. Они очень любили петь, и каждое утро начинали с песенки. Поросенок Ниф - Ниф пел высоким голосом, у Наф -Нафа голос был средний, а у поросенка Нуф- Нуфа –самый низкий. Поросята спрятались в домике, и выглянут в окошечко только тогда, когда дети позовут одного из поросят его песенкой.» При выполнении этого условия детям показывают карточку с изображением поросенка.
В самостоятельной деятельности дети используют такие музыкально-дидактические игры, как: «Угадай, на чем играю?», «Чудесный мешочек»,
« Выложи ритм».
Наблюдая за самостоятельной игрой детей, я подумала, что можно разнообразить этот вид деятельности, стоит только начать моделировать музыкально-дидактическими играми. Достигается все очень просто.
Например, музыкально-дидактическую игру «Выложи ритм песенки» можно моделировать, используя, например, конструктор «Лего».Педагог, который проводит игру, договаривается с детьми, что длинные звуки мы будем выкладывать например -деталями синего цвета, а короткие -красного цвета.
Далее предлагает детям выложить знакомую песенку.
Детали конструктора выкладываются в определенной последовательности, что и будет обозначать определенный ритмический рисунок.
Также можно использовать для игры обыкновенные детские стульчики.
В начале условиться с детьми, что стульчики, поставленные спинкой вперед-это длинный звук, а поставленный сидением вперед -это короткий звук.
Дети расставляют стульчики в определенном порядке, соответственно ритму задуманной песенки. По окнчании детям предлагается прохлопать ритмический рисунок, который они создали.
Данный метод позволяет также расширить пространственные рамки для занятия данным видом деятельности. Им можно заниматься и в группе, и на участке, и дома.
В процессе использования данного метода я заметила, что детям не только не надоедает этот вид деятельности, но он наоборот увлекает их, так как в каждой игре используются разные предметы, что вносит элемент необычности и новизны. Многие ребята начинают проявлять инициативу, включаясь в процесс моделированием музыкально-дидактических игр, предлагают использовать при этом самые неожиданные предметы, что положительно влияет на развитие их фантазии и воображения. Качество усвоения детьми учебного материала повышается многократно, по той причине, что дети не чувствуют себя «обучаемыми», а становятся «сотрудниками», а в каких-то случаях и «руководителями» процесса.